Античная нумизматика и история

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Выставки и музеи » ОТКРЫТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ДАМАСКЕ. ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ.


ОТКРЫТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ДАМАСКЕ. ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ.

Сообщений 61 страница 80 из 80

1

28 октября 2018 года случится (или кто читает позже - случилось) очень важное событие, которого тут в Сирии уже долго и давно ожидали. Произойдет открытие Национального музея.  :love:
Постить тут буду много - малыми частями. Сказать, что я сейчас счастлив - это не сказать ничего. Все дело в том, что вот сейчас реально ощущается - война здесь подходит к концу. Вчера часов шесть или семь провели в самом огромном на Ближнем Востоке замке - Крак-де-Шевалье. Год назад ездили туда - в сопровождении многочисленной охраны. Да нас еще долго и отговаривали от той поездки. А сейчас уже мы сопровождали группу мам (русских, вышедших замуж за сирийцев) с детками. Настолько изменилась ситуация, и настолько стало безопасно. Приехали, а там три автобуса экскурсионных со студентами или школьниками. Такого раньше невозможно было себе и представить. Добрался до Босры, о чем мог только мечтать. Директор музея в Пальмире сегодня очень просил к нему заехать. Постараюсь. В Дамаске наконец-то открывается экспозиция Национального музея. Сюда на международную конференцию приехало более 20 археологов, реставраторов - все из западных стран. Приглашали 4-х наших специалистов - не приехал никто. Боятся что ли? Но это так - частности... Сегодня наблюдали как замечательный реставратор и скульптор из Польши приделал оригинальную морду антилопы вместо им же реконструированной на пальмирском монументе, посвященном богине Аллат. Об этом отдельный будет пост с фотографиями.
Столько событий, столько перемен. И чувствуешь - в Сирию уже пришла мирная жизнь. В Дамаск, в Пальмиру, в Босру... Не везде и не всюду, но это лишь вопрос времени... :D
Начнем со "вкусняшки". Любимый Рим. Вот такого "снаряжения" я не видел. Это шлем составной - маска и собственно сам шлем... Девчонки и парень (волонтеры - студенты, изучающие историю и археологию, и мечтающие работать в национальном музее) из запасников музея (об этом отдельно), принесли пластиковый лоток... А там - это чудо из бронзы. Доктор Касем позволил мне взять маску в руки...
https://d.radikal.ru/d32/1810/ab/1f49d8937699.jpg
И примерить... Прежде чем этот экспонат займет свое место в витрине, и не будет закрыт на ключ. Маска села отлично. И видно через "глазницы" замечательно...
https://b.radikal.ru/b06/1810/65/37dafe566e12.jpg
Находка была обнаружена археологами в Хаме. Подобную маску носил явно не простой легионер. Всадник? Катафрактарий? Очень богатый человек?
https://b.radikal.ru/b01/1810/16/c8e43d9d2021.jpg
На боку висел фотоаппарат, но... Надо было и отработать (будет сюжет) - ссылку я скину... И всего-всего вокруг столько, что аж глаза разбегались... Короче, фото в достаточно темном помещении не очень вышли - проблемы с резкостью кое-где.
Но, обратите внимание на шлем. Он смят, в левой половине зияет огромных размеров дыра... Доктор Касем предположил, что проделали огромным молотом... Спорить не стал, а вот самому подумалось, что могло тяжелое копье такую дырищу пробить... На фото не очень хорошо видно, но впереди - изображение головы - предположу, что Юпитера. Есть скачущие кони, вероятно, сцена какого-то боя, а по краям шлема - доспехи, щиты... Типичное римское изображение (характерное и для монет)...
https://c.radikal.ru/c21/1810/c4/cf4c69264bc1.jpg
Понятно, маска и шлем замечательно стыкуются друг с другом... Возможно, шлем пострадал и от времени, но я все же склонен по характеру повреждений предположить, что владельцу этих дорогих доспехов не сильно повезло в сражении...
https://a.radikal.ru/a21/1810/95/531dee49568c.jpg
Студенты и студентки бережно укладывают экспонаты на полки. Тут же что-то записывают - контроль и учет.
https://b.radikal.ru/b20/1810/03/9f3c66e93728.jpg
Ну, а это уже нагрудник с эгидой... Честно говоря, у меня возник вопрос - на человека или лошадь? С интересом бы выслушал версии коллег... Пока что нигде нет табличек - они, заверил меня Касем, обязательно будут. Пока лампы, освещающие витрины - повернуты в разные стороны... Но это все еще предстоит сделать сегодня. Время до десяти часов утра - еще есть. Но, по цвету металла - предположу, что эта часть римского доспеха не относится к находке в Хаме...
https://d.radikal.ru/d36/1810/48/fbd7c7aa0246.jpg
В отличие от доспеха для лошади. Тоже находка из Хамы. Рим. Катафрактарий. Век, даже приблизительно, Касем назвать не смог. Подождем табличек. Или еще помучаю спецов из музея своими вопросами. А сохранность такова - как-будто недавно сделали. В Сирии сухой климат. Дожди только зимой. Возможно, именно этим объясняется ТАКАЯ сохранность.
https://c.radikal.ru/c35/1810/01/7e7dd6db2208.jpg
Ну и практически "без потерь" дошедшее до нас надгробие. Римский легионер? Во всяком случае в музее считают, что именно так выглядел римский воин.
Пока все. Завтра еду на открытие музея.  :jumping:

Отредактировано xxxcaracallaxxx (2018-10-27 18:58:44)

+15

61

xxxcaracallaxxx написал(а):

Кстати, тут мне подсказали, что одно из названий древних Оронта как раз было Тифон (Ураган)

Оронт действительно назывался раньше Тифоном или Драконом - в честь змееногого гиганта Тифона, с которым сражался Зевс во время гигантомахии. По мифу, Тифон, уже побеждённый Зевсом, пытался скрыться под землёй и во время своих метаний сильно избороздил землю, образовав русло будущей реки Оронт.

0

62

Никто написал(а):

Оронт действительно назывался раньше Тифоном или Драконом - в честь змееногого гиганта Тифона, с которым сражался Зевс во время гигантомахии. По мифу, Тифон, уже побеждённый Зевсом, пытался скрыться под землёй и во время своих метаний сильно избороздил землю, образовав русло будущей реки Оронт.

Ну, может тогда и имеет отношение изображение Дедули на мозаике к Оронту? Тут я попытался таки купить каталог Национального музея, чтобы точно понять к какому периоду относится она. Увы, как и предполагал, пока не отпечатали. Доктор Касем был сегодня там, обещал мне забрать электронную версию этого каталога. Тогда есть шансы до моего возвращения в столицу посмотреть датировку этой мозаики. Надеюсь, будет больше инфы, и если мозаика более ранняя, чем времен Римской империи, то можно будет какие-то версии строить.
Тут смотри - в Сирии сами арабы признаются - ваши десять минут - это наш час. Если дали обещание, что все случится завтра - "букра" (завтра - по-арабски), значит шансы 50 на 50, что событие вообще случится (шансы есть). Если говорят "бад букра" - "послезавтра" - событие очень маловероятное. А если пообещали, "иншалла" ("на все воля Аллаха") - почти гарантия, что не сделают. В итоге, каталог так и не отпечатали, жду и надеюсь, что хоть электронную его версию получу. "Иншалла"  :crazyfun:

+1

63

xxxcaracallaxxx написал(а):

Надеюсь, будет больше инфы, и если мозаика более ранняя, чем времен Римской империи, то можно будет какие-то версии строить.

Вряд ли. На мой взгляд, мозаика явно римского периода, век II-III.

0

64

Тадмор написал(а):

Иногда проводим нумизматические "семинары" у меня на работе. В основном по средневековью, но бывают византинисты и античники.
Можно там встречаться.
Ладно, не будем зафлуживать тему Алексею. Здесь же про музей в Дамаске.
Вот несколько экспонатов оттуда, вроде VI-VII в.

Мы Жень в "Сайгоне" собираемся.
Там, под хорошую закуску и выпивку разговариваем о монетах и обо всём.  :flag: 
Алексей, сильно в теме "Сайгона".  :D

0

65

Землянин написал(а):

Мы Жень в "Сайгоне" собираемся.
Там, под хорошую закуску и выпивку разговариваем о монетах и обо всём.  :flag:
Алексей, сильно в теме "Сайгона".  :D

Шоблу свою собираете , сектанты нумизматические ... ?  :crazyfun:  :crazy:  Ещё лет с пяток в Сайгоне и пойдёте батальоном грабить закрома Русского Госмузея ...  http://s020.radikal.ru/i715/1404/63/81e1ba2588ea.gif

0

66

***** AUREUS ***** написал(а):

Шоблу свою собираете , сектанты нумизматические ... ?      Ещё лет с пяток в Сайгоне и пойдёте батальоном грабить закрома Русского Госмузея ...

Да в общем, давно уже витает идея, переместиться из "Сайгона". Периодически всплывает она, обсуждаясь но, пока мы там - в "Сайгоне".  :flag:

0

67

Никто написал(а):

Многофигурная мозаика - вообще круть! Тут нужно ещё разбираться. Если навскидку, то в нижнем ряду сидит Эон, божок времени, опирающийся на зодиакальный круг. Рядом - лежит Гея с рогом изобилия, окружённая четырьмя сезонами. Вверху слева - персонификации ветров. Во всеми остальными попробую разобраться чуть позже.
Спасибо огроменное, Лёша!!!

Очень и очень много работы, и совсем нет свободного времени, а чаще и возможности выскочить в город... Позавчера появилось полтора часа свободного времени - с одной стороны думал сбегать на аль-Хамидию - центральный рынок в Старом городе - кое-что из великолепной косметики прикупить для жены, наконец-то выбрать на "серебряном" рынке себе картину местного художника, запечатлевшего узкие улочки Дамаска... А потом подумал, а катись оно все... Еще успеется (возможно), пойду-ка я в Музей... Просто в парке поброжу среди античных скульптур, пожмурюсь на солнце как ленивый кот, да и по первому этажу музея пробегусь...  :cool:
Побывал в двух точках на этой неделе - в археологическом музее провинций Дераа и эль-Кунейтра... Вернее, того, что от них осталось... Фото выставлю... Как будет время... А тут - красота да и только!!!
По многофигурной мозаике... Фото участками, как и обещал... Ссори, друзей из музея не было никого, только весьма странные посетители были, мешавшие снимать, и угрюмые смотрители... "Стрелял" как получалось...
https://c.radikal.ru/c35/1812/67/a5e2ee955488.jpg

https://c.radikal.ru/c33/1812/93/cda27802b7b5.jpg

https://a.radikal.ru/a21/1812/e7/749a0ffe121f.jpg

https://b.radikal.ru/b02/1812/7f/b6e21dd1126f.jpg

https://d.radikal.ru/d08/1812/68/a9baab1253d4.jpg

https://b.radikal.ru/b26/1812/46/0e19a4398325.jpg

https://c.radikal.ru/c21/1812/b0/def8a1bc23a1.jpg

https://a.radikal.ru/a10/1812/83/b70c9b46542e.jpg

Ждем "толкований" сюжета!!!  http://s018.radikal.ru/i505/1711/d5/22d99923554d.gif

+3

68

По ситуации с уникальными памятниками в Сирии... Я просто выставлю сейчас несколько фото мозаик, раз уже начал именно с них. Чтобы вы понимали - Национальный музей - он сейчас не только выступает в роли музея... Это еще и хранилище, куда были свезены уникальные экспонаты практически со всех музеев страны. И все это хранится на очень и очень крошечной территории... В тех условиях, которые эти фанатично преданные своему делу музейные работники могут создать. Но условия, на самом деле, не ахти... В общем, сирийские музейщики, реставраторы, археологи и хранители не зря так настойчиво просят о помощи. Самим им с ТАКИМ количеством артефактов - не справится... Нужно восстанавливать музеи, реставрировать экспонаты... А сейчас - иметь средства - чтобы их хранить... До лучших времен!
Часть мозаик - наиболее ценных и интересных - находятся в залах... А большая часть - с орнаментами, и не только - в парке...

https://a.radikal.ru/a27/1812/e2/9765f52ea71e.jpg

Вот роскошная мозаика с африканской тематикой на стене. По моему - просто великолепна!!!

https://a.radikal.ru/a02/1812/f0/04325cb62fbc.jpg

https://a.radikal.ru/a15/1812/cb/717b25b8c605.jpg

https://b.radikal.ru/b08/1812/69/f74a4ce714ce.jpg

Часть мозаик просто прислонены к стене, тут их даже не десяток... Часть обломилась, и фрагментами валяются рядом...

https://d.radikal.ru/d24/1812/ba/1c789dc95a20.jpg

А здесь - "складированы" как дрова... К забору - напротив как раз находится "серебряный" рынок...

https://b.radikal.ru/b36/1812/37/a3d5c8767a4f.jpg

И вот такая вот красотка... Человеческая фигурка угадывается и на мозаике "за спиной" этой красотки... Не разглядеть, кто там...  :dontknow:

+6

69

Очень красивые мозаики. Алексей, спасибо большое за возможность это увидеть. Надеюсь, всё самое плохое для Сирии и её музеев подходит к концу, и эти прекрасные вещи займут своё достойное место в восстановленных музеях.

0

70

Gaius Marius написал(а):

Очень красивые мозаики. Алексей, спасибо большое за возможность это увидеть. Надеюсь, всё самое плохое для Сирии и её музеев подходит к концу, и эти прекрасные вещи займут своё достойное место в восстановленных музеях.

Спасибо! Продолжим тему!  http://s018.radikal.ru/i505/1711/d5/22d99923554d.gif
Обычная арабская необязательность. Очень надеялся, что за месяц, с момента обещания, все же друзья-спецы передадут хотя бы электронную версию нового каталога... Увы, так и не получил... Придется еще раз в Сирию ехать.  :crazyfun: Но, тут разбираю книги и аукционные каталоги, и нашел старый каталог Национального музея, выпущенный в довоенный 2007 год...

https://d.radikal.ru/d16/1901/1c/5bb8b119682e.jpg

Экспозиция значительно поменялась, но мозаики с тех времен так и остались на своих местах... По этим мозаикам есть краткое описание, подготовленное научными сотрудниками музея... Выставляю их снова, и где-то дам версию, изложенную в каталоге, а где-то - версию Никто - она точнее и с большим числом деталей...  :cool:

https://b.radikal.ru/b16/1901/9e/b60d28f2a1f2.jpg

Никто написал(а):

Шик и блеск! Спасибо, Лёша! Охрененная мозаика!!!  
  На мозаике изображены греческие персонификации: Философия - олицетворение Мудрости, Евтения - олицетворение Процветания и Изобилия, Дикайсина - олицетворение Справедливости и Правосудия.
Изображаемую аллегорию я бы истолковал примерно так: показано божество Процветания (города или провинции?), поддержанное Мудростью и Справедливостью.
Евтения на троне несомненно занимает самое "козырное" место в центре композиции - что указывает на её главенство. Философия, которая указывает жестом оратора (два прижатых пальца) на корзину со свитками, как бы апеллирует к трудам мудрецов. Дикайсина, протягивающая руку открытой ладонью вверх, - явный символ поддержки.
"На глазок" я бы датировал эту мозаику 2-й половиной II - III вв. Где-то так. Всё ИМХО.
P.S. Если ты сможешь как-то уточнить датировку и происхождение мозаики - был бы весьма признателен. Если сможешь сделать фотку не под углом, а прямоличную - вааще в ножки поклонюсь... 

Здесь даже добавить нечего. Слово в слово очень точное описание мозаики... Можно только шляпу снять перед уважаемым Никто. Определена как начало третьего века... Скорее всего, могла быть создана в период Северов...

https://d.radikal.ru/d35/1901/58/f7e953ba6804.jpg

Никто написал(а):

Охрененные мозаики! Спасибо, Лёша!

Сюжет самой нижней определяется легко. Это рассказ о Гипподамии и Пелопе.
Пелоп (давший впоследствии своё имя Пелоппонесу) сватался к Гипподамии, дочери Эномая, царя города Писа в Элиде. Эномаю предсказали, что его убьёт зять, поэтому мерзкий старикашка устраивал для всех потенциальных женихов конные ристания, после которых проигравшего казнили. Так как Эномай имел хороших коней и был классным гонщиком, много голов женихов прибил он на двери своего дома. Пелоп же не только получил от Афины особых коней, но и решил подстраховаться, для чего подкупил Миртила, возничего Эномая. Тот заменил ось царской колесницы на восковую, которая и рассыпалась во время скачки. Итог сказки: Эномай погиб во время ристаний (или был убит чуть позднее), Пелоп взял в жёны Гипподамию, Миртила сбросили со скалы. Вот и сказочке конец.

Соответственно внизу показан сидящий царь Эномай Гипподамия и Пелоп, пришедший свататься. Рядом - Гипподамия и Пелоп заключают брачный союз (судя по пожиманию рук). Выше - сцена самих скачек: поворотная мета, колесница, управляемая Миртилом, с которой падает Эномай. Её обгоняет колесница Пелопа.

P.S. Маленькое уточнение по сюжету мозаики со скачками Пелопа и Эномая. Перед своей казнью Миртил проклял весь род Пелопа, поэтому, вероятно, угрожающе поднятая рука изображённого Миртила могла символизировать это проклятье. Всё ИМХО.

Здесь опять же - легенда, изложенная уважаемым Никто - более подробная, чем в описании каталога... Опять же, можно только снова шляпу снять...  http://s019.radikal.ru/i628/1711/ca/3a2d0509b9cb.gif

+5

71

Никто написал(а):

На второй снизу мозаике изображён речной бог. Судя по сирийскому "происхождению", это либо Тигр, либо Евфрат. Шикарнейшая штучка! Жалко, что уже не успею вставить эту картинку в готовящуюся книжку про речных богов.

Тоже думал об Оронте. Очень заманчивая версия. Я так понимаю, мозаика относится примерно к III в. В это время, насколько я помню, Оронт прилично обмелел и заилился (начиная с периода правления Тиберия, его несколько раз расчищали) и превратился в чахлую речушку, что, разумеется, совсем не мешает показать его так "державно".

Рискну предположить, что пацанчики, которые вертятся вокруг речного бога на мозаике, в чём-то сродни "мальчикам с локоток", которые олицетворяли благодатный разлив Нила (при подъёме в 16 локтей). Тут их показан 5 штук т.е. примерно подъём воды - 5 локтей = около 2,5 м. Не до фига, Евфрат мощной рекой был.

Может, и Оронт. Только обычно Оронт фигичили по типу статуи Евтихида: городская богиня попирает ногой реку, на которой расположен сам город. В общем, одни вопросы. Но КРАСИВО, блин!

https://b.radikal.ru/b13/1901/6c/0a80cb447a3f.jpg

По версии научных сотрудников Национального музея:
"Мозаика третьего века. Изображение второй (после Евфрата) по величине в регионе реки - Оронта, носящей ныне название на арабском языке аль-Аси - "непокорной" - связано с тем, что Оронт, в отличие от большинства других рек, протекает с юга на север. Мозаика дошла до нас практически в первозданном виде. В центре изображен сидящий речной Бог, а вокруг него младенцы - символизируют города и поселения, расположенные в русле Оронта. В прошлом эта река, бывшая полноводной, имела очень важное торговое, стратегическое и военное значение. Исторические источники утверждают, что в районе Аль Габ (Al Ghab) в древние времена в изобилии водились слоны".

О, как!!! Про слонов именно в этом районе слышу впервые!!!

+1

72

Никто написал(а):

Многофигурная мозаика - вообще круть! Тут нужно ещё разбираться. Если навскидку, то в нижнем ряду сидит Эон, божок времени, опирающийся на зодиакальный круг. Рядом - лежит Гея с рогом изобилия, окружённая четырьмя сезонами. Вверху слева - персонификации ветров. Во всеми остальными попробую разобраться чуть позже.

https://b.radikal.ru/b24/1901/ed/8156db116039.jpg

Ссылка на гид: "Мозаику окрестили "Прославление Земли". На центральной панели Земля представлена в образе женщины, вокруг которой находятся младенцы с блюдами с фруктами и ягодами, которые символизируют "плодородие". Здесь же изображение мужчины, который одной рукой держит быка - символ животноводства и сельского хозяйства. С левой стороны - четыре женщины - в платьях разных цветов - символизируют четыре сезона. Сверху по центру - четыре головы, дующие в разные стороны - это четыре ветра. Справа от Земли - художник, изображающий человека. Позади него горшочек, который символизирует то, что человек создан из грязи и воды. Это изображение связано с таким количеством греческих божеств и легенд, что невозможно все их описания включить в этот небольшой буклет. Мозаика относится к третьему веку нашей эры. И является самой интересной мозаикой, обнаруженной в Сирии".

+1

73

xxxcaracallaxxx написал(а):

На мозаике изображены греческие персонификации: Философия - олицетворение Мудрости

Спасибо!

Чуть-чуть уточню собственную формулировку. Философия - это персонификация ЛЮБВИ к Мудрости, сиречь на языке славенском - Любомудрие.  8-)

Отредактировано Никто (2019-01-13 01:21:09)

0

74

xxxcaracallaxxx написал(а):

Справа от Земли - художник, изображающий человека. Позади него горшочек, который символизирует то, что человек создан из грязи и воды.

Если уж совсем точно - то это Прометей, лепящий из глины первого человека.

0

75

Спасибо за продолжение интересной и красивой темы! (+)

0

76

А про мозаику с пиром никакой дополнительной информации случайно не всплыло?
Заранее спасибо! :)

Отредактировано Potator (2019-01-14 18:52:59)

0

77

Potator написал(а):

А про мозаику с пиром никакой дополнительной информации случайно не всплыло? Заранее спасибо!

Коллега, тут к сожалению я не смогу помочь, фотографию этой мозаики размещал не я... И она находится не в Национальном музее Дамаска... Поэтому, к сожалению, не могу помочь... Ссори!  :dontknow:

+1

78

САРКОФАГ ИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ.

В современной Сирии есть такое местечко - эр-Растан. Ну, такая заноза у сирийских властей. Контролируют там ситуацию ребята из "примиримой оппозиции". Там проходит одна из главных трасс, связывающих юг и север страны. Эр-Растан находится как раз на ней - между Хомсом и Хамой. Несмотря на долгие переговоры, трасса практически семь лет была перекрыта. Как раз под эр-Растаном. И вот сейчас вроде ту территорию разблокировали, но мы все равно ездили в объезд эр-Растана. "Береженого Бог бережет". Неспокойно там до сих пор. Хотя и в самом центре страны.
Археологам же эр-Растан известен как место, где были найдены уникальный шлем с маской (парадный набор), и "защита" для коня. Писал раньше, что место находки - под Хамой. Так вот сирийские археологи уточнили, что "под Хамой" - это как раз в эр-Растане - все ценные находки обнаружили. Хотелось бы побывать в тех местах раскопок, надеюсь, сложится еще...  :love:

Ну, и в продолжение темы о раскопках в эр-Растане, и снова о грифонах...
https://b.radikal.ru/b39/1901/f5/b99ed47e4a60.jpg
Нижняя часть саркофага сохранилась замечательно. А вот "крышке" - повезло меньше. Как и на других римских саркофагах этого периода тут изображены муж и жена - которые полулежат, словно на пиру. Девушка - по отдельным фрагментам это хорошо видно - одета в восточную одежду, которую мы видим, например, на женских фигурах в некрополях Пальмиры. Одежда эта - полупрозрачная, виден не только сексуальный округлый животик, но и груди с возбужденными сосками. Голова "красавицы" увы - не дошла. Отбита была голова и у "главы семейства", но она сохранилась до наших дней...
https://d.radikal.ru/d19/1901/26/1bc2add4f85e.jpg
На нижней части - очень популярная у римлян сцена - битва троянцев с греками... Головы и лица многих персонажей, к сожалению, не сохранились... Но, как говорится, то еще было месиво изображено... Все там переплетено в затейливей узор из человеческих тел, лошадиных голов, да и не то щупальца там просматриваются, не то змеи... Есть у меня мысли по поводу того, с чем они связаны... Надеюсь, уважаемый Никто расшифрует более полно и точно, какие сцены из Гомера тут изображены...
Обратите внимание на узор на "крышке" саркофага - он словно матрас, на котором возлежит пара... И здесь четыре изображения... По стилю очень отличные от изображения на нижней части саркофага...
https://a.radikal.ru/a39/1901/aa/fd2a7a31051c.jpg
Девушка с русальичим хвостом, и существо, напоминающее кентавра, кажется, которое играет на разнообразных инструментах...
https://d.radikal.ru/d26/1901/0e/01d4015b6085.jpg
Где-то - это флейта или свирель, где-то инструмент, похожий на бубен...
https://a.radikal.ru/a21/1901/bc/36e07be5cd03.jpg
Тела их переплетаются, словно в танце... А в углах этой крышки саркофага изображены головы не то собак, не то грифонов... Внимательно наблюдают за фигурами - с двух сторон...
https://d.radikal.ru/d12/1901/48/ce2e6a0f71f8.jpg
Обходишь с другой стороны, и понимаешь, что все же речь идет о грифонах. Огромные изображения двух крылатых существ изображены на обратной стороне саркофага...

Цитата из старого путеводителя:
"Этот мраморный саркофаг, весом более пяти тонн, был найден во время строительных работ в эр-Растане. Относится ко второму веку н.э. Состоит из двух частей. На крышке - изображение фигуры мужчины, перед ним лежащая его жена. Возможно, в ногах у них было и изображение их детей. На передней панели - сцена битвы между греками и троянцами, после похищения прекрасной Елены. На обратной стороне - изображение грифонов, которые согласно легенде, были призваны для изгнания злых духов. Они стоят лицом к корзине с фруктами, которая символизирует - плодородие и бессмертие. По стилистике - эта часть саркофага была изготовлена мастерами из Месопотамии или Персии". 

Отредактировано xxxcaracallaxxx (2019-01-22 17:45:10)

+6

79

РЕСТАВРАЦИЯ БАРЕЛЬЕФОВ ИЗ ПАЛЬМИРЫ.

Короткие видюшки из реставрационного отдела Национального отдела в Дамаске. Сейчас буду готовить сюжет о том, как там все происходит. Подробности позже. И как только сюжет появится в эфире, сразу же поставлю ссылку на него.

Из Пальмиры привезли колоссальное количество остатков барельефов из некрополей Пальмиры. Их там было - ни один, ни два, ни три. Несколько сотен разбросано по пустыне. Часто они располагались далеко от центра античного города. Некрополи были семейными - в них погребались родственники - как минимум - на протяжении нескольких десятков, а чаще - нескольких сотен лет.

https://d.radikal.ru/d42/1906/ec/7de6f88e0c38.jpg

https://a.radikal.ru/a00/1906/5d/b2cfc1f44542.jpg

Когда пришли боевики, они подорвали не только храмы Бэла и Баал-Шамина, не только снесли арку-тетрапилон, не только пытались уничтожить амфитеатр, но и планомерно подрывали некрополи. Или "выкалывали усопшим глаза", пытались уничтожить лица.

https://b.radikal.ru/b19/1906/20/970440a1fe6e.jpg

https://a.radikal.ru/a14/1906/76/aecb3ff10bc1.jpg

Большинство из этих барельефов сейчас привезены в Национальный музей. Попали в руки к специалистам.

https://c.radikal.ru/c34/1906/43/13396f7b0061.jpg

https://a.radikal.ru/a35/1906/09/ab450ab040a2.jpg

Ну, технология очень простая. И в тоже время - требующая хирургической точности и кропотливой работы.

https://d.radikal.ru/d20/1906/4c/129cc6338074.jpg

Есть много довоенных фото - как то или иное лицо, вырезанное античным мастером из песчаника, выглядело до того, как вандалы его изуродовали.

https://b.radikal.ru/b10/1906/ed/988554323b76.jpg

На поврежденные участки барельефа намывается песчаник, взятый у Пальмиры. А потом художник, словно пластический хирург, аккуратно вырезает новое лицо, добиваясь сходства с фотопортретом.

https://d.radikal.ru/d26/1906/97/daea3ecf2405.jpg

Чтобы завершить восстановление одного портрета - необходимо как минимум несколько недель. Пять (!!!) сотрудников этой реставрационной мастерской, которые имеют соответствующую квалификацию, говорят, что они обеспечены работой до пенсии. Мы говорим только о барельефах из некрополей из Пальмиры.

https://c.radikal.ru/c03/1906/ad/fa4d9b2125fb.jpg

Очень часто используется в качестве инструмента не только режущие инструменты, типа скальпеля, но и кисточка - песчаник очень мягкий. Легко поддается нажиму даже мягкой щетины.

https://a.radikal.ru/a01/1906/2e/6bfc9579fd30.jpg

Оригинальные участки барельефа отличаются от "новоделов" (вторые более светлого цвета). В общем - работы тут всем хватило бы.
Но, спустя столетия, я уверен, некрополи предстанут - как в довоенные годы. Специалисты в Сирии есть... Закончат эту работу рано или поздно... Хотелось бы конечно раньше увидеть всю эту красоту, а не через столетия... Ну тут, если только на помощь сирийцам все же придут специалисты-реставраторы из других стран. Возможно... Может быть...  :dontknow:

https://b.radikal.ru/b25/1906/a8/4ff7dd1f25a6.jpg

Ну, как-то так!

(Продолжение следует)

Отредактировано xxxcaracallaxxx (2019-06-30 16:28:28)

+6

80

xxxcaracallaxxx написал(а):

Ссылка на гид: "Мозаику окрестили "Прославление Земли". На центральной панели Земля представлена в образе женщины, вокруг которой находятся младенцы с блюдами с фруктами и ягодами, которые символизируют "плодородие". Здесь же изображение мужчины, который одной рукой держит быка - символ животноводства и сельского хозяйства. С левой стороны - четыре женщины - в платьях разных цветов - символизируют четыре сезона. Сверху по центру - четыре головы, дующие в разные стороны - это четыре ветра. Справа от Земли - художник, изображающий человека. Позади него горшочек, который символизирует то, что человек создан из грязи и воды. Это изображение связано с таким количеством греческих божеств и легенд, что невозможно все их описания включить в этот небольшой буклет. Мозаика относится к третьему веку нашей эры. И является самой интересной мозаикой, обнаруженной в Сирии".

http://s9.uploads.ru/t/DG3O4.jpg

Чуть-чуть дополню...

В настоящее время сюжет этой замечательной мозаики я бы определил так:

«Прославление Земли и сотворение человека»
(верхний ряд: Нот, бог южного ветра, Эвр, бог восточного ветра, божества Росы,
изливающие влагу, Зефир, бог западного ветра, Борей, бог северного ветра;
средний ряд: четыре Эпохи, богини смены сезонов, Геория, божество земледелия,
Триптолем, ведущий быка, Гермес в окружении Души и Тихе Филипполя (?);
нижний ряд: Эон, божество времени (с портретными чертами Филиппа I Араба?),
опирающийся на зодиакальный круг, Гея-Теллура в окружении четырёх Карпов,
божеств плодов, Афродита (?), Прометей, создающий из грязи первого человека)
Напольная мозаика из Шахбы-Филиппополя, середина III в. (после 248 г.?)
Дамаск (Сирия). Национальный музей

Т.к. существует предположение, что в образе Эона представлен Филипп I Араб, то мозаику из родного города императора относят к периоду после 248 г. - видимо, сразу после празднования 1000-летия Рима.

P.S. "Портретные" черты Филиппа Араба на мозаике - вопрос веры. Может, да, а, может, и нет...

http://sg.uploads.ru/t/z6UVi.jpg

Отредактировано Никто (2019-09-12 13:41:31)

+4


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Выставки и музеи » ОТКРЫТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ДАМАСКЕ. ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ.