7. ПЕСЦЕННИЙ НИГЕР.
После победы Септимия Севера над своим главным соперником - Песценнием Нигером - вероятнее всего все денарии, отчеканенные на Востоке, были отозваны и переплавлены. Именно поэтому они очень редки. Очень сложно - из-за плохого металла и местной чеканки - найти монеты в приличном качестве. Если раньше специалисты предполагали, что все денарии чеканились в столице римской Сирии - Антиохии, то сейчас уже нет сомнений, что часть из них была отчеканена в Александрии, Кейсарии Каппадокийской и еще нескольких городах, где большинство населения говорило на греческом языке. Возможно поэтому на денариях колоссальное количество ошибок в легендах. Мастера-граверы просто не владели латынью, и лепили надписи с громадным числом ошибок.
Монета исключительного качества из прекрасно сохранившегося металла, со штемпельным блеском. Хотя в аннотации к ней на аукционах она определена как вариация, на самом деле этот денарий значительно отличается от указанных номеров во всех основных каталогах.
На реверсе нет щита у ног Марса, как на монете, внесенной в каталоги.
В легенде на аверсе вместо Е написано F. Имя императора здесь читается как ПесцеФний Нигер.
В легенде на реверсе вместо Марс Победоносный написано МаПс Победоносный.
«Песценний отличался полнотой, обладал красивой наружностью, волосы изящно зачесывал назад. Голос у него был хриплый, но громкий настолько, что, когда он говорил на поле, его можно было слышать за милю, если этому не мешал ветер. Лицо у него было внушавшее уважение и всегда багровое, шея – до того черная, что, по словам очень многих, из-за этого он и получил прозвание «Нигер». Все прочее тело было белое и скорее тучное. Он был жаден до вина, умерен в еде, а любовные утехи признавал единственно только для рождения детей. С общего согласия он принял на себя в Галлии совершение неких священнодействий, которые поручаются обычно самым непорочным людям. Еще и теперь на мозаичной картине в изогнутом портике в садах Коммода мы видим изображение Песценния, в то время как он носит священные предметы Изиды среди самых близких друзей Коммода. Коммод был настолько предан обрядам Изиды, что и голову брил, и Анубиса носил, и участвовал во всех ритуальных остановках. Итак, Нигер был превосходным легатом, замечательным консулом, человеком выдающимся в своей домашней и общественной жизни, но несчастливым императором. В сущности, он под властью Севера, человека мрачного, мог бы быть полезным для государства, если бы только захотел стать на его сторону» (Элий Спартиан «История августов»).
Pescennius Niger AR Denarius. 'Antioch' mint, AD 193-194. IM P CAES C PESCFN NIGER IVST AVG, laureate head right / MAPTI VICTORI, Mars standing left, holding Victory in outstretched right hand and reversed spear in left. RIC 55 var. (legends); RSC 51 var. (same); BMCRE 308 var. (same). 3.73g, 18mm, 1h.
Mint State. Exceptional metal quality and preservation for a denarius of Pescennius Niger.
Ex Triton XVIII, 6 January 2015, lot 1149.
Ex Roma XVI, 26 September 2018, lot 481.
8. Julia Domna AR drachmа, Caesarea, Cappadocia. Dated year 15, 207 AD.
1) аверс IOVΛIA ΔOMNA CE,/ draped bust right
2) реверс MHTPOПO KAICAPIAC / Mount Argaeus surmounted by star, date ET IE below.
Весной на аукционе в Питере купил убитую бронзяшку за 200 руб. и когда стал чистить, то под "бронзой" оказалась серебро и... вот такая монетина.
В центре на реверсе нашей монетки изображена Аргейская гора, которая является главной достопримечательностью Каппадокии и находится в нескольких километрах к югу от Кесарии. Значение этой горы связано с культом Митры и с римской пропагандой. Известно что то или иное изображение на провинциальных монетах Рима всегда имеет какое-то пропагандистское значение.
Аргейская гора была священной для каппадокийцев задолго до прихода туда лукавых греков. На этой горе со времен персов справлялись митраистские культы. Греки стали ходить по мозгам местным семитам и эллинизировать население видом своих богов. Об этом говорит такой красноречивый факт, что изображение горы никогда не попадало на греческие монеты до прихода римлян в регион. Гора появляется эпизодически на бронзовой монете мизерными тиражами и только в момент сильного римского давления (на монетах Ариобарзана Филоромея). Это показывает степень отчуждения греков местным культам. Этот недостаток пытался восполнить Архелай, но и у него гора изображается формально. Есть тип с орлом на вершине, есть тип просто горы без каких-либо атрибутов. Как уже отмечалось, таким образом Архелай апеллирует к чувствам негреческого населения. Но было уже поздно – время независимости прошло.
Римляне же, нащупав альтернативу религиозности в данном регионе, с помощью негреческой символики вбили клин между греками Каппадокии и ее туземным населением. «Разделяй и властвуй» -- этот принцип римлян и в Каппадокии был пущен в ход. Выпуску ландшафтной монеты с местной религиозной достопримечательностью посвящены научные труды, в частности и в каталоге Roman Provincial Coins, в котором имеется статистика по кладам, найденным в регионе, из которой следует, что почти 80% местного чекана, например, при Тиберии было посвящено Аргейской горе.
Монета передаёт реальный вид Аргейской горы в мельчайших деталях: сама трёхконечная форма Аргейской горы передана на монете точно. Во-вторых, в начале подъёма на гору находится долина грибовидных структур, которые образовались из-за выветривания -- турецкая визитка Каппадокии. Вулканический разрез этих образований выглядит следующим образом: наверху расположены темные базальты и андезиты, а внизу - более светлые туфы. Между ними идет четкая горизонтальная линия, обозначающая нижнюю границу обвалившейся каменной глыбы. Шейка туфового конуса со временем постепенно утончается, благодаря чему в какой-то момент эта «шляпка» будет обрушена. Незащищённые скалы разрушаются до полного исчезновения. Процесс их образования и разрушения, проявившийся в четвертичном периоде, продолжается и до наших дней.
В центре горы на чекане изображена яблоко-видная выемка -- это или культовая пещера, в которой проходили митраистские таинства, или водопад юга. Южный вид Аргейской горы прямо таки фиксирует Полярную звезду --как на поздних типах монет со звездой (наш вариант).
Связь митраизма с сольным культом возможно как раз при официальным чеканах династии Северов. Как отмечают отечественные нумизматы (в частности Д.Брацун), креативный чекан Тиберия, фиксирующий религиозную ситуацию в Малой Азии, не поддерживается при Клавдии, который воюет в противоположном месте, а также Нероне: при этих императорах монеты с горой практически не чеканятся. Возрождение типа наступает при имп. Веспасиане и расцветает при Траяне. Последний император в борьбе с Парфией строит дороги, развивает инфраструктуру и... чеканит монеты [Да, можно с этим согласиться]. При династии Северов идея имп. Траяна чеканить пропагандистские монеты набирает обороты. Как заметил Д.Брацун, на одной из монет Септимия Севера в сюжете тридрахмы – на вершине горы резчик показал четыре фигуры, одна из которых со скипетром и глобусом: "Я склонен трактовать эту картину в митраиском духе: слева, очевидно, изображен сам Соль-Митра, а справа – император Септимий Север (фигурка покрупнее в центре) и его сыновья Каракалла и Гета по бокам (фигурки поменьше). Юлия Домна не могла быть изображена на вершине горы, так как культ Митры был сугубо мужским и женщинам в этот мир путь был заказан". Однако, на нашей монете не только Армейская гора, но и сама императрица -- Юлия Домна. Возможно, что имперская пропаганда меняет пол -- мужской род на женский?
9. Денарий императора Александра Севера, отчеканен в 232 году. Реверс - стоящий Юпитер замахивающийся молнией. Монетка не редкая, но красивая. Тут все сошлось - и красивый штемпель и прочекан, и центровка, и отсутствие износа.