НЕ ОЧЕНЬ ЖЕЛАННЫЕ ГОСТИ. ИЛИ ЗАХОД СО ВТОРОЙ ПОПЫТКИ
Когда узнаешь проблемы современного Арвада, то понимаешь, что с теми же проблемами (в той или иной степени) сталкивались и правители Арада (дальше чтобы экономить время и буковки, именно так буду называть этот остров в античные времена, а не многовариантно). Поэтому, начнем с начала. С нашего попадания на остров. В Тартусе есть два порта. Один современный и большой, если на город смотреть с моря, он с левой стороны от Тартуса. Про него забываем, он нам не особо интересен. А вот чуть правее от старых зданий, явно постройки времен Османской империи (опять же, если смотреть с моря) - стоят вот такие вот замечательные "водные маршрутки". Это по сути "автопарк морских маршруток". Часть из них "частные" - в смысле используются исключительно для перевозки своей семьи. А большая часть - постоянно работает "на линии".
Эти замечательные "маршрутки" - есть здесь и "грузовые", есть и "пассажирские", есть и "смешанные" - отходят днем примерно каждые 15-20 минут. Когда раннее утро, и студенты спешат в университеты, мужчины - на работу, женщины-"замоташки" с детьми - за продуктами "на материк", и когда вечером все происходит в обратном направлении - количество маршруток увеличивается...
Известно, что в самом начале на Арваде было поселение рыбаков, которые не испытывали проблем с "добычей пищи". Возможно, эту рыбу продавали или обменивали на овощи и хлеб в поселениях расположенных на материковой части. Но, потом здесь, на Араде, возвели мощные стены по всему радиусу (подробнее - позже - с фотографиями). То есть здесь находился дворец правителя, его войско и так далее. Значит и продукты сюда доставлялись точно так же, как и сейчас. И сновали маленькие корабли от Антиарада до Арада, и наоборот.
Абсолютно точно, что именно здесь в Тартусе располагался средневековый порт, скорее всего, здесь же он и был и во времена финикийцев. Отсюда до Арвада - по разным оценкам - от двух с половиной до трех километров по прямой. Время в пути - 15-20 минут.
Однако, прежде чем вы сядете на любой из маленьких корабликов, вам предстоит пройти две процедуры. В силу ряда обстоятельств (об этом позже), сейчас здесь пристальное внимание к иностранцам. Коллегам не всегда с ходу удавалось попасть на остров. Есть блок-пост "мухабаррата". У меня попросили мой паспорт - долго уточняли как на арабском произносится мои имя и фамилия, переписывали все номера в толстую тетрадку. Прямо как на границе. Не только у меня, но и у моих сопровождающих.
У меня уже был опыт, скорее печальный, когда ровно два года назад я точно так же попал с друзьями на остров, но во время Рамадана. Наш сирийский друг, говоривший на русском, с нами поехать не смог, отправил с родственником. Оказалось, что тот не говорит на английском, не знает остров, не смог договориться с "мухами" ("мухаббарат" - "безопасность" - служба безопасности). Как следствие, два года назад мы достаточно безрезультативно скатались на остров. Из-за Рамадана не отведали морепродуктов и рыбы в местном ресторанчике. Из-за "чудо-гида" на крохотном острове не нашли остатки мощной внешней стены, когда-то надежно защищавшей финикийский Арад по всему периметру; не увидели местных кораблестроителей, которые так же, как и их далекие предки, собирают из дерева корабли; и в завершение этой эпопеи, имели некоторые "проблемки" с "мухами" (те все равно накосячили при записи имени и фамилии в тетрадь). Короче, наша "кампания" завершилась тогда полным "фиаско". С одной стороны, типа галочку я мог поставить, типа "я был на Арваде"... Типа "Леха и Арвад"... А с другой стороны - по чесноку - полный крах...
В этот раз я основательно подготовился. Ехал я с Джозефом - "прожженым" таксистом, который как и наверное все таксисты в мире - подрабатывал не столько извозом, сколько "подгоном" в ночное время бутылок с виски или араком, обменом валюты (в Сирии валютные операции не через государственные банки запрещены, как это было в СССР), и другими смутными операциями. Если я уже и с Джозефом не попаду, подумалось мне, то уже и никак не попаду на Арвад. "Don't worry, my friend" - радостно засмеялся Джозеф... И заломил с меня 30 000 местных денег - это ровно 50 долларов. Я осознанно оговорил с ним еще "на берегу" сумму, иначе "жулик Джозеф" в итоге потребовал бы и сто баксов, и двести. Для Сирии это фантастическая сумма за день работы. И еще он предложил вариант - чтобы не было проблем с "мухами" - мы возьмем одну "муху" с собой. "И ты еще заплатишь 10 000 сирийских лир (фунтов) ему" - радостно подытожил Джозеф. Я сказал: "Ок. Десять тысяч - из твоей 30-ки". Лицо у Джозефа вытянулось. "Это шутка" - пояснил я. "30 000 - тебе, 10 000 "мухе" - за его сопровождение". Улыбка снова расплылась по лицу "жучилы". И надо сказать, что план сработал идеально.
Я увидел все, что хотел. Знакомый Джозефа показал нам абсолютно весь остров. Не было проблем с попаданием куда-либо на Арваде. На всех блок-постах в Тартусе и обратно - нас тормозили лишь для того, чтобы обнять нашего "муху".
К чему так подробно рассказываю? Друзья постоянно задают вопросы - всюду ли в Сирии сейчас уже можно попасть к античным руинам? Безопасно ли? Вот и отвечаю... Зависит.
1. В некоторых случаях можно совсем "попасть", и есть недоступные пока точки - Апамея, Босра и так далее.
2. Есть точки - куда запросто. Крак-де-Шевалье, замок Салах-ад-Дина, Угарит, Маркаб, Амрит, Алеппо.
3. Есть проблемные точки - Пальмира и Арвад.
К моим коллегам уже приезжали жены, и, уверен, появятся скоро здесь и туристы из России, едущие поглазеть на античные руины. Ситуация здесь кардинально изменилась даже за последние полгода. Потому и пишу подробно, вдруг кто из форумчан соберется сюда... Сам вот думаю, а не "прилететь ли жену на неделю в Дамаск"? Показать христианские святыни? Скатать в Маалюлю? Подумаю...
Но, вернемся к нашим баранам водным "маршруткам"... Много читал отзывов путешественников из России. Из "довоенной поры". Часто пишут - "ни пляжей на Арваде, ни красивых набережных". Простая "рыбацкая деревушка"... Прочитал, посмеялся... Да, ни пляжей, ни променадов. Это точно. Но и "рыбацкая деревушка" - неправильное определение. В воде такое количество мусора, что с сетями ее не ловят. Любители часами стоят на берегу с удочками - и в Тартусе, и на Арваде - есть такое... Но в море - выходить на рыбалку рядом с Арвадом - нет такого... Грязь - неимоверная... А так - рыбу привозят на Арвад издалека. Но об этом позже - с фото из ресторана... Пока сами посмотрите, сколько мусора в воде...
В первую поездку видел, как на борт грузили несколько тысяч горячих лепешек. Даже их на Арвад доставляют из Тартуса. Сейчас везли овощи и фрукты. Везут все... И в больших количествах...
Арбузы, картошка, морковь, баклажаны, зеленые орехи миндаля, апельсины... На 100 процентов все продукты - с материка... Точно такая же проблема существовала и у финикийских правителей. Задаю вопрос нашему сопровождающему, Джозеф переводит с английского на арабский, и наоборот. "А если шторм? Как доставить продукты?" - "Бывает несколько дней корабли не выходят в море, люди не выходят на учебу, работу. Кораблики не перевозят продукты. Но на острове есть всегда запас еды". И шторма редко бывают больше недели. Даже зимой...
По сути - есть ли что-то, что производят, выращивают на острове??? Уверенный ответ - нет! Негде. Нет земли. Нет места. Только морские суда. И это большая проблема крохотного густонаселенного островочка.
Вторая короткая задержка на пирсе - уточнить у "босса" - ходит очень важный такой человек: "Какой кораблик пойдет самым первым?" Дальше с тебя берут деньги - 300 сирийских фунтов (чуть больше 30 российских рублей), и дальше "маршрутка" в течение нескольких минут заполняется, и выходит в море... И ты видишь, как катерок берет направление на Арвад...
Хочешь что-то построить на острове? Цемент вези из Тартуса. Помимо его стоимости еще добавь стоимость доставки к порту, погрузки на "грузовую маршрутку" и доставку по морю...
Цены на все - выше, чем в Тартусе.