Ещё один полезный материал по теме.
Взято отсюда: http://centant.spbu.ru/
Фото монет из сетевых источников.
А.А. Попов
Коммеморативные (памятные) монеты царя Агафокла
как источник изучения царского культа в Греко-Бактрии.
Исследования и публикации по истории античного мира.
Под редакцией професора Э.Д. Фролова. Выпуск 3. Санкт-Петербург, 2004.
Уже в XVIII в. Г. З. Байер использует в своем труде по истории греко-бактрийских царей данные греко-бактрийской нумизматики. Классики греко-бактрийской историографии XX века В. В. Тарн и А. К. Нараин также широко использовали монеты греко-бактрийских правителей в качестве источника по реконструкции "белых пятен" в истории Греко-Бактрии. Самое значительное исследование в отечественной историографии коммеморативных монет царя Агафокла, как источника по царскому культу в Греко-Бактрии, содержится в статье Г. А. Кошеленко и З. В. Сердитых "Царский культ в Греко-Бактрии". В зарубежной историографии следует отметить наиболее полное собрание и описание греко-бактрийской нумизматики в труде О. Бопераччи "Греко-бактрийские и индо-греческие монеты".
Правление греко-бактрийского царя Агафокла "Дикайоса" ("Справедливого") относится к первой половине II века.
Монеты царя Агафокла являются едва ли не единственным источником по правлению этого царя и самым значительным источником по истории царского культа в Греко-Бактрии наряду с монетами греко-бактрийского царя Антимаха I Теоса (Бога). Однако коммеморативные эмиссии Антимаха I (первая половина II в. до н. э.) менее информативны, чем эмиссии царя Агафокла, и лишь дублируют интересующие нас данные. Сведения античных авторов Полибия, Страбона, Юстина и археологические источники могут служить лишь косвенными источниками по данной теме. Самые интересные и информативные эмиссии монет Агафокла носят на себе изображения предыдущих эллинистических монархов. Это так называемые коммеморативные (памятные) монеты в честь Александра Великого, селевкидского царя Антиоха II, греко-бактрийских царей Диодота I, Евтидема I, Деметрия I и Панталеона. С помощью этих эмиссий царь Агафокл демонстрировал, что происхождение его власти восходит к самому Александру Великому.
Если с портретом Александра все ясно, он изображен в традиционном для себя виде, в образе Геракла,
то трудности начинаются с коммеморативной эмиссией в честь Антиоха II. Дело в том, что на монетах Агафокла этот Селевкид именуется "Никатором" ("Победителем") в то время, как его обычное имя "Теос" ("Бог"). Объяснение этому имени Антиоха нам представляется следующим. Так как Антиох был победителем египетских Птолемеев, в ходе II Сирийской войны ему удалось расширить свои владения в Малой Азии и Южной Сирии, то естественно предположить, что именно эпитет "Победитель" мог носить этот царь на "Дальнем Востоке" эллинистического мира, в Бактрии. К тому же в период правления Антиоха II сложились предпосылки к отпадению Бактрии от Селевкидов. Поэтому он мог восприниматься как последний Селевкид, имевший власть над Бактрией и как будто бы передавший ее Диодоту I. По крайней мере, Диодот, еще будучи сатрапом Бактрии в правление Антиоха II, фактически управлял страной, а не номинально, как получалось у Антиоха II в последние годы его царствования. Неслучайно, что окончательное отпадение Бактрии от Селевкидов происходит все же в правление Селевка II Каллиника, у которого не было сил возвращать далекие центральноазиатские провинции из-за смут в самом сердце государства Селевкидов, на Ближнем Востоке.
Следующая проблема у нас встает с чеканом в честь Диодота I, первого царя независимого Греко-бактрийского государства.
На эмиссиях Агафокла в честь Диодота I мы находим имена "Сотер" ("Спаситель") или "Теос" ("Бог"). Причем хочется отметить, что на самих монетах Диодота мы встретим лишь имя "Спаситель". Таким образом, это имя Диодот принял еще при жизни, и, возможно, даже стал складываться культ греко-бактрийского царя. Имя же "Бог" Диодоту было присвоено позже, скорее всего, в правление династии Евтидемидов. Обожествление Диодота I стало с одной стороны проявлением благодарности за независимость, полученную центральноазиатскими эллинами, а с другой - показателем преемственности власти новой династии Евтидемидов от первого независимого греко-бактрийского царя. Вероятно, это событие связано, в том числе, с обожествлением самого Евтидема I, основателя династии Евтидемидов, который носил имя "Теос" ("Бог"). Это имя он получил за успешную внешнюю политику. Имя "Бог" Евтидем носит и на коммеморативной эмиссии царя Агафокла.
Евтидем I смог отстоять свое царство в борьбе с могущественным селевкидским царем Антиохом III Великим и, мало этого, получить от него признание своего царского достоинства (Polyb., XI, 34).
Официальное признание Евтидема царем со стороны Селевкида Антиоха III стало логичным исходом предыдущей истории Бактрии, которая добилась своей окончательной независимости от ближневосточных монархий. Евтидемиды были поставлены в один ряд с Ахеменидами, Александром Великим и Селевкидами, некогда могущественными правителями этого региона. Причем, в обожествлении последних перечисленных царей не приходится сомневаться. Таким образом, складывание царского культа в Греко-Бактрии основывалось на четкой преемственности от Александра Великого, который воспринимался как наследник Ахеменидов на Востоке, в том числе, и в Бактрии.
Греко-бактрийские правители получили легитимное право управлять своим государством, и вместе с тем повысился престиж их власти как внутри их царства, так и за его пределами. Активная внешняя политика Евтидема Бога и его сына Деметрия Аникетоса (Непобедимого) привела к завоеванию не только сопредельных центральноазиатских территорий, но и части Индии. В период правления первых Евтидемидов Греко-Бактрия достигла своего максимального расцвета.
Сын же Евтидема I Деметрий I не носил столь громкого эпитета "Бог", однако на монетах своих преемников, в том числе, коммеморативных монетах Агафокла он именуется "Аникетос" ("Непобедимый").
Его политическая деятельность, исходя из античной традиции, была направлена на завоевание индийских территорий, что ему и удалось. Ярким подтверждением в нумизматических источниках это выразилось в его имени "Непобедимый", внешнем облике его головного убора в виде головы слона, чекане монет с индийскими надписями, предназначенными для новых индийских подданных. Походы Деметрия в Индию происходили, очевидно, не только для завоевания новых земель. Деметрий, сын Евтидема Бога, должен был совершить очередной шаг к славе греко-бактрийских царей, нечто особенное сродни подвигам Геракла, который изображен на его монетах, и Александра, кумира и бога эллинистического мира. И Деметрий это сделал: как гласит античная традиция, Деметрий и последующие греко-бактрийские цари завоевали в Индии больше земель, нежели Александр Великий (Strab., XV, 1, 3). Следует вспомнить, что Александр так и не смог убедить своих воинов пойти в глубины Индостана и завоевать восточный край ойкумены.
К сожалению, этот славный эллинистический царь-полководец так и не смог долго наслаждаться своим величием.
Деметрий Непобедимый, сын Евтидема Бога, столкнувшись с врагом внутри своего государства, проиграл ему решающее сражение за царство. Он был свергнут узурпатором Евкратидом, восставшим против его власти в Бактрии (Strab., XV, 1, 3; Just., XLI, 6, 1).
Конечно, Агафокл Справедливый не чеканил коммеморативных монет в честь "Узурпатора", как справедливо назвал Евкратида I О. Бопераччи. Скорее, наоборот, коммеморативные эмиссии Агафокла стали способом идеологической борьбы с узурпаторами в Бактрии, принадлежавшей некогда божественным Евтидемидам. Преемник власти Евтидема Бога и, соответственно, Александра Великого царь Агафокл Справедливый связал свое происхождение своей власти, по-видимому, с прямым преемником Деметрия Непобедимого Панталеоном Сотером (Спасителем).