1. Денарий Сервилия
Римская республика, Сервилий, 127 г. до н.э., денарий, диаметр 17 мм., вес 3.86 г. Аверс: богиня Рома вправо. Реверс: сцена конного боя (правый всадник пронзает копьём левого, отступающего и пытающегося отбиться мечом; оба всадника с круглыми щитами).
C. Servilius Vatia. 127 BC. AR Denarius (17 mm, 3.86 g, 4 h). Rome mint. Helmeted head of Roma right, star on neckpiece of helmet; lituus to left, mark of value below chin / Horseman (M. Servilius Pulex Geminus) galloping left, holding shield inscribed M (Marcus), piercing with spear another horseman, who fights back armed with shield and sword. Crawford 264/1; Sydenham 483; Servilia 6; RBW 1069. Good VF.
---
2. Денарий Гостилия Сазерны
Римская республика. Л. Гостилий Сазерна, денарий 48 г. до н.э.
На аверсе изображён либо вождь племени авернов Верцингеториг, предводитель объединённых галльских племён, в 52 г. до н.э. восставших против Гая Юлия Цезаря, либо — галльский воин, подготовленный к бою (для устрашения его волосы смазаны известью). За его головой — длинный гальский щит, а на шее – торквес, галльская шейная гривна.
Историк Диодор Сицилийский так описывал галлов: «Роста галлы очень высокого, тела у них нежные и белые, а волосы русые от природы, причём этот естественный цвет они стараются усилить ещё более с помощью искусственных средств. Поэтому галлы очень часто моют волосы известковым раствором и зачёсывают их ото лба к макушке и шее, напоминая, таким образом, видом своим сатиров и панов. Благодаря такому уходу волосы у них становятся толстыми, ничем не отличаясь от конской гривы. Бороду некоторые бреют, а некоторые оставляют её расти до определённой величины. Знатные мужчины выбривают щёки, а усы оставляют, чтобы те закрывали губы, так что во время еды кусочки пищи застревают в усах, когда же они пьют, напиток словно процеживается через сито»
Ещё одним символом военных кампаний Юлия Цезаря становится боевая колесница, изображённая на реверсе денария Сазерны: ведь во время первых сражений с галлами именно колесницы обратили на себя внимание римлян.
Тит Ливий описывает битву при Сентине в 295 г. до н. э., в ходе которой применялась атака галльских колесниц и повозок, когда римскую конницу устрашило небывалое зрелище: «вооружённые враги, стоя на колесницах и телегах, двинулись на них под оглушительный топот копыт и грохот колес и напугали римских коней, непривычных к такому шуму».
Полибий также упоминает в своём описании битвы при Теламоне, в 225 г. до н.э., участие в сражении «повозок» и «колесниц» галлов. По этим сообщениям, главным эффектом от использования колесниц была паника в стане врага: колесницы неслись к рядам противника с огромной скоростью, издавая шум и грохот и осыпая передовые линии метательными копьями.
По мере того, как галлы овладевали искусством конной выездки, их боевые повозки стали выходить из употребления. Они уже не применялись в бою в то время, когда Цезарь воевал в Галлии, и он был удивлён, узнав, что колесницы всё ещё используются в Британии. Диодор Сицилийский в своих описаниях кельтов и галлов особо отмечает: «Населяют Британию автохтонные племена, которые продолжают придерживаться прадавнего образа жизни. В сражениях они используют колесницы, словно древние эллинские герои во время Троянской войны, как о том сообщают мифы». В дальнейшем, Юлий Цезарь не раз как диковину упоминает боевые колесницы галлов, «употребляемые ими почти во всех сражениях».
---
3. Денарий Августа
Август, денарий 18 г. до н.э.
По различным толкованиям, римляне понимали войну, как некий сакральный ритуал очистительного жертвоприношения, где триумфальное шествие было заключительным актом данного ритуала. Триумфаторы окрашивали лицо киноварью (minium) в ярко-красный цвет (подражая древнейшим культовым статуям бога) и что красный цвет — это цвет эфира, который и есть сам Юпитер. Победоносный военачальник в облачении Юпитера и окрашенный, как и его культовая статуя, минием, выступал как бы воплощением Юпитера, которому собственно и был посвящён весь акт триумфа.
Таким образом, триумфатор, видимо, олицетворял верховного римского бога, окроплённого кровью поверженного врага, где триумф являлся ритуальным очищением полководца и его войска от скверны пролитой крови, и был связан с обрядом люстрации (lustratio — лат. «очищение», «прохождение»), который мог заменять очистительный проход под Триумфальными воротами (Porta Triumphales) на границе померия.
На культовую статую Юпитера, находившуюся в его главном храме на Капитолии, была накинута туника, расшитая пальмовыми ветвями (tunica palmata), а также пурпурная тога, вышитая золотом (toga picta), — это облачение надевали на себя римские полководцы во время празднования триумфа, а уже с середины III в. — оно стало праздничной одеждой консулов и императоров.
Тога триумфатора, накинутая на расшитую тунику, была изображена на аверсе денариев Августа 18 г. до н.э. Рядом показаны и другие символы римского триумфа: слева — жезл (sceptrum) из слоновой кости, увенчанный орлом, птицей Юпитера; справа — золотой или «этрусский» венок (corona aurea, corona triumphаlis, corona Etrusca), предназначенный для полководца и сделанный из золотых дубовых листьев с золотыми лентами и украшенный драгоценными камнями в виде желудей.
Во время триумфального шествия стоящий сзади на квадриге государственный раб держал такой золотой венец над головой триумфатора, увенчанного, в свою очередь, лавровым венком. Дабы победитель не впал в гордыню, одной из обязанностей этого раба было произнесение, время от времени, напоминания триумфатору о том, что он лишь человек и что не стоит зазнаваться в своём счастье (Respice post re! Hominen re memento!)
На реверсе этого денария Августа помещена триумфальная колесница — которая после 19 г. до н.э. была посвящена принцепсом в римский храм Марса Мстителя.
---