5. Денарий Гая Папия Мутила
БЫК И ВОЛЧИЦА. Союзническая война90–88 гг. до н.э. Гай Папий Мутил, ARденарий, 90 г. до н.э.
Аверс: голова Либера в венке из плюща, повёрнутая вправо; монетная легенда на оскском языке MVTIL EMBRATVR.
Реверс: Бык, повёрнутый вправо, топчет Капитолийскую волчицу; монетная легенда на оскском языке [C] PAAPI.
Изображение Либера-Бахуса на аверсе денариев Гая Папия Мутила, выпущенных в период Союзнической войны 90–88 гг. до н.э., вероятно, связано с новой идеологией восставших против Рима италийских городов, когда чисто римское внешнее оформление «союзнических» монет было предназначено для декларации новых лозунгов.
На реверсе монеты Мутила показана весьма экспрессивная сцена: бык, топчущий Капитолийскую волчицу, которая здесь, несомненно, символизирует Рим. Сам бык, вероятно, является тем самым легендарным «сабельским быком», посвящённым Аресу, с помощью которого самнитские племена, по преданию, основали свою новую колонию на территории Италии.
Кроме того бык (bos, bovis) был зооморфным эпонимом, давшим своё имя одному из главных городов восставших — Бовиануму, что также придаёт этому сюжету особое, символическое значение.
Короче, наглядными средствами нумизматической пропаганды, — в самый разгар кровопролитной Союзнической войны, — здесь бросается яркий лозунг. Что-то вроде: «Мочи римских шавок!», «Топчи Капитолийскую суку!», «Наши быки круче!» и т.п.
В контексте этих интерпретаций, голова Либера на аверсах «союзнических» денариев олицетворяет не только гражданские свободы, за которые и боролись италики с гражданами Рима, но и подчёркивает функции бога как покровителя свободных городов.
В изображениях Либера-Бахуса на «союзнических» денариях также можно увидеть определённый намёк на возможного союзника восставших италиков — Митридата VI, взявшего эпитет «Дионис» и, по литературным и эпиграфическим данным, включившего его в свою титулатуруещё в 102–101 гг. до н.э. По некоторым версиям, в начале Союзнической войны даже предполагалось, что италийские племена заключат военный союз с Митридатом и заставят римлян воевать, как говорится, «на два фронта».
6. Денарий Августа. Замечательная лошадка под принцепсом на реверсе этого денария!
7. НОСОРОГ. Домициан, AE квадрант, 84–85 гг.
Единственное изображение носорога на римских монетах помещено на аверс квадрантов императора Домициана.
Римляне ранее уже видели это мощное животное, привезённое в Рим ещё в правление Августа, который повелел вывести его на огороженное место для голосования (Септу) на Марсовом поле для всеобщего обозрения. Это грозное зрелище, видимо, так запомнилось римлянам, так что и почти через 100 лет Светоний не преминул упомянуть о нём в своей биографии Августа.
После торжественного открытия Амфитеатра Флавиев (позднее получившего название Колизей) в 80 г. проводились многодневные игры, конные ристания, бои гладиаторов, навмахии, театрализованные представления. Среди них прошли и бои с дикими зверями, которые, по счастливой случайности, были обстоятельно описаны Марциалом в его поэтической «Книге зрелищ». Сражениям разных животных, стравливаемых с носорогом, было уделено особое место:
Заполонивший собой целиком твою, Цезарь, арену,
На неожиданный бой ринулся вдруг носорог.
Голову низко нагнув, разгорелся он яростью страшной!
О, что за бык, коль ему бык только чучелом был!
Благодаря подробному описанию Марциала, известно, что в начале этого судьбоносного боя носорог спокойно и флегматично стоял в амфитеатре, но, после того, как его раздраконили глупые венаторы (обычно в животинку тыкали железом, кидали горящие факелы, тряпки или сучья и т.д.), этот живой «танк» рассвирепел и как некий бронированный ангел смерти носился по арене, поднял на рог и вспорол животы множеству животных, а кое-кого и растоптал в кровавую кашу:
Сами, от страха дрожа, вожаки носорога дразнили,
Но не спеша закипал зверя огромного гнев.
Стал сомневаться народ в обещанной Марсовой битве,
Как пробудилася вновь ярость привычная в нём.
Так же он рогом двойным медведя тяжёлого вскинул,
Как бросает кзвездáм чучела встречные бык.
Так направляет удар норикской рогатины меткой
Твёрдой рукою своей юный ещё Карпофор.
Пару тельцов нипочём пронести ему было на шее,
И отступили пред ним буйвол и страшный бизон;
Лев, побежав от него, стремглав на оружье наткнулся.
Вот и поди негодуй на промедленье, толпа!
Видимо, этот эффектный бой при открытии Амфитеатра Флавиев хорошо запомнился и в дальнейшем ещё не раз обсуждался изумлёнными горожанами. Скорей всего, именно в память этого экзотического сражения Домициан и выпустил медный квадрант с изображением носорога. Выбор номинала также был не случаен: мелкая монетка в квадрант имела широкое хождение среди римского плебса— которому ещё раз напомнили об открытии огромного амфитеатра и роскошных играх, устроенных в честь этого события.
О редкости носорога, которого крайне трудно было поймать живьём, свидетельствует тот факт, что уже позднее император Гордиан III, готовясь в 243 году к своему будущему триумфу над персами, повелел доставить в Рим тысячи видов различных животных. Носорог среди них был ОДИН.
8. Денарий Каракаллы с Небесной богиней из Карфагена. (Dea Celestis). Она скачет на льве. Вот этот лев и будет назначен животнм на конкурс. Кстати в виде бонуса за львом видно дерево - растение.