набросал с утра короткий очерк, не столько о монете, сколько о сюжете с ее аверса -
Игры с быками
Tαυροκαθάψια (ТаврокатАпсия) - «прыжок с быком» - одно из древнейших культовых «театрализованных» действ, начиная с времен Бронзового века. Самый известный (благодаря фрескам и статуэткам) - критский «культ быка», но не единственный - подобные мотивы обнаруживаются в находках эпохи бронзы из Индии, Бактрии, Сирии и Хеттского царства. Несомненно, все эти народности поддерживали в тот период обширные культурные контакты.
Критяне прыгали через быка так – хватались спереди животного за рога, отталкиваясь ногами совершали кувырок через его голову, иногда совершали разворот корпуса тела в прыжке, ногами приземлялись на спину животного, после чего спрыгивали с него, словно прыгают в воду с трамплина. Разумеется, бык не должен был пострадать и вообще не получить не единого увечия. Но «прыгуны» – молодые парни и девушки – рисковали всем…
Обычай красивый… Какой смысл он нес? Зачем было рисковать? Во-первых, шоу… Зрители любовались красотой юных атлетов и особых быков, которых холили и лелеяли. Но главный смысл культа был иной. Бык, с его необузданным характером, мощным телом был символом стихий природы, неотвратимых, безжалостных – обуздать их невозможно, но прикоснуться, «прокатиться» на них с юношеским задором, почувствовать мощь животного - воплощения этих сил - для древних это стоило многого… Многие прыгуны не доживали до зрелости – такова была плата за адреналин…
Фреска из Кносского дворца, Крит (ок. 1600-1500 гг до н.э.)
Фигура прыгающего через быка (Кносс, ок. 1500 гг до н.э., слоновая кость)
Микенская цивилизация ушла, но игры с быком не исчезли. Конечно, былого размаха уже не было. «Культа быка» как такового тоже. Но молодежь продолжила развлекаться «как в былые времена». Через столетия возникли тавроктония и тавромахия, ставшие позже корридой - по сути насилие над животным… Хотя традиция «прыжка над быком» не ушла совсем - в некоторых регионах Испании, например стране Басков, и на юго-западе Франции, Гаскони проводятся такие, хоть и видоизмененные, но древние игры. Сальто-дель-торро…
В классической античности таврокатапсия переместилась на равнины Фессалии. Фессалийцы разводили жеребцов, обрабатывали поля, вели довольно размеренный для Эллады образ жизни. «Оттягивались» они на праздниках – пили вино, жарили баранов и играли с быками. Сюжет с таврокатапсией весьма распостранен на серебре Лариссы, Фер, Фаркадона и Краннона раннеклассического периода – на монетах изображен играющий с быком герой Фессал, сын Ясона (того самого, что плавал в Колхиду за руном). Тип игры уже другой – запрыгивали на быка не через его голову, а сбоку, во время бега с ним. Держались игроки, как и ранее это делали минойцы, за рога животного.
Таврокатапсия на драхме Краннона. 18 мм, 5,62 грамма
Ставлю аукционное фото – состояние монеты далеко не самое люксовое, как не пробовал, на фото лучше не выходит – хотя в руке смотрится вполне нормально… Драхмы Краннона реже аналогичного типа Лариссы, и лучшим известным экземпляром для него считается драхма с 15 Тритона, лот 109, проданная за 3000 usd + %%... Фото ее вот здесь.
Жители Краннона, находящего между Лариссой, Атраксом и Скотуссой, желали называть себя эфирами, родичами феспротов, выходцев из Эпира (Страбон, 7. 15; 8.3.5). Археологических следов города осталось мало – несколько фундаментов, погребальные стелы… Согласно источникам, в городе были храмы Афины и Асклепия, но обнаружить их следы пока не удалось.