Античная нумизматика и история

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Выставки и музеи » ОТКРЫТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ДАМАСКЕ. ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ.


ОТКРЫТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ДАМАСКЕ. ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ.

Сообщений 1 страница 30 из 80

1

28 октября 2018 года случится (или кто читает позже - случилось) очень важное событие, которого тут в Сирии уже долго и давно ожидали. Произойдет открытие Национального музея.  :love:
Постить тут буду много - малыми частями. Сказать, что я сейчас счастлив - это не сказать ничего. Все дело в том, что вот сейчас реально ощущается - война здесь подходит к концу. Вчера часов шесть или семь провели в самом огромном на Ближнем Востоке замке - Крак-де-Шевалье. Год назад ездили туда - в сопровождении многочисленной охраны. Да нас еще долго и отговаривали от той поездки. А сейчас уже мы сопровождали группу мам (русских, вышедших замуж за сирийцев) с детками. Настолько изменилась ситуация, и настолько стало безопасно. Приехали, а там три автобуса экскурсионных со студентами или школьниками. Такого раньше невозможно было себе и представить. Добрался до Босры, о чем мог только мечтать. Директор музея в Пальмире сегодня очень просил к нему заехать. Постараюсь. В Дамаске наконец-то открывается экспозиция Национального музея. Сюда на международную конференцию приехало более 20 археологов, реставраторов - все из западных стран. Приглашали 4-х наших специалистов - не приехал никто. Боятся что ли? Но это так - частности... Сегодня наблюдали как замечательный реставратор и скульптор из Польши приделал оригинальную морду антилопы вместо им же реконструированной на пальмирском монументе, посвященном богине Аллат. Об этом отдельный будет пост с фотографиями.
Столько событий, столько перемен. И чувствуешь - в Сирию уже пришла мирная жизнь. В Дамаск, в Пальмиру, в Босру... Не везде и не всюду, но это лишь вопрос времени... :D
Начнем со "вкусняшки". Любимый Рим. Вот такого "снаряжения" я не видел. Это шлем составной - маска и собственно сам шлем... Девчонки и парень (волонтеры - студенты, изучающие историю и археологию, и мечтающие работать в национальном музее) из запасников музея (об этом отдельно), принесли пластиковый лоток... А там - это чудо из бронзы. Доктор Касем позволил мне взять маску в руки...
https://d.radikal.ru/d32/1810/ab/1f49d8937699.jpg
И примерить... Прежде чем этот экспонат займет свое место в витрине, и не будет закрыт на ключ. Маска села отлично. И видно через "глазницы" замечательно...
https://b.radikal.ru/b06/1810/65/37dafe566e12.jpg
Находка была обнаружена археологами в Хаме. Подобную маску носил явно не простой легионер. Всадник? Катафрактарий? Очень богатый человек?
https://b.radikal.ru/b01/1810/16/c8e43d9d2021.jpg
На боку висел фотоаппарат, но... Надо было и отработать (будет сюжет) - ссылку я скину... И всего-всего вокруг столько, что аж глаза разбегались... Короче, фото в достаточно темном помещении не очень вышли - проблемы с резкостью кое-где.
Но, обратите внимание на шлем. Он смят, в левой половине зияет огромных размеров дыра... Доктор Касем предположил, что проделали огромным молотом... Спорить не стал, а вот самому подумалось, что могло тяжелое копье такую дырищу пробить... На фото не очень хорошо видно, но впереди - изображение головы - предположу, что Юпитера. Есть скачущие кони, вероятно, сцена какого-то боя, а по краям шлема - доспехи, щиты... Типичное римское изображение (характерное и для монет)...
https://c.radikal.ru/c21/1810/c4/cf4c69264bc1.jpg
Понятно, маска и шлем замечательно стыкуются друг с другом... Возможно, шлем пострадал и от времени, но я все же склонен по характеру повреждений предположить, что владельцу этих дорогих доспехов не сильно повезло в сражении...
https://a.radikal.ru/a21/1810/95/531dee49568c.jpg
Студенты и студентки бережно укладывают экспонаты на полки. Тут же что-то записывают - контроль и учет.
https://b.radikal.ru/b20/1810/03/9f3c66e93728.jpg
Ну, а это уже нагрудник с эгидой... Честно говоря, у меня возник вопрос - на человека или лошадь? С интересом бы выслушал версии коллег... Пока что нигде нет табличек - они, заверил меня Касем, обязательно будут. Пока лампы, освещающие витрины - повернуты в разные стороны... Но это все еще предстоит сделать сегодня. Время до десяти часов утра - еще есть. Но, по цвету металла - предположу, что эта часть римского доспеха не относится к находке в Хаме...
https://d.radikal.ru/d36/1810/48/fbd7c7aa0246.jpg
В отличие от доспеха для лошади. Тоже находка из Хамы. Рим. Катафрактарий. Век, даже приблизительно, Касем назвать не смог. Подождем табличек. Или еще помучаю спецов из музея своими вопросами. А сохранность такова - как-будто недавно сделали. В Сирии сухой климат. Дожди только зимой. Возможно, именно этим объясняется ТАКАЯ сохранность.
https://c.radikal.ru/c35/1810/01/7e7dd6db2208.jpg
Ну и практически "без потерь" дошедшее до нас надгробие. Римский легионер? Во всяком случае в музее считают, что именно так выглядел римский воин.
Пока все. Завтра еду на открытие музея.  :jumping:

Отредактировано xxxcaracallaxxx (2018-10-27 18:58:44)

+15

2

ЗдОрово, что война заканчивается! И здОрово, что не все успели разворовать за время войны!

Отредактировано Sextus Pompey (2018-10-27 18:56:22)

0

3

Шлем с маской и нагрудник - великолепны! Весьма впечатлили. Спасибо, Алексей, за возможность полюбоваться первоклассными экспонатами! (+)
По предположениям.
Вряд ли такой пролом в шлеме мог сделать наконечник копья. Бронза не хрупкая, наконечник копья острый и летящий обладает большой кинетической энергией. Пробоина от него была бы по размеру ширины наконечника с небольшим уширением в центре от втулки (если бы глубоко вошел). Думаю, прав сириец, такой пролом мог быть от оружия с массивной рабочей частью (типа булавы или боевого молота-топора).   
Нагрудник, ИМХО, всадника.  У лошади грудная клетка очень большая, кривизны нагрудника (изогнутости) почти не было бы видно.
Да, и нетипично это для боевого коня. Их украшали и защищали большими круглыми фаларами на груди, либо с помощью пластинчатых или кожаных защитных панцирей.

0

4

Да, это событие! Очень интересно. Будет ли в экспозиции нумизматический раздел?

0

5

nikos_new написал(а):

Вряд ли такой пролом в шлеме мог сделать наконечник копья. Бронза не хрупкая, наконечник копья острый и летящий обладает большой кинетической энергией. Пробоина от него была бы по размеру ширины наконечника с небольшим уширением в центре от втулки (если бы глубоко вошел). Думаю, прав сириец, такой пролом мог быть от оружия с массивной рабочей частью (типа булавы или боевого молота-топора).   

Да, соглашусь. Но я имел ввиду не копье, которое предназначено для метания, или пилум, а мощное копье на вооружении катафрактария. Сомнения в словах доктора Касема связаны исключительно с тем, что мне как-то казалось, что здесь (в Сирии) как-то не в ходу было тяжелое оружие, вроде молота. Хотя, может быть это лишь мои представления о вооружении того периода. Завтра постараюсь узнать датировку более точную... Тогда что-то можно будет предполагать чуть более точнее...
И еще один момент - держал в руках маску - глаз уже настолько на "морды императоров" на монетах набит, что узнаешь по портрету сразу... Мне одному показалось, что очень похожа она на портрет Адриана???
Да, и кстати, предполагал, что будет сильно тяжелая маска - на лицо легла идеально... И не скажу, что весит очень много...
За обсуждение - спасибо!!! Тема очень интересная для меня...  http://s014.radikal.ru/i329/1711/da/6b51eb392b1c.gif

nikos_new написал(а):

 Нагрудник, ИМХО, всадника.  У лошади грудная клетка очень большая, кривизны нагрудника (изогнутости) почти не было бы видно. Да, и нетипично это для боевого коня. Их украшали и защищали большими круглыми фаларами на груди, либо с помощью пластинчатых или кожаных защитных панцирей.

Да, здесь, и у меня сомнений не было. Мне интересно, что раз "остов" так замечательно сохранился, значит остальная "защита" была сделана из какого-то другого материала, который, увы, века не пережил. Из какого материала был сделан "бронежилет"? Не из металла. Кожа???  :dontknow:

par1972 написал(а):

Да, это событие! Очень интересно. Будет ли в экспозиции нумизматический раздел?

Тут боюсь разочаровать. Здание большое, но ни до Британского музея, ни до музея Израиля по площади не дотягивает. В экспозиции представлено будет меньше 5% того, что есть в запасниках. Очень многое хранители музеев вытащили в Дамаск. Рискуя жизнью. Все было спрятано в хранилищах. Сегодня туда пустили только моего оператора. Постараюсь сделать фото того, что он снял.
Коллекция монет - очень большая в музее, но доступно посетителям лишь две небольшие витрины. У меня сегодня была возможность попросить Касема открыть их, чтобы я мог взять монетку в руки, но тут к моему большому разочарованию не было чего-то супер-супер, чтобы "напрягать" друга. Греция представлена драхмами и тетрами АМа, Селевкидов и Птолемеев. Есть крупные медяки Птолемеев. Но, повторюсь, не выставлено чего-то исключительного. А Рим разочаровал совсем. Я там пока что работал, налаживал контакты со всеми местными. Будет выходной день - проведу его с утра до вечера в Музее. Пока что нумизматический отдел разочаровал.  :disappointed:

+1

6

ЛЕВ БОГИНИ АЛЛАТ.
https://d.radikal.ru/d40/1810/21/b38b2124e424.jpg
Если спросить, что уничтожили варвары из ИГИЛ в Пальмире, то все сразу скажут: арку времен Александра Севера, храмы Бэла и Баалшамина, подорвали часть сцены в амфитеатре. Но, менее известно о том, что взорваны многие некрополи римского времени и вот этот удивительный Лев богини Аллат. О самой богине и ее культе, чуть позже, а пока что история этого великолепного памятника, по которой можно блокбастер снимать.

Лев Аллат (араб. اللات) — древняя статуя льва, охраняющего газель, украшавшая храм древнеарабской богини Аллат в Пальмире (Сирия). Статуя была сделана из известнякового камня в начале I века, имела высоту 3,5 м и вес 15 тонн. Лев считался супругом Аллат. Газель символизировала нежные и любящие черты Аллат: в то время кровопролитие запрещалось под угрозой возмездия Аллат. На левой лапе льва была частично повреждённая надпись на пальмирском: tbrk ʾ[it] (Аллат благословит) mn dy lʾyšd (любого, кто не прольёт) dm ʿl ḥgbʾ (кровь в святилище).
https://a.radikal.ru/a29/1810/80/2f0a0bf8e2b0.jpg
Нашедшему убежище в храме Аллат гарантировалась безопасность.
Статуя была открыта в 1977 году группой польских археологов под руководством доктора Михала Гавликовского. Она была найдена по частям, которые ещё в античности были использованы в фундаменте храма. Впоследствии было решено собрать части перед входом в музей Пальмиры. Задача была выполнена реставратором Юзефом Газы. В 2005 году статуя претерпела реставрацию для устранения проблем сборки. В итоге статуя была восстановлена согласно своему первоначальному внешнему виду — как рельеф, выпрыгивающий из стены. Обратите внимание - светлые блоки, и без "резьбы" - это новодел, необходимый для того, чтобы лев мог стоять. Ну, а оригинальные блоки - вы их увидите сами.
https://b.radikal.ru/b22/1810/fd/3bce72871b07.jpg
Когда началась война в Сирии, статую защитили металлической пластиной и мешками с песком. Однако 27 июня 2015 года статуя была разрушена ИГИЛ после захвата им Пальмиры.
После освобождения Пальмиры сирийской армией в марте 2016 года сюда была направленна группа ЮНЕСКО для изучения состояния памятников. Обнаруженные фрагменты льва были доставлены в Дамаск для проведения реставрационных работ. Спустя 2 месяца статуя была восстановлена под руководством археолога и реставратора Бартоша Марковски, и теперь вновь выставлена на обозрение публики.
https://b.radikal.ru/b17/1810/a1/750817346adb.jpg
Знакомьтесь - этот человек с хитрой улыбкой в глазах - и есть Бартош Марковски. Великолепно владеет и русским, и английским языком. Очень приятный в общении человек.
https://d.radikal.ru/d18/1810/db/cb0453dce9ea.jpg
Знакомьтесь - а это директор музейного комплекса в Пальмире. Обратите внимание - у него в руках - морда той самой газели. Оказалось, что при эвакуации этого монумента - один из кусков - морда газели затерялась. И лишь недавно ее нашли в хранилище. Опознали, и вызвали Бартоша - заменить "новодел" на оригинал. Поляк приехал сразу. Очень охотно на практически чистейшем русском нам все рассказал. Вот Лев и фрагмент антилопы или газели.
https://c.radikal.ru/c13/1810/e8/96e4bf4d3b71.jpg

https://d.radikal.ru/d02/1810/c8/db94cb9db7ca.jpg

Работа по замене заняла приблизительно два часа. Вначале, "примерка", изготовление фото. Работа кипит. Тут же в роли эксперта и директор Пальмирского музея.

https://b.radikal.ru/b40/1810/87/3eddae914820.jpg

https://d.radikal.ru/d42/1810/d2/813f9bab01b7.jpg

https://b.radikal.ru/b19/1810/da/48dd7da8242a.jpg

https://b.radikal.ru/b03/1810/61/e779dfc91dc4.jpg

https://d.radikal.ru/d29/1810/d3/9b8afe9d0d08.jpg

https://c.radikal.ru/c09/1810/97/633089df7107.jpg

https://c.radikal.ru/c37/1810/02/b0cb1d9f7251.jpg

https://b.radikal.ru/b08/1810/4c/c4b8dba2014a.jpg

Дальше - извлечены из хранилища инструменты, оставленные поляков почти два года назад.
https://b.radikal.ru/b07/1810/97/ee78677cf12d.jpg
И, аккуратно отбивается неоригинальная часть морды газели.
https://d.radikal.ru/d35/1810/d5/453ecc43dee5.jpg

https://d.radikal.ru/d18/1810/40/2300bbca349d.jpg

https://d.radikal.ru/d12/1810/62/14dd0fa264cd.jpg

https://d.radikal.ru/d38/1810/a4/15f10a61cf35.jpg

https://a.radikal.ru/a36/1810/b4/7c2dd85e0a3c.jpg

Тут и директор национального музея (в костюме) не выдержал, прибежал посмотреть, как у поляка идут дела.
https://b.radikal.ru/b11/1810/bc/0d30b742b1e1.jpg

Конца долгой процедуры мы не дождались.
https://a.radikal.ru/a16/1810/b9/0e60f70db463.jpg
Лично я побежал осматривать экспонаты внутри музея. Сфотографирую уже завтра.
Пока мой оператор вместе с Бартошем ожидали выдачи обнаруженного фрагмента морды газели, мимо них пробежала кошка. Поляк ее узнал - котенком она забиралась на льва, и свернувшись клубком, мирно на нем дремала. Так и прижилась в музее. Появилась, словно ожидала Бартоша. Неспроста, сказал поляк.  http://s019.radikal.ru/i621/1711/5f/dce98ec67d29.gif

+8

7

Очень интересно, Лёша!

Можно было бы, я тебе 100500 плюсиков поставил бы за каждый твой замечательный рассказ!

Пиши ИСЧО!  :cool:

0

8

xxxcaracallaxxx написал(а):

Понятно, маска и шлем замечательно стыкуются друг с другом... Возможно, шлем пострадал и от времени, но я все же склонен по характеру повреждений предположить, что владельцу этих дорогих доспехов не сильно повезло в сражении...

ШЫкарная штучка!

Это парадный шлем, используемый в турнирах или военных играх. Есть несколько версий применения этих штукенций. Нечто подобное видят на нескольких изображениях сасанидских катафрактов, но сейчас считается, что такие шлемы с масками у римлян имели чисто церемониальное значение и в реальные битвы их не надевали.

Несколько лет назад вышла отдельная книжка А.Е Негина, посвящённая таким шлемам и прочему парадному вооружению, где довольно подробно разбираются все типы шлемов, масок, лорик, поножей и пр.

Шлем ВМЕСТЕ с маской - это очень круто, таких экземпляров сохранилось совсем мало. Кстати, на некоторых сохранившихся - также есть внушительные дырки в бочине или на затылке. Как я понимаю, сейчас предполагают, что подобные повреждения шлемы и маски получили уже позднее, т.е. в отсутствии головы владельца...  :crazy:

А вот "нагрудник" с горгонейоном он какого размера? Как-то в качестве "нагрудника" на человека он не очень-то тянет. По-моему, в  этом случае должна быть что-то вроде подложки из кожи, а это смотрится совсем не понтово. Может, это декоративная накладка на какую-нибудь церемониальную повозку?

+1

9

Никто написал(а):

А вот "нагрудник" с горгонейоном он какого размера? Как-то в качестве "нагрудника" на человека он не очень-то тянет. По-моему, в  этом случае должна быть что-то вроде подложки из кожи, а это смотрится совсем не понтово. Может, это декоративная накладка на какую-нибудь церемониальную повозку?

Ну, на "в меру упитанного мужчину", типа меня, сядет отлично...  :crazyfun: В том то и дело, что, соглашусь на какую-то сложную конструкцию он больше похож, типа "корсета для блядей" - очень странные завитки металла... Пожалуй, я бы на крыльцо своего таун-хауса установил бы такую хрень - как украшение... :idea:
Но, тут мало того, что Касем ответил, что это нагрудник... Этот небольшой закуток, где выставлены все эти предметы, посвящен - экипировке воинов, то есть все же его предназначение определено... Буду ходить по музею, уточню еще раз...
Спасибо за информацию  http://s014.radikal.ru/i329/1711/da/6b51eb392b1c.gif

0

10

xxxcaracallaxxx написал(а):

Возможно, шлем пострадал и от времени, но я все же склонен по характеру повреждений предположить, что владельцу этих дорогих доспехов не сильно повезло в сражении...

Вообще-то это вовсе не боевой доспех , Римляне использовали такие шлемы с масками на турнирах и парадах . В основном для показухи , понты так сказать голимые , а понты - дороже денег , как известно ...  :crazy: Нет , в бою тоже конечно могли использовать но создавались они не для боёв , ибо употеешь как собака в такой маске , особенно на югах , маска будет просто мешать ...  :yep:

http://armflot.ru/drevnij-rim/425-shlem … valeristov  :flag:

https://swordmaster.org/2017/05/06/k-vo … armii.html  :flag:

+1

11

Отличный репортаж ! Ждём продолжения.

0

12

Спасибо за информацию! Дорогого стоит!

0

13

Репортаж об открытии Национального музея. НТВ
канал Звезда

+7

14

Поправка, надпись на льве на иврите. Пальмирский язык это что?

0

15

ВЛВЛ написал(а):

Поправка, надпись на льве на иврите. Пальмирский язык это что?

Коллега, я тоже некоторые буковки (не все, и не так хорошо, как Вы) знаю, и мне больше кажется, что это арамейский алфавит. А что от чего произошло - даже спорить не хочу.  http://s014.radikal.ru/i329/1711/da/6b51eb392b1c.gif Все началось, увы, не с иврита, а как полагают ученые - от угаритского алфавита...  :crazy:

Я разговаривал и с директором Национального музея, и с немецким археологом, и с Бартошом Марковски - эти эксперты говорили именно о пальмирском алфавите и собственном языке, существовавшем здесь... Одно из ответвлений арамейского языка (не путать с ивритом)...
А о другом языке, на котором говорит чуть больше половины населения маленькой соседней страны - не было сказано ни разу... Доверяю больше специалистам, преподающим археологию в ведущих университетах мира, и владеющих древними языками... Один из которых работает в Сирии с 1970-го года, и вот вернулся сюда вновь...
Если это не попытка доказать, что только один язык - он и самый древний, и самый "правильный", на котором только и могут говорить "особые" люди (Б-гом избранные), а попытка узнать что-то новое для себя, то можно зайти вот на эту страничку, например, Пальмирское письмо
и не только...  http://s014.radikal.ru/i329/1711/da/6b51eb392b1c.gif

+3

16

Ну что ж , будем разбираться в семитских алфавитах и языках.Но для начала, отвечу на это:

xxxcaracallaxxx написал(а):

Если это не попытка доказать, что только один язык - он и самый древний, и самый "правильный", на котором только и могут говорить "особые" люди (Б-гом избранные), а попытка узнать что-то новое для себя, то можно зайти вот на эту страничку, например, Пальмирское письмо
и не только...

Я по-моему нигде не давал повода говорить со мной с такой позиции. Ещё раз убеждаюсь , что сколько бы человек ни был культурен и образован, это сидит в нем на уровне подсознания и всё равно вылазит наружу.
Теперь по теме. Арамейский и староеврейский  алфавиты практически идентичны и надпись сделана именно этими буквами. При чём здесь пальмирское письмо ? Откройте Вашу же ссылку и сравните алфавит. Я много читал по теме , и ни разу не попалось на глаза пальмирское письмо. Это , наверное , действительно пробел в моих знаниях.

ВЛВЛ написал(а):

Поправка, надпись на льве на иврите. Пальмирский язык это что?

Что Вас так возмутило? Слово поправка?
Вот статья об арамейском языке.
АРАМЕ́ЙСКИЙ ЯЗЫ́К, язык, относящийся к северо-западной группе семитских языков. В целом арамейский язык близок к ивриту, хотя и имеются существенные различия между обоими языками на всех уровнях.

На фонологическом уровне арамейский язык характеризуется особенностями в передаче протосемитских согласных, дающими возможность отметить четкие и устойчивые соответствия между консонантными системами обоих языков. На морфологическом уровне для арамейского языка характерны так называемое эмфатическое состояние имен и ряд особенностей в глагольной системе. На уровне синтаксиса арамейскому языку присуще сравнительно широкое развитие аналитических конструкций.

Различаются следующие исторические формы арамейского языка:

    староарамейский язык (с конца 2 тысячелетия по 700 г. до н. э.);
    имперско-арамейский язык (700–300 гг. до н. э.);
    среднеарамейский язык (300 г. до н. э. — первые века н. э.);
    позднеарамейские диалекты (по 14–15 вв. н. э.);
    новоарамейские диалекты.

Почти на всех своих этапах арамейский язык тесно связан с историей еврейского народа и еврейской культуры. Первыми носителями арамейского языка были семитские племена кочевников-скотоводов (арамеи), которые вторглись с юга в сирийскую долину в конце 2 тысячелетия до н. э. и распространились затем по всей территории Сирии и Северной Месопотамии, ассимилировав несемитское (хурритское) и семитское (аморейское) население этих областей.

Массовые насильственные перемещения ассирийскими царями в 8–7 вв. н. э. населения завоеванных ими стран привели к широкому распространению арамейского языка по всей Передней Азии и превращению его в язык международного общения (lingua franca). В такой роли, в частности, он упоминается и в Библии (II Ц. 18:26; Ис. 36:11). Памятниками арамейского языка этого периода является ряд надписей, сделанных в 9–8 гг. до н. э. по распоряжению монархов нескольких небольших царств, расположенных на территории современной Сирии.

Название имперско-арамейского закрепилось за одной из форм арамейского языка, употреблявшейся в качестве официального языка делопроизводства в Иранской империи Ахеменидов, простиравшейся от Северо-Западной Индии до Египта. В этот период арамейский язык начинает вытеснять иврит среди части евреев, сначала вне пределов, а затем и в Эрец-Исраэль. К памятникам арамейского языка этого периода относятся документы еврейской колонии в Элефантине; обнаруженный вместе с ними фрагментированный текст повести об Ахикаре (см. Ахикара книга); арамейские части книги Эзры (4:8–6:18; 7:12–26) и Даниэля (2:4–7:28).

Среднеарамейский язык возник, вероятнее всего, в Эрец-Исраэль и представлен в основном памятниками еврейского культурного ареала, среди которых следует отметить «Таргум Онкелос» (арамейский перевод Библии) и «Таргум Ионатан» (арамейский перевод книги Пророков; см. Библия. Издания и переводы; Таргум; Онкелос и Аквила); арамейские рукописи из района Мертвого моря (см. Мёртвого моря свитки) и письма Бар-Кохбы.

В этот период продолжается интенсивное вытеснение иврита как разговорного языка евреев Эрец-Исраэль арамейским языком, и последний становится разговорным языком основной части еврейского населения. Арамейским языком в качестве литературного пользуются в этот период набатеи. Надписи на арамейском языке зафиксированы в ареале, где он выступал как язык постоянного общения (Дура-Европос, Пальмира, Хатра в современном Ираке), а также за пределами этого ареала (Северная Индия, Афганистан, Иран, Средняя Азия, Кавказ).

Позднеарамейские диалекты делятся на две группы: западную, в которую входят арамейский диалект Галилеи, палестинский христиано-арамейский и самаритяно-арамейский, и восточную, включающую в себя вавилонский еврейско-арамейский, сирийский христиано-арамейский и мандейский.

Арамейский диалект Галилеи является языком арамейских частей Иерусалимского Талмуда. На нем написаны также аггадические мидраши, палестинские деловые документы, арамейские документы периода гаонов, найденные в Каирской генизе и надписи из синагог, обнаруженные при археологических раскопках в Эрец-Исраэль. Эти памятники охватывают период от III в. н. э. до начала 2-го тысячелетия. Очевидно, уже в начале этого периода происходит полное вытеснение арамейским языком иврита в качестве разговорного языка еврейского населения Эрец-Исраэль.

Носителями палестинского христиано-арамейского диалекта являлись, очевидно, евреи Иудеи, принявшие христианство. Все обнаруженные до сих пор тексты на этом языке, записанные одним из видов сирийского алфавита, представляют собой переводы с греческого. Самаритяно-арамейский был разговорным языком самаритян, очевидно, до рубежа 1-го тысячелетия н. э., но и после падения его разговорной функции сохранил для них значение литературного языка.

Вавилонский еврейско-арамейский является языком арамейских частей Вавилонского Талмуда (отсюда часто прилагаемое к нему название «арамейский язык Вавилонского Талмуда»). На нем написаны также тексты, происходящие из Вавилонии периода гаонов, сочинения Анана бен Давида и т. д. Очевидно, он продолжал быть разговорным по меньшей мере для части евреев Вавилонии вплоть до конца периода гаонов (середина 11 в.). Влияние, оказанное им на иврит как язык письменности средних веков и нового времени, весьма значительно. К арамейскому языку Вавилонского Талмуда восходят значительные пласты лексики современного иврита.

Сирийский христиано-арамейский (называемый также сирийским языком) продолжал оставаться литературным языком некоторых христианских церквей Ближнего Востока и после того, как был вытеснен в качестве разговорного арабским (для значительной части его носителей этот процесс в основном завершился, очевидно, уже к исходу 1-го тысячелетия н. э.); он остается культовым языком этих церквей и по сей день.

Мандейский является языком священных книг специфической гностической секты, малочисленные приверженцы которой сохранились и по настоящее время в ряде районов на юго-востоке Ирака и на юго-западе Ирана.

Новоарамейские диалекты представлены тремя группами:

    диалекты мусульманского и христианского населения трех селений района Малулы (Северная Сирия);
    диалекты христианского населения района Тур-Абдин (Южная Турция);
    арамейские диалекты Курдистана и ряда прилегающих к нему районов, на которых говорят евреи (см. курдские евреи) и христиане (к этой же группе примыкает и современный разговорный язык мандеев).

Христиане, говорящие на диалектах этой группы, называют себя ассирийцами (атураи). Часть из них во время Первой мировой войны бежала в Россию, где к ним часто применяется название «айсоры», которое сами они считают оскорбительным.

На основе одного из диалектов этой группы сложился современный литературный язык христиан-ассирийцев (ассирийский или новоассирийский язык). Подавляющее большинство евреев — носителей диалектов этой группы (около 20 тыс. человек) живет ныне в Израиле. Мнение о том, что ново-арамейские диалекты, на которых они говорят, являются прямым развитием арамейского языка Вавилонского Талмуда, в последнее время подверглось значительному пересмотру: очевидно, это воспринятые евреями диалекты населения, в среде которого они проживали.

Отредактировано ВЛВЛ (2018-10-30 03:12:55)

+1

17

Насколько я понял из текста, язык написания на льве - один из диалектов арамейского, возможно особая форма жителей Пальмиры или сирийской разновидности, но никак не иврит. Иврит как родственный арамейскому, был повсеместно вытеснен на ближнем востоке разновидностями арамейского. Если так рассуждать, то на иврите велась официальная переписка в Иране, как на имперском арамейском.)) Так кто же прав?

0

18

ВЛВЛ написал(а):

Ну что ж , будем разбираться в семитских алфавитах и языках.Но для начала, отвечу на это:

Я по-моему нигде не давал повода говорить со мной с такой позиции. Ещё раз убеждаюсь , что сколько бы человек ни был культурен и образован, это сидит в нем на уровне подсознания и всё равно вылазит наружу.
Теперь по теме. Арамейский и староеврейский  алфавиты практически идентичны и надпись сделана именно этими буквами. При чём здесь пальмирское письмо ? Откройте Вашу же ссылку и сравните алфавит. Я много читал по теме , и ни разу не попалось на глаза пальмирское письмо. Это , наверное , действительно пробел в моих знаниях.

Что Вас так возмутило? Слово поправка?
Вот статья об арамейском языке.
АРАМЕ́ЙСКИЙ ЯЗЫ́К, язык, относящийся к северо-западной группе семитских языков. В целом арамейский язык близок к ивриту, хотя и имеются существенные различия между обоими языками на всех уровнях.

На фонологическом уровне арамейский язык характеризуется особенностями в передаче протосемитских согласных, дающими возможность отметить четкие и устойчивые соответствия между консонантными системами обоих языков. На морфологическом уровне для арамейского языка характерны так называемое эмфатическое состояние имен и ряд особенностей в глагольной системе. На уровне синтаксиса арамейскому языку присуще сравнительно широкое развитие аналитических конструкций.

Различаются следующие исторические формы арамейского языка:

    староарамейский язык (с конца 2 тысячелетия по 700 г. до н. э.);
    имперско-арамейский язык (700–300 гг. до н. э.);
    среднеарамейский язык (300 г. до н. э. — первые века н. э.);
    позднеарамейские диалекты (по 14–15 вв. н. э.);
    новоарамейские диалекты.

Почти на всех своих этапах арамейский язык тесно связан с историей еврейского народа и еврейской культуры. Первыми носителями арамейского языка были семитские племена кочевников-скотоводов (арамеи), которые вторглись с юга в сирийскую долину в конце 2 тысячелетия до н. э. и распространились затем по всей территории Сирии и Северной Месопотамии, ассимилировав несемитское (хурритское) и семитское (аморейское) население этих областей.

Массовые насильственные перемещения ассирийскими царями в 8–7 вв. н. э. населения завоеванных ими стран привели к широкому распространению арамейского языка по всей Передней Азии и превращению его в язык международного общения (lingua franca). В такой роли, в частности, он упоминается и в Библии (II Ц. 18:26; Ис. 36:11). Памятниками арамейского языка этого периода является ряд надписей, сделанных в 9–8 гг. до н. э. по распоряжению монархов нескольких небольших царств, расположенных на территории современной Сирии.

Название имперско-арамейского закрепилось за одной из форм арамейского языка, употреблявшейся в качестве официального языка делопроизводства в Иранской империи Ахеменидов, простиравшейся от Северо-Западной Индии до Египта. В этот период арамейский язык начинает вытеснять иврит среди части евреев, сначала вне пределов, а затем и в Эрец-Исраэль. К памятникам арамейского языка этого периода относятся документы еврейской колонии в Элефантине; обнаруженный вместе с ними фрагментированный текст повести об Ахикаре (см. Ахикара книга); арамейские части книги Эзры (4:8–6:18; 7:12–26) и Даниэля (2:4–7:28).

Среднеарамейский язык возник, вероятнее всего, в Эрец-Исраэль и представлен в основном памятниками еврейского культурного ареала, среди которых следует отметить «Таргум Онкелос» (арамейский перевод Библии) и «Таргум Ионатан» (арамейский перевод книги Пророков; см. Библия. Издания и переводы; Таргум; Онкелос и Аквила); арамейские рукописи из района Мертвого моря (см. Мёртвого моря свитки) и письма Бар-Кохбы.

В этот период продолжается интенсивное вытеснение иврита как разговорного языка евреев Эрец-Исраэль арамейским языком, и последний становится разговорным языком основной части еврейского населения. Арамейским языком в качестве литературного пользуются в этот период набатеи. Надписи на арамейском языке зафиксированы в ареале, где он выступал как язык постоянного общения (Дура-Европос, Пальмира, Хатра в современном Ираке), а также за пределами этого ареала (Северная Индия, Афганистан, Иран, Средняя Азия, Кавказ).

Позднеарамейские диалекты делятся на две группы: западную, в которую входят арамейский диалект Галилеи, палестинский христиано-арамейский и самаритяно-арамейский, и восточную, включающую в себя вавилонский еврейско-арамейский, сирийский христиано-арамейский и мандейский.

Арамейский диалект Галилеи является языком арамейских частей Иерусалимского Талмуда. На нем написаны также аггадические мидраши, палестинские деловые документы, арамейские документы периода гаонов, найденные в Каирской генизе и надписи из синагог, обнаруженные при археологических раскопках в Эрец-Исраэль. Эти памятники охватывают период от III в. н. э. до начала 2-го тысячелетия. Очевидно, уже в начале этого периода происходит полное вытеснение арамейским языком иврита в качестве разговорного языка еврейского населения Эрец-Исраэль.

Носителями палестинского христиано-арамейского диалекта являлись, очевидно, евреи Иудеи, принявшие христианство. Все обнаруженные до сих пор тексты на этом языке, записанные одним из видов сирийского алфавита, представляют собой переводы с греческого. Самаритяно-арамейский был разговорным языком самаритян, очевидно, до рубежа 1-го тысячелетия н. э., но и после падения его разговорной функции сохранил для них значение литературного языка.

Вавилонский еврейско-арамейский является языком арамейских частей Вавилонского Талмуда (отсюда часто прилагаемое к нему название «арамейский язык Вавилонского Талмуда»). На нем написаны также тексты, происходящие из Вавилонии периода гаонов, сочинения Анана бен Давида и т. д. Очевидно, он продолжал быть разговорным по меньшей мере для части евреев Вавилонии вплоть до конца периода гаонов (середина 11 в.). Влияние, оказанное им на иврит как язык письменности средних веков и нового времени, весьма значительно. К арамейскому языку Вавилонского Талмуда восходят значительные пласты лексики современного иврита.

Сирийский христиано-арамейский (называемый также сирийским языком) продолжал оставаться литературным языком некоторых христианских церквей Ближнего Востока и после того, как был вытеснен в качестве разговорного арабским (для значительной части его носителей этот процесс в основном завершился, очевидно, уже к исходу 1-го тысячелетия н. э.); он остается культовым языком этих церквей и по сей день.

Мандейский является языком священных книг специфической гностической секты, малочисленные приверженцы которой сохранились и по настоящее время в ряде районов на юго-востоке Ирака и на юго-западе Ирана.

Новоарамейские диалекты представлены тремя группами:

    диалекты мусульманского и христианского населения трех селений района Малулы (Северная Сирия);
    диалекты христианского населения района Тур-Абдин (Южная Турция);
    арамейские диалекты Курдистана и ряда прилегающих к нему районов, на которых говорят евреи (см. курдские евреи) и христиане (к этой же группе примыкает и современный разговорный язык мандеев).

Христиане, говорящие на диалектах этой группы, называют себя ассирийцами (атураи). Часть из них во время Первой мировой войны бежала в Россию, где к ним часто применяется название «айсоры», которое сами они считают оскорбительным.

На основе одного из диалектов этой группы сложился современный литературный язык христиан-ассирийцев (ассирийский или новоассирийский язык). Подавляющее большинство евреев — носителей диалектов этой группы (около 20 тыс. человек) живет ныне в Израиле. Мнение о том, что ново-арамейские диалекты, на которых они говорят, являются прямым развитием арамейского языка Вавилонского Талмуда, в последнее время подверглось значительному пересмотру: очевидно, это воспринятые евреями диалекты населения, в среде которого они проживали.

Отредактировано ВЛВЛ (Сегодня 03:12:55)

1. Когда человек не прав, и не готов это признать - то можно попытаться отшить, как вы попытались. Типа "как бы человек не был интеллигентен, но в нем оно (антисемитизм) сидит, и оно вылезет" - давно так не смеялся... Это очень удобная позиция для вас... В данном конкретном случае, но не прокатывает... Я люблю и страну Израиль, и огромное число друзей, там живущих... И попытка тут это привязать к рядовому спору о названиях языков - ярлык "антисемита" - не пройдет... Не стоит обижаться на то, что я не считаю нынешних израильтян единственными "потомками" тех, кто когда-то говорил на арамейском языке... Безусловно - говорили древние иудеи на семитском языке... Так же как и ваши братья арабы... Кровные братья...
2. Интересное научное изыскание, но в остальном научном мире (возможно он не распространяется на территорию замечательного маленького государства), существует понятие пальмирский алфавит и пальмирский язык. Во время записи интервью с директором Национального музея и Музея в Пальмире неоднократно звучали оба эти термина. Но, поскольку они сирийцы, то для вас их слова не будут авторитетны (как для представителей Б-гом избранного). Великолепно владеющий русским языком археолог-реставратор Бартош Марковски и немецкий археолог Карл Колмейер - так же атрибутировавшие надпись - как надпись на пальмирском языке - их мнение что-то значит? Или есть мое - то есть правильное мнение, и мнение всех остальных - не правильное?

С уважением, Алексей.

0

19

Сибарит написал(а):

Насколько я понял из текста, язык написания на льве - один из диалектов арамейского, возможно особая форма жителей Пальмиры или сирийской разновидности, но никак не иврит. Иврит как родственный арамейскому, был повсеместно вытеснен на ближнем востоке разновидностями арамейского. Если так рассуждать, то на иврите велась официальная переписка в Иране, как на имперском арамейском.)) Так кто же прав?

Арамейский язык был языком общения на большой территории для многих народов в том числе и в Израиле. Он действительно потеснил иврит , который считался святым языком , т.к. на нём написан ТАНАХ (Ветхий Завет) . Насчёт  надписи на льве , я не знаю на каком языке он написан , на арамейском или на древнем иврите , алфавит у них тот же . Может быть и на пальмирском диалекте , но арамейскими ( ивритскими буквами ).
Вот коротенькая статья об иврите.
ИВРИ́Т ЯЗЫ́К (הַשָּׂפָה הָעִבְרִית, הַלָּשׁוֹן הָעִבְרִית)

    Введение
    ИСТОРИЯ ИВРИТА
        Библейский иврит
        Послебиблейский иврит
        Талмудический иврит
        Средневековый иврит
        Иврит эпохи Хаскалы
        Современный иврит

Введение. Иврит, язык евреев, существующий уже свыше трех тысяч лет; древнейшие поддающиеся датировке литературные памятники иврита, сохраненные библейской традицией, относятся к 12 в. или 13 в. до н. э. (например. Песнь Деборы, Суд. 5:2–31), первая надпись — предположительно к 10 в. до н. э.

Иврит — язык семитского происхождения. К семитским языкам, кроме иврита, принадлежат также арамейский, арабский, аккадский (ассиро-вавилонский), эфиопские и некоторые другие языки Передней Азии. Особенно близки к ивриту финикийский и угаритский языки, принадлежащие вместе с ним к ханаанской ветви семитской группы языков.

Семитская группа языков сама является одной из ветвей семито-хамитской языковой семьи, к которой, наряду с семитскими, принадлежат также египетские языки, берберские (Северная Африка), кушитские (Эфиопия, Сомали и соседние территории) и чадские языки (Северная Нигерия, Северный Камерун, Чад). На этом генетические связи иврита еще не кончаются: по мнению ряда исследователей, семито-хамитская языковая семья обнаруживает древнее родство с индоевропейской семьей языков, с картвельскими языками (грузинским и другими), с уральскими (финно-угорскими и самодийскими), с тюркскими, монгольскими, дравидийскими языками Индии и с некоторыми другими языками Евразии, составляя вместе с ними ностратическую макросемью языков.

xxxcaracallaxxx написал(а):

Коллега, я тоже некоторые буковки (не все, и не так хорошо, как Вы) знаю, и мне больше кажется, что это арамейский алфавит. А что от чего произошло - даже спорить не хочу.

xxxcaracallaxxx написал(а):

Если это не попытка доказать, что только один язык - он и самый древний, и самый "правильный", на котором только и могут говорить "особые" люди (Б-гом избранные

xxxcaracallaxxx написал(а):

1. Когда человек не прав, и не готов это признать - то можно попытаться отшить, как вы попытались. Типа "как бы человек не был интеллигентен, но в нем оно (антисемитизм) сидит, и оно вылезет" - давно так не смеялся... Это очень удобная позиция для вас... В данном конкретном случае, но не прокатывает... Я люблю и страну Израиль, и огромное число друзей, там живущих... И попытка тут это привязать к рядовому спору о названиях языков - ярлык "антисемита" - не пройдет... Не стоит обижаться на то, что я не считаю нынешних израильтян единственными "потомками" тех, кто когда-то говорил на арамейском языке... Безусловно - говорили древние иудеи на семитском языке... Так же как и ваши братья арабы... Кровные братья...

Алексей, вас просто резануло слово " поправка " и что кто-то посмел вставить своё мнение в ваш очень интересный репортаж.
Я верю , что вы любите Израиль и у вас здесь много друзей , но одно другому не мешает. И ваша эмоциональная реакция этому подтверждение.
Я уже объяснил , что думаю о надписи и признаю , что ранее не слышал о пальмирском языке , наверное и не я один.
Остаюсь при своём мнении. С уважением , Владимир.

0

20

Брэк! Горячие финские парни...  :glasses:

0

21

Алексей, спасибо большое за интересный репортаж!  :cool:  Как всегда, очень красочно и познавательно.  :cool:

xxxcaracallaxxx написал(а):

Греция представлена драхмами и тетрами АМа, Селевкидов и Птолемеев. Есть крупные медяки Птолемеев.

Если вдруг есть фоточки этих монеток, было бы очень интересно глянуть.

xxxcaracallaxxx написал(а):

ЛЕВ БОГИНИ АЛЛАТ.

Охрененная новость! Я очень-очень рад что этого льва удалось восстановить. Когда в своё время видел фотки того что с ним бармалеи сделали, было ощущение какой-то внутренней пустоты...

0

22

Об чем спор? Надпись на арамейском, алфавит - вариант квадратного письма. Кто знает иврит, может озвучить и понять смысл, потому что разница не больше, чем между русским и украинским. Кто читал Талмуд, может понять каждое слово.

0

23

Мне тоже репортаж понравился. Спасибо, Алексей!
А с арамейским алфавитом было бы неплохо познакомиться, чтобы читать легенды на статерах Тарса.

0

24

Snegovik написал(а):

Об чем спор? Надпись на арамейском, алфавит - вариант квадратного письма. Кто знает иврит, может озвучить и понять смысл, потому что разница не больше, чем между русским и украинским. Кто читал Талмуд, может понять каждое слово.

Это трудная задача , я пытался читать на хасмонейских монетах , у меня не получилось , хотя распечатал разные варианты алфавитов и ложил перед собой. Это нужно делать не с наскока , а сесть и учить и разбираться. Тем более современный иврит значительно отличается от древнего.

0

25

ВЛВЛ написал(а):

Это трудная задача , я пытался читать на хасмонейских монетах , у меня не получилось , хотя распечатал разные варианты алфавитов и ложил перед собой. Это нужно делать не с наскока , а сесть и учить и разбираться. Тем более современный иврит значительно отличается от древнего.

Ивритские легенды на иудейских монетах написаны палеоеврейским шрифтом, который совершенно не похож на квадратный. Арамейские легенды на монетах Александра Янная читаемы, так же, как и на пальмирском льве.
תברך מן דלשפח דם לגבע

yardim написал(а):

А с арамейским алфавитом было бы неплохо познакомиться, чтобы читать легенды на статерах Тарса.

Надписи на монетах Тарса, Карфагена, набатейских и даже Арада с Маратосом (римского периода!) легко прочитает любой читающий на иврите палеоеврейским шрифтом.

Отредактировано Snegovik (2018-10-30 16:08:27)

0

26

Gaius Marius написал(а):

Если вдруг есть фоточки этих монеток, было бы очень интересно глянуть.

Юрий, да, обязательно. В день открытия ничего сфотографировать не удалось в принципе. Всюду толпы приглашенных, и телевизионных камер ливанских и сирийских штук 12-15... Решили, что если в воскресенье будет у нас выходной, я спокойно пойду, и всюду сделаю фотографии... Так что будут фото...  http://s019.radikal.ru/i621/1711/5f/dce98ec67d29.gif
А пока что изображение богини Ники, сделанное набатейцами... Всяких Ник видел - и воинственных, и суровых...
А эта привлекла своим эротизмом... Какой пупочек - глаз не оторвать... И не красавица вроде, а чем-то цепляет... На протяжении многих столетий...
https://a.radikal.ru/a15/1810/1a/0e4c2edf0957.jpg

+3

27

xxxcaracallaxxx написал(а):

... Какой пупочек - глаз не оторвать...

Коммент акушера  :D

А если серьезно, очень оригинальная испуганно-трагическая трактовка  ;)

0

28

xxxcaracallaxxx написал(а):

А эта привлекла своим эротизмом... Какой пупочек - глаз не оторвать...

:glasses:  Гурман ...  :crazyfun:  :crazy:

0

29

Начитавшись и насмотревшись репортажей Алексея не смог пройти мимо сирийских монеток:

http://sh.uploads.ru/t/xmWBi.jpg

Потратил кровных 200 руб, хотя много раз уже зарекался не покупать монет не по теме :blush:

Есть мнения, что за объекты изображены на монетах?

Отредактировано puppyen (2018-11-02 20:44:50)

+1

30

puppyen написал(а):

Начитавшись и насмотревшись репортажей Алексея не смог пройти мимо сирийских монеток:
Потратил кровных 200 руб, хотя много раз уже зарекался не покупать монет не по теме
Есть мнения, что за объекты изображены на монетах?

На самом деле - правильное вложение, хотя и не совсем по теме... Все дело в инфляции... Сейчас таких монеток и в Сирии не встретить... Как и у нас в России монеток номиналом во сколько-то копеек... Вот написал, и тут пытаюсь вспомнить, какой у нас в России самый мелкий номинал... 1 копейка, 5 копеек? Не уверен... Так и здесь - я лично таких монет не встречал... Если только поковыряться на развале у барахолки справа от мечети Омейядов... Иногда можно в самых бедных районах, которые только-только освобождены от боевиков, и где открылись первые маленькие магазинчики, купить бутылку воды, и тогда тебе вывалят немного мелочевки... От "тряпочек" - так называем жутко потертые, переклеенные скотчем купюры старого образца - мы отказываемся... Пусть хозяин чутка на нас заработает - ему семью кормить, а вот монетки некоторые выгребают - для детей, друзей и коллег - в качестве сувенирки... Так что такие монетки - дефицит... 200 рублей за них отдать - недорого...
1. 10 сирийских фунтов или лир - и так, и так будет правильно назвать. Пальмира - трехпролетная арка, как считают спецы, отстроенная во времена правления Александра Севера... Ее и взорвали боевики ИГИЛ... Я ее сам не видел... Увы, пока что работы по восстановлению не ведутся... Разговаривал с директором музея в Тадморе (современный город, примыкающий к античной Пальмире), вроде как спецы должны в ближайшее время отправиться туда, чтобы составить список разрушенного...
2. 2 фунта или лиры... Тут Босра - хотя и в Пальмире похожий амфитеатр, но сделан из песчаника, но там всего 14 рядов сидений... А в Босре 36 или 37 - в каком месте считать...  http://s014.radikal.ru/i329/1711/da/6b51eb392b1c.gif

+1


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Выставки и музеи » ОТКРЫТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ДАМАСКЕ. ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ.