1. Лесбос. Митилена. Электровая гекта. (2.56 грамм), 521-478 года до н.э. Bodenstedt-13. Аверс: голова рычащего льва, повернутая направо. Реверс: инкьюз в виде головы теленка, повернутой направо.
2. Фессалия, Ларисса, драхма, 430-410 гг до н.э. На аверсе борьба юноши с быком, на реверсе - скачущий конь.
3. Драхма Синопы, отчеканенная в 330-300 гг. до н.э. На аверсе монеты портрет нимфы Синопы, дочери речного бога Асопа и Метопы. Традиционно считалось, что Синопа была девственницей, что символизировало политическую независимость данного полиса. На реверсе монеты изображен морской орел, атакующий дельфина. Данная сцена определяется как сакральный символ, являющийся городским гербом. Бытование этого мотива фиксируется в нумизматике античного Причерноморья начиная с конца VI в. до н.э., и на протяжении V и IV вв. до н. э. Есть мнение, что этот тип заимствован с монет Олимпии 70-х годов V в. до н.э. Так у Павсания описан ритуал на олимпийских праздниках, который предусматривал на состязаниях коней сакральное действо в виде подъёма медной фигуры орла с распущенными крыльями над жертвенником и опускание при этом на землю медного дельфина.
4. Селевк I, тетрадрахма, 296-281 гг до н.э. г.Селевкия-на-Тигре 27,5 мм, 17,19 г. На монете изображена квадрига боевых слонов, которой управляет богиня победы Ника.Считается, что этот тип монет чеканился в память о битве при Ипсе 301 года до н.э, в которой решающую роль сыграли боевые слоны Селевка. По итогам этого сражения окончательно оформился распад империи Александра Македонского.
5. БЫК И ВОЛЧИЦА. Союзническая война90–88 гг. до н.э. Гай Папий Мутил, AR денарий, 90 г. до н.э.
Аверс: голова Либера в венке из плюща, повёрнутая вправо; монетная легенда на оскском языке MVTIL EMBRATVR.
Реверс: Бык, повёрнутый вправо, топчет Капитолийскую волчицу; монетная легенда на оскском языке [C] PAAPI.
Изображение Либера-Бахуса на аверсе денариев Гая Папия Мутила, выпущенных в период Союзнической войны 90–88 гг. до н.э., вероятно, связано с новой идеологией восставших против Рима италийских городов, когда чисто римское внешнее оформление «союзнических» монет было предназначено для декларации новых лозунгов.
На реверсе монеты Мутила показана весьма экспрессивная сцена: бык, топчущий Капитолийскую волчицу, которая здесь, несомненно, символизирует Рим. Сам бык, вероятно, является тем самым легендарным «сабельским быком», посвящённым Аресу, с помощью которого самнитские племена, по преданию, основали свою новую колонию на территории Италии.
Кроме того бык (bos, bovis) был зооморфным эпонимом, давшим своё имя одному из главных городов восставших — Бовиануму, что также придаёт этому сюжету особое, символическое значение.
Короче, наглядными средствами нумизматической пропаганды, — в самый разгар кровопролитной Союзнической войны, — здесь бросается яркий лозунг. Что-то вроде: «Мочи римских шавок!», «Топчи Капитолийскую суку!», «Наши быки круче!» и т.п.
В контексте этих интерпретаций, голова Либера на аверсах «союзнических» денариев олицетворяет не только гражданские свободы, за которые и боролись италики с гражданами Рима, но и подчёркивает функции бога как покровителя свободных городов.
В изображениях Либера-Бахуса на «союзнических» денариях также можно увидеть определённый намёк на возможного союзника восставших италиков — Митридата VI, взявшего эпитет «Дионис» и, по литературным и эпиграфическим данным, включившего его в свою титулатуруещё в 102–101 гг. до н.э. По некоторым версиям, в начале Союзнической войны даже предполагалось, что италийские племена заключат военный союз с Митридатом и заставят римлян воевать, как говорится, «на два фронта».