6. ЛАВР, Веспасиан, посмертный AR денарий, 80–81 гг.
Во времена Империи лавровые ветви, считавшиеся очистительным средством «от крови, пролитой на войне», — брались для проведения триумфов из лавровой рощи в имении императора Августа, расположенного на 9-й миле по Фламиниевой дороге.
Римское предание излагает чудесную историю о Ливии, жене Августа, и о том, при каких обстоятельствах лавровое дерево стало одним из главных атрибутов триумфального шествия: «Затем с Ливией произошёл случай, доставивший ей удовольствие, но остальными воспринятый со страхом: орёл уронил ей на колени белую птицу, несущую ветвь лавра с ягодами. Поскольку это, казалось, было предсказанием важных событий, она позаботилась о птице и привила лавр, который пустил корни и вырос так, что надолго снабдил тех, кто праздновал триумфы в дальнейшем» (Светоний. Гальба, 1).
Два лавровых ветви изображались ещё на монетах Августа, между ними помещён «щит доблести». Известно, что16 января 27 г. до н.э. Сенат даровал Октавиану имя Августа и золотой щит с надписью «за мужество, милосердие, справедливость и благочестие» (virtutisclementiaequeetiustitiaeetpietatiscaussa). Таким образом, щит в окружении лавровых ветвей символизировал доблесть и многочисленные триумфы правящего императора.
Посмертный денарий Веспасиана отчасти повторяет композицию реверса этих монет Августа: между двумя лавровыми ветвями стоит колонна с погребальной урной на верху, к которой прислонён щит с надписью SC. Вероятно, Тит, выпустив денарий в память своего отца, хотел символически подчеркнуть основные свершения Веспасиана, который преуспел в строительстве (колонна), доблести (щит) и военных победах (триумфальные лавровые ветви).
7. Денарий Веспасиана (69-79г.г. н.э.). На реверсе - модий с пшеничными колосками.
8. ПАЛЬМА, Веспасиан, АЕ сестерций, 71 г.
Аверс: голова Веспасиана в лавровом венке, повёрнутая вправо.
Реверс: иудейский пленник со связанными руками стоит, повернувшись вправо; перед ним стоит пальма, под которой сидит персонификация провинции Иудея, повернувшись вправо.
Традиция отмечать победителей пальмовой ветвью существовалаещё в Древней Греции и в Риме. Гонец с ветвью пальмы в руке посылался с известием о победе, победителям Олимпийских игр вместе с венком из ветвей оливы вручалась и пальмовая ветвь, которая считалась пожелания здоровья и долголетия. Позднее пальмовая ветвь (как и оливковая) стала олицетворять мир.
Но на монетах Веспасиана и Тита, выпущенных после победы над Иудеей, пальма становится, прежде всего, одним из главных символов мятежной провинции.
Значение финиковой пальмы для народов Палестины было исключительным. Помимо плодов, которые это дерево приносило, ствол давал древесину, а пальмовыми листьями покрывали крыши, спасаясь от палящего солнца, или плели из них циновки, корзины и изгороди.
О пальме как подательнице всех благ не раз упоминается в Ветхом Завете: «в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней» (Левит 23:40); «пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному» (Неемия 8:15). Иерихон, окружённый пальмовым лесом, даже назывался «Городом Пальм» (Второзаконие 34:3; Книга Судей 1:16).
Этот важнейший аллегорический смысл пальмы как главного дерева иудеев, впервые появившийся на монетах Флавиев, впоследствии стал общепонятным символом. Уже позднее на сестерциях Нервы, выпущенных по случаю отмены «еврейского налога» (FiscusIudaicus), опять изображается пальма — как один из самых узнаваемых атрибутов Иудеи.
9. Centeninoalis Constant. На реверсе показан римский воин выводящий из леса
маленького варвара. Лес условно обозначен одним деревом, которое и будет
конкунсным растением на этом конкурсе.