Вот нашёл источник.
Размеры дани неоднократно упоминаются как в русских летописях и исторических документах (например, в завещании Дмитрия Донского), так и в монгольских источниках. В XIV веке они в среднем составляли «полтину с сохи», то есть 50 копеек с трёх дворов. Но много это или мало? Учитывая средний размер одного хозяйства (5 десятин), урожайность (сам-4, т.е. осенью собирали в 4 раза больше чем посадили весной) и цены на рожь (5,5 – 6,5 коп. за коробью) мы можем посчитать средний ежегодный доход двора в 1 руб. 50 коп. – 1 руб. 70 коп. Таким образом дань составляла 50 копеек с 4,5 – 5 рублей (не забываем что собирали полтину с трёх дворов), то есть была равна примерно 10 % от доходов. Фактически, крестьяне платили татарам классическую десятину – средний размер налога с крестьян в Европе в то время. Но почему же именно «татарская десятина» заставляла крестьян жить впроголодь? Всё дело в порядке её сбора.
Сами монголы её сбором не занимались. Деньги с крестьян собирали удельные князья, отвозившие собранное ко двору великого князя. А уже великий князь вёз дань в Орду. Фактически, он и контролировал весь процесс. Это позволяло собирать с населения «немного больше», чем требовал хан и оставлять лишнее себе. Именно поэтому и была столь ожесточённой борьба русских князей за ярлык на великое княжение, ведь кто великий князь – «того и касса».
Но как много великие князья оставляли себе? На этот вопрос мы можем ответить на примере Дмитрия Донского. Княжеские сборщики дани вели налоговый учёт населения, составляя, так называемые дефтери, согласно которым на 1360 год в Великом княжестве Владимирском было 15 тем (тьма – это административная единица, заимствованная у монголов и соответствующая 10 тысячам большесемейных дворов. А один большесемейный двор соответствовал одной сохе). Получается, что всего с населения княжества должно было собираться 75 тысяч рублей серебром. Между тем, в последний год выплаты дани Мамаю (1371 год) в Орду было послано всего 5 тысяч рублей. Остальное, как мы можем догадаться, князь оставил себе.
Именно на праве сбора дани на Руси и поднялись московские князья. С тех пор как ярлык на великое княжение стал наследственным в их роду, а это случилось как раз при Дмитрии Донском, который передал его своему сыну Василию I не спрашивая разрешения у хана Золотой Орды, их экономическая мощь стала просто несоизмеримой с соседними княжествами. Это и привело к тому, что Москва стала центром объединения русских земель.
Отредактировано Георгий (2023-07-31 10:15:06)