6. Elagabalus, 218-222. Denarius (Silver, 19mm, 3.04 g, 1h), Rome, 219-220. IMP ANTONINVS PIVS AVG Laureate and draped bust of Elagabalus to right. Rev. LIBERALITAS AVG II Liberalitas standing left, holding an abacus in her right hand cornucopiae in her left. Cohen 80. RIC 100. A nice example perfectly centered and attractively toned.
Персонификация Щедрости (Liberalitas) - как одна из царственных добродетелей очень часто встречается на реверсах многих римских монет. Каждая из которых свидетельствуют о тех случаях, когда императоры являли народу свою щедрость путем всевозможных раздач, как денежных, так и продуктовых. Подобная традиция родилась еще задолго до того, как была отчеканена эта монетка Элагабала с очень выразительным изображением Liberalitas, с характерными атрибутами и очень четкими деталями лица и одежды. Еще в ранний период Рима, появилась практика подобных раздач, которые назывались Congiarium (Munus), так как распределяли «полные конгии масла» (congios oleo plenos). В период свободной республики эти раздачи были специально возложены на эдилов — как средство приобретения благосклонности народа. Практика продолжалась и при императорах. И иногда на монетах встречается слово CONGIARIVM, однако все же чаще употребляется термин Liberalitas, к которому нередко добавляется число I. II. III. И так далее. Это число показывает, сколько раз каждый император проявил щедрость за время своего правления. В этих случаях императорская щедрость, как правило, заключалась в том, что каждому человеку выдавалась определенная денежная сумма. Если же производилась раздача зерна или хлеба, чтобы население Рима не страдало от дороговизны и голода, то это называлось аннона (и на монетах появлялась иная персонификация - Annona). Выплаты солдатам сверх обычного жалованья так же имели место, но именовались донативом (Donativum), однако данной персонификации на монетах не встречается, вероятнее всего, оно включалось в понятие Liberalitas или Congiarium. После правления Марка Аврелия слово Congiarium на монетах больше не встречается, и используется только надпись и персонификация Liberalitas.
Чаще всего персонификация Щедрости (Liberalitas) предстает в образе женщины, держащей в одной руке абак — квадратную табличку с ручкой и определенным числом точек (по сути античные счеты), показывающих, что правитель раздал народу деньги, зерно и другие предметы потребления. В другой руке она держит рог изобилия, обозначающий изобилие пшеницы в государственных зернохранилищах. Щедрость представлена как руководительница всех раздач (congiaria). Щедрость августов могла быть двух видов: обычная и чрезвычайная. Первая представляла собою раздачу в честь восхождения на трон, юбилея правления, женитьбы сыновей и по другим значимым событиям. Вторая происходила в момент голода или иной экстренной ситуации. Что интересно, не все моменты раздачи денежных средств зафиксированы историками, упоминаются в литературных источниках, а вот на монетах они появляются значительно чаще, и можно отследить сколько их было, например, во времена императора Септимия Севера.
На этой монете Элагабала, участвующей в конкурсе, самое распространенное изображение Liberalitas, и указание, что раздача монет осуществляется во второй раз. Но есть и более интересные сюжеты на золотых ауреях, связанные с персонификацией Щедрости. На монете Адриана, отчеканенной в его второе консульство, в 870 г. от основания Рима, можно увидеть две фигуры, сидящие на suggestum — приподнятом помосте. Liberalitas с характерными для нее атрибутами стоит позади них, а еще одна фигура спускается по маленькой лестнице, ведущей на помост, где получают подарок императора. На аурее Антонина Пия, император сидит в курульном кресле, установленном на приподнятом помосте; перед ним стоит образ Щедрости, изливающий из рога изобилия деньги на грудь мужчины, который поднимается по ступеням с противоположной стороны. Золотая монета Элагабала представляет этого императора сидящим на suggestum; с одной стороны от него стоит Щедрость, с другой — префект претория или ликтор; император распределяет congiarium среди римских граждан.