1. Денарии Петиллия Капитолина и Вольтея. Капитолийский храм – Капитолий.
Знаменитый храм Юпитера Наилучшего Величайшего на Капитолийском холме (Aedes Iovis Optimi Maximi Capitolini) был основан в очень дание времена, первоначальное тетрастильное (четыре колонны) здание этрусского ордера сгорло дотла, со всем имуществом, во время гражданских войн 80-х годов до н.э. и в начале 60 годов до н.э. храм был отстроен заново как гексастиль (шесть колонн) коринфского ордера, под руководством Квинта Лутация Катула, получившего за это прозвище «Капитолийского».
В римской республиканской чеканке есть изображение обоих вариантов Капитолия.
На денарии Вольтея 78 г до н.э. изображен первый вариант храма с четырьмя колоннами.
Между колоннами три закрытые двери, для входа - в центральную целлу Юпитера , правую Минервы, левую Юноны.
На денарии Петиллия Капитолина, 43 г. до н.э., изображён второй вариант этого храма. Фасад включал три ряда из шести колонн и установленный на них треугольный фронтон с изображением волчицы и богини Ромы. Над центральной частью фронтона размещалась скульптура Юпитера, управляющего колесницей, а слева и справа от него — статуи Юноны и Минервы. Между колоннами изображены гирлянды.
Был разрушен в 69 г н.э. во время гражданской войны между Вителлием и Веспасианом
2. Денарий Кассия Лонгина. Храм Весты
Кв. Кассий Лонгин, денарий 55 г. до н.э.
Храм Весты, один из древнейших в Риме, был построен в юго-восточной части Форума, как полагают, первыми римскими царями: Ромулом (753–715 гг. до н.э.) или Нумой Помпилием (715–673 гг. до н.э.).
Впервые круглый храм Весты, украшенный коническим куполом, был показан на реверсе денария Квинта Кассия Лонгина 55 г. до н.э. Справа и слева от изображения храма Весты помещена избирательная урна (sitella) и табличка для голосования (sorticula) с надписью A и C, что означает, соответственно, «оправдываю» (absolvo) и «осуждаю» (condemno).
Предполагается, что эти предметы намекают на народного трибуна Кассия Равиллу, предка монетария Кассия, который был известен тем, что провёл закон о введении в римских судах тайного голосования (с помощью табличек).
3. Денарий Муссидия Лонга. Храм Венеры- Клоакины.
Согласно Плинию, на этом месте проводилась церемония очищения римлян и сабинян после похищения сабинянок.
Это небольшое святилище было посвящено римской богине Клоацине, которая считалась покровительницей Большой Клоаки, а позднее была отождествлена с Венерой.
Храм примыкал к ступеням Эмилиевой базилики, ведущим к ее фасаду, располагаясь как раз над тем местом, где Большая Клоака пересекает Форум.
Являлся не крытой постройкой.
Изображение храма дошло до нашего времени только на денариях, чеканенных в 42 г. до н.э. Муссидием Лонгом. Храм представляет округлый подиум с надписью CLOACIN к которому примыкают ступени ведущие к двери в решетчатой балюстраде , открывающей доступ к двум стоящим женским статуям, одна из которых держит в руке цветок, указывающий на то, что это Венера.
На некоторых денариях можно увидеть мелкие детали – изображение птиц на колоннах возле статуй , напротив двери ,в решетке ограждения, изображен столб с навершием в виде протомы грифона.
Святилище Клоакины — одно из древнейших; под тем цоколем, что виден сейчас, — еще семь слоев камня разных времен: культурный слой поднимался, и фундамент приходилось надстраивать.
Поэт Плавт (254-184 г до н.э.) упоминает храм в комедии «Циркулион» (Хлебный червь)
Где какого человека легче отыскать скажу,
Чтобы не потратить даром труд, когда найти хотят
Без порока ли, с пороком, честного ль, бесчестного ль.
Вероломный ли вам нужен - вас я шлю к Комицию,
Хвастуна, лгуна хотите - храм богини всех клоак;
А мотов-мужей богатых сыщешь под басиликой,
Потаскушки отставные там же и дельцы-крючки;
Вскладчину кутить кто любит, - те у Рынка нижнего,
А на среднем, у Канала, - там приют для франтиков,
Болтуны, нахалы, злые - тех найдешь над Озером:
Ни за что наносят нагло оскорбленье всякому,
Что о них дурного скажут, это безразлично им.
А под Старыми Рядами под процент дают, берут;
Кто за храмом Кастора, тем бойся верить с первых слов.
На Этрусской улице там люди продают себя.
На Велабре хлебники ли, мясники ль, гадатели
Или поднадуют, или сами попадутся в сеть.