Античная нумизматика и история

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Древняя Греция » Филипп II, Александр Великий и ранний эллинизм.


Филипп II, Александр Великий и ранний эллинизм.

Сообщений 241 страница 270 из 432

241

http://www.coinweek.com/wp-content/uploads/2014/10/61.jpg

Грядет новый аукцион от Алана Барона, приметил у него повторный проход уникального птолемеевского рыжика, прототипа св-33

http://www.coinweek.com/auctions-news/c … vensis-sa/

Недавно сие было на наке, выходит что ее выкупил барон или его человек, новое фото размещено, тени лежат по другому, монета понятно что та же самая.

0

242

Alexander написал(а):

Грядет новый аукцион от Алана Барона

Самый дорогой эстимейт у монеты с Антиноем.

Вероятно традиционно пользуются спросом у
коллекторов с нетрадиционной ориентацией.

                                 http://i074.radikal.ru/1404/f7/e695a25cfd5f.gif

0

243

Наверное :-)  кесарю - кесарево
Меня лично этот рыжик до сих пор чем-то смущает... хз, в общем. Он как неуместный артефакт. Хотя стилистически сделано на 5.

0

244

А где поглядеть все лоты аука, или еще не выставили?

0

245

Alexander написал(а):

Меня лично этот рыжик до сих пор чем-то смущает... хз, в общем.

Нобелевка по химии за этот год присуждена за открытие
в области флуоресцентной микроскопии. В перспективе
есть вероятность, что если это оборудование будет
выпускаться в околопромышленном масштабе по условно
приемлемой цене, то возможен некоторый прорыв в
борьбе с современными подделками...

0

246

Akrosas написал(а):

А где поглядеть все лоты аука, или еще не выставили?

на днях наверное, пока не видел на сиксбиде

Лодочник написал(а):

Нобелевка по химии за этот год присуждена за открытиев области флуоресцентной микроскопии. В перспективеесть вероятность, что если это оборудование будетвыпускаться в околопромышленном масштабе по условноприемлемой цене, то возможен некоторый прорыв вборьбе с современными подделками...

это нескоро будет :D

0

247

На форуме Андрея Пятыгина в ветке "Александры" завязался любопытный диспут сразу по двум (или трем?) направлениям. К сожалению, захожу на тот форум редко, т.к. через браузер форум не пускает из-за якобы вирусной угрозы. скопировал через неиспользуемый браузер часть диалога и продолжу ответом здесь, с позволения его участников.

в свергутом тексте-спойлере пишу ранние цитаты и ответы...

0

248

Обсуждение ч.1

I_v_a_n (29 сентября 2014 - 17:22) писал:
хотел бы спросить мнение сообщества о моей первой античной монете, касательно её определения, которое сделали для меня друзья, мне её продавшие:
1. Монетный двор: г. Саламис, о. Кипр;
2. Датировка неизвестна, говорят что прижизненная, но в любом случае 4 в до н.э. То есть в этом пункте есть неопределенность.

sagit 15 октября 2014 - 14:37
Коллеги-александроведы, растолкуйте мне, темному, на каком основании вот этот тип:
http://cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=269535
местом чеканки которого традиционно считался Библ:
http://cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=125979
был переквалифицирован в Арад (см. первую ссылку)?
Поясню, что смущает. Получается, что хронологически ему непосредственно предшествовал вот этот тип:
http://cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=267922
Но тогда выходит что:
а) по аверсу: резко был изменен один устойчивый стиль изображения Геракла на другой не менее устойчивый стиль;
б) то же самое по реверсу - один устойчивый вид монограммы был сменен на другой, плюс место размещения этой монограммы. Кроме того - прочие детали изображения: трон - изображен совершенно иначе, чем на предшествующих выпусках, из легенды исчез базилевс, плюс положение ног зевесовских...
Короче, никакой стилистической преемственности с непосредственно предшествовавшим выпуском. Странно это всё, не бывает так...
Если уж говорить о стилистике - то намного ближе к этому Библу/Араду киликийские АМы, тот же Сиде...

Akrosas 16 октября 2014 - 03:23
Боюсь все совсем сложно. Бывают одновременные выпуски разных городов с абсолютно одинаковыми по стилю аверсами... причем в это же время в одном из этих двух городов выпускаются типы и абсолютно другого стиля аверса, но с теми же монограммами и с реверсом такого же стиля, но намного более упрощенного и корявого. Смена стиля иногда зависит от правителя, т.е. принадлежности к тому или иному царству. Я вообще этим вопросом тоже задался буквально на днях. Но вообще в чеканке поздней классики и раннего эллинизмаясно были единичные эталонные штемпеля изготовленные лучшими мастерами, а когда сии штемпеля изнашивались, то простыми резчиками создавались подобия эталонному стилю, либо вообще новые по стилю варианты, но эти варианты были простенькие и корявые. И вообще, в некоторых городах было по несколько мондворов... думается не просто так. Один двор выпускал стандартные вещи, а другой всякие памятные и выдающиеся, или для особых нужд, для особых войск, для личной охраны царей и т.п.

...

Смею заверить, что погоня за прижизненностью есть крайне фальшивое внушенное себе убеждение присущее в основном новичкам, но и не только им. А тетру бы все же почистить, но аккуратно. Откроются многие детали. А то такие рябые надоедают со временем. Все же аккуратная кабинетная патина с золотистой оконтовкой будет лучше кладовой роговухи, ибо откроется игра света-тени, а это главная фишка лисипповского времени.

sagit  16 октября 2014 - 11:26

Тем не менее - в приведенном мною примере имеет место полное отстутствие преемственности на одном мондворе. Почему подобного не произошло на других финикийских мондворах (Аке, Тир)? Правители менялись, стиль оставался...
В моем примере, опять же, никакой "корявизации/примитивизации" некоего эталона, а именно полная смена стиля, без потери деталировки и примерно на том же художественном уровне. Просто всё, вплоть до мелких деталей изображено иначе. И это иначе - не разовая флуктуация, а вполне устойчивый узнаваемый стиль... Полностью сменили резчиков? Из Киликии завезли (из Сиде, например)?
Ну хоть бы еще один пример такого резкого и полного стилевого перехода.
Насчет стилей - ну я позволю себе утверждать, что в прижизненной и раннепосмертной чеканке были, скажем так, региональные стили... Условно - македонский (Амфиполис и т.д.), финикийский (Аке, Мириандр, Тир, Арад), малоазийский (Сиде, Сарды и т.д.), восточный (Вавилон, Сузы и т.д.). Они вполне узнаваемы. Визуально с расстояния 2 метров спутать прижизненные вавилонский и амфипольский аверсы практически невозможно. :)
Ну и опять же - первый вопрос остается открытым - на основании чего CNG отменил прайсовскую аттрибуцию (именно CNG, так как, например, немцы этих АМов по-прежнему относят к Библу). Видимо, была какая-то публикация, которая мне неизвестна? Ну правда, интересны резоны, почему...

Alex 16 октября 2014 - 20:23
попробую дать ответ...
вперые переатрибуция замечена на тритоне 14, это случилось в январе 11 года, спустя 20 лет после Прайса, очевидно, была либо публикация, о которой мне не известно (но я могу спросить, если Вам очень нужно), либо Библосские выпуски (а там кроме тетр атрибуцию сменили и статера, например, 3423) стали относить к Араду на основании монограммы-лигатуры АР. На более поздних статерах и тетрах Арадосах (которые и у Прайса идут как Арадос) тоже видим АР, но изобаженной не слитно. Стиль у них действ. разный - но и период разный.

...

На самом деле выпусков, которые на 100% без тени сомнения можно считать прижизненными АМ, т.е. отчеканенными до июня 323 г, не так уж и много. Это - Македония, из тетр это Прайс до 103, кажется, номера, еще тарс ранний, с буквами А и В, тетры Филиппа, отчеканенные при АМ. Еще можно включить парочку выпусков из Эг (Пеллы?), немного вавилонских - и пожалуй все.
все прочие из "прижизненных" - это пограничные по датировкам, у которых период постоянно корректируется то в +, то в - . Т.е. они мутноприжизенные :D

Akrosas   16 октября 2014 - 22:03
Я в своем сообщении упомянул два города одинакового стиля - это Тарс и египетский пусть пока Мемфис. И именно в Тарсе было два абсолютно различных стиля аверса, а реверсы похожи только троном без спинки и параллельными ногами, в остальном Зевсы разные.


Обсуждение ч.2

sagit 18 октября 2014 - 20:24

Alex (16 октября 2014 - 20:23) писал:
попробую дать ответ...
вперые переатрибуция замечена на тритоне 14, это случилось в январе 11 года, спустя 20 лет после Прайса, очевидно, была либо публикация, о которой мне не известно (но я могу спросить, если Вам очень нужно)

1. Насчет публикации - любопытно, но не критично. Не сказал бы, что очень нужно...

Alex (16 октября 2014 - 20:23) писал:
либо Библосские выпуски (а там кроме тетр атрибуцию сменили и статера, например, 3423) стали относить к Араду на основании монограммы-лигатуры АР.

2. Вот это и странно. ИМХО - монограммка при полном несоответствии стиля - слабенькое основание для переатрибуции. Причем - это важно - речь ведь идет о непосредственно хронологически примыкающих друг к другу выпусках. Ладно бы там лет через двадцать, когда стилистика азиатских АМов примерно выровнялась...
Единственное, что на ум приходит - это практически полное стилистическое единство этих выпусков с синхронными им мемфисскими раннептолемеевскими АМами, типа таких:
http://cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=162372
Стилистическое совпадение вплоть до мелких деталей и того, как они изображены (для примера прицепил такой Арад/Библ из своих закромов)... То есть, как вариант, можно предположить, что в Араде около 319 г. до н.э. была организована чеканка тетр по мемфисским шаблонам, что и обусловило такой резкий и полный стилистический переход. Ибо как иначе это объяснить (при условии, конечно, что новая CNGовская атрибуция верна).
Ведь при этом другие финикийские мондворы - тот же Аке, например - стиль не изменили (это можно четко отследить по датированным выпускам этого периода), и спокойно продолжали чеканить своё родное...
В общем, фиг его знает.

Akrosas  Вчера, 01:24
Шаблонам или нет... задумайтесь над Тарсом. Как такое
acsearch.info/search.html?id=1895637
http://cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=46762
чеканилось одновременно с таким:
http://cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=42108
http://cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=51638

Сначала Балакр, скорее всего в честь победы при Иссе, читай первые АМовские тетры. Потом антигоновские выпуски, причем стиль аверсов абсолютно такой же как у одновременного Мемфиса.
В общем, вопрос еще и в том, а был ли Мемфис вообще, и птолемеевские ли мемфисские выпуски в частности.
И с другой стороны вариант: Киликией Птолемей особо не владел, хотя редкость балакровских и антигоновских идет в плюс к версии, что их в тарсе чеканили кратковременно, возможно во время владения Тарсом Птолемеем...
Как может быть общий стиль при разных царях и разный стиль у одновременных выпусков в одном городе.
В общем, тут стоит нехило поразмыслить что к чему.

...

Аверсы одинакового стиля: что Мемфис, что Тарс, что Библ, что непонятный Арадос, НО реверсы разные и соответствуют стилистическим и дизайнерским канонам этих городов. Но кто-то явно сделал одинаковые аверсы. Другое дело что чьего-то резчика захватили....
Но есть серьезная версия, чт оу антигонидов в тарсе был крутой резчик, которого уже потом, с потерей Тарса, Деметрий в 295/294 гг перебазировал в Пеллу.
А в Тарсе потом уже С1 чеканит АМовские типы со своим лицом совсем другого стиля...
http://cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=246593


Обсуждение ч.3

Alex  Вчера, 11:08

sagit (18 октября 2014 - 20:24) писал:
1. Насчет публикации - любопытно, но не критично. Не сказал бы, что очень нужно...

2. Вот это и странно. ИМХО - монограммка при полном несоответствии стиля - слабенькое основание для переатрибуции. Причем - это важно - речь ведь идет о непосредственно хронологически примыкающих друг к другу выпусках. Ладно бы там лет через двадцать, когда стилистика азиатских АМов примерно выровнялась...
Единственное, что на ум приходит - это практически полное стилистическое единство этих выпусков с синхронными им мемфисскими раннептолемеевскими АМами, типа таких:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=162372
Стилистическое совпадение вплоть до мелких деталей и того, как они изображены (для примера прицепил такой Арад/Библ из своих закромов)... То есть, как вариант, можно предположить, что в Араде около 319 г. до н.э. была организована чеканка тетр по мемфисским шаблонам, что и обусловило такой резкий и полный стилистический переход. Ибо как иначе это объяснить (при условии, конечно, что новая CNGовская атрибуция верна).
Ведь при этом другие финикийские мондворы - тот же Аке, например - стиль не изменили (это можно четко отследить по датированным выпускам этого периода), и спокойно продолжали чеканить своё родное...
В общем, фиг его знает.

Имхо - одинаковая стилистика мемфисских и ''арадосских'' выпусков вполне объяснима, если учесть, что эмитент один. Ранние арадосы - другой эмитент, лаомедонт митиленский, кажется. Соответственно, разные стили. ;)
Гипотетически можно предположить, что партию монет ''арадоса'' со слитной монограммой отчеканили в египте для нужд гарнизона в сирии, но это только предположение. Проще привезти резчика или уже готовые штемпеля :-)

sagit Вчера, 11:25
В таком случае это могло выглядеть так - Птол притарабанил своих резчиков (либо штемпеля) в Арад, который выбрал в качестве базы для организации централизованной чеканки своего серебра в Финикии. При этом всякие там Аке не трогал, те работали по своим образцам. Как раз косвенным аргументом такого разворота может быть массовость этих арадских тетр, ну и полный стилистический переход на мемфисскую "картинку". Но! - есть ли этому какие-то исторические подтверждения? Я имею в виду информацию об организации Птолемеем централизованной собственной (т.е. непосредственно царской, а не городской) чеканки на базе мондвора Арада? Если да, то я бы сказал, что пасьянс сходится...

Akrosas  Вчера, 03:39
Опять вы не в ту степь пошли. Еще раз подумайте на примере Тарса. В Тарсе тоже по-вашему Птоелмей мог своих резчиков оставить?... я конечно выдвинул такую версию, да только это невозможно, ибо эти резчики уже были у Антигона и Деметрия и у них же остались вплоть до 290-х годов, вплоть до последних тарсовских выпусков Полиоркета и позже. И кто в определенный период владел Арадосом, Библом и в общем Финикией тоже надо разобраться. Птолемеевский фанатизм конечно похвален, но тут ситуация другая и все идет к тому, что в Египте амовские тетры скорее всего вообще не чеканились - и этот вопрос до сих пор остается открытым среди исследователей, а тут еще и лишний плюс в пользу этой версии.

sagit  Вчера, 07:15

Akrosas (20 октября 2014 - 01:29) писал:
Аверсы одинакового стиля: что Мемфис, что Тарс, что Библ, что непонятный Арадос, НО реверсы разные и соответствуют стилистическим и дизайнерским канонам этих городов.

Я б так не сказал. Вот три реверса: Мемфис 323-317, Арад 320-315, Арад 324-320. Где тут стилистическое соответствие канонам города? Два разных реверса Арада (непосредственно хронологически примыкающих друг к другу) и два практически одинаковых (дифференты в счет не берем) реверса разных городов (Арад и Мемфис), хронологически (вроде бы как) синхронных.

Akrosas (20 октября 2014 - 15:39) писал:
Опять вы не в ту степь пошли. Еще раз подумайте на примере Тарса. В Тарсе тоже по-вашему Птоелмей мог своих резчиков оставить?... я конечно выдвинул такую версию, да только это невозможно, ибо эти резчики уже были у Антигона и Деметрия и у них же остались вплоть до 290-х годов, вплоть до последних тарсовских выпусков Полиоркета и позже. И кто в определенный период владел Арадосом, Библом и в общем Финикией тоже надо разобраться. Птолемеевский фанатизм конечно похвален, но тут ситуация другая и все идет к тому, что в Египте амовские тетры скорее всего вообще не чеканились - и этот вопрос до сих пор остается открытым среди исследователей, а тут еще и лишний плюс в пользу этой версии.

Ну в дебри, чеканились ли в Египте АМовские тетры, я не заглядывал.
А пример Тарса - ну честно говоря, я не понял, в чем соль. Ну ладно, давайте аверс вот этого Тарса из Вашего примера:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=46762
сравним с синхронными ему Сардами:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=249353
или еще подальше - с синхронным ему Харраном:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=84209
Аверсы однотипные. И какой из этого можно сделать вывод? Антигоновщина рулит?
А главное - какое это имеет отношение к решению исходного вопроса - переатрибуция CNGвцами прайсовского Библа в Арад... Если это рассуждение по аналогии - то я пока что этой аналогии не уловил...

...

Или, может, Вы хотите сказать, что и этот Мемфис, и этот новый Арад - вовсе не они, а очередные uncertain mints in Cilicia? На основании стилистического единства аверсов? Ну как бы интересно, но радикально...
Тогда нужно заводить речь о "эмитентских" стилях - стиль С1, стиль Одноглазого и т.п., ставить это как критерий атрибуции и много работать...

Akrosas  Вчера, 08:24
При чем тут Сарды и Карры? Они уж точно абсолютно не при чем и никакой однотипности аверсов у них нет нет в помине. Однотипность аверсов есть именно у Тарса, Мемфиса, некоторых Библов и некоторых возможных Арадов.
Реверсы никому из царей не мешали и не было необходимости изменять стиль реверсов. В данном случае про реверсы вообще можно забыть. Мы имеем именно одинаковые аверсы с разными реверсами.
Вопрос в том, от чего зависит аверс. Вариант с возможными резчиками-перебежчиками или с захваченными резчиками тут точно не годится. И посему вопрос, от чего зависит в данном случае аверс - варианта два: аверс зависит от царя/царства, или от общего места чеканки.
Может можно даже сказать, что аверс презентует царя и царство, а реверс конкретное место чеканки.
Так вот непонятно, как птолемеевский Мемфис в одно и то же время чеканит абсолютно однотипные аверсы тарсовским антигоновским выпускам. И в это же время идет выпуск с идентичными аверсами в Библосе и Арадосе, которые вообще непонятно кому принадлежали.
И это притом, что в Тарсе этот стиль аверса точно появился раньше чем где-либо, в т.ч. в Мемфисе, а именно появился он на тарсовских балакровских выпусках в честь победы при Иссе.
У Мемфиса и Тарса есть штемпеля абсолютно идентичные, с разницей лишь в стиле "цветочка" вокруг уха. Реверсы понятное дело разные.
Тут вообще напрашивается вывод, что в одном городе-центре что-то выпускалось, аля как Понт чеканил для Боспора. А вот Арад/Библ уже судя по всему творили подражания аверсам тарсовско-мемфисских выпусков.

В общем, тут самый главный вопрос, как в Мемфисе и Тарсе одновременно у враждующих друг с другом царей выпускаются одинаковые аверсы.

sagit (20 октября 2014 - 20:08) писал:
Или, может, Вы хотите сказать, что и этот Мемфис, и этот новый Арад - вовсе не они, а очередные uncertain mints in Cilicia? На основании стилистического единства аверсов? Ну как бы интересно, но радикально...
Тогда нужно заводить речь о "эмитентских" стилях - стиль С1, стиль Одноглазого и т.п., ставить это как критерий атрибуции и много работать...

А это не только я хочу сказать. Как я уже отметил выше, до сих порт открыт вопрос о месте чеканки мемфисских АМ. Исследователями до конца не принято то, что они отчеканены в Египте. Возможно они из Сирии, Финикии, Киликии... вот тут-то и глобальный вопрос.
А самое интересное то, что такие очевидные и навязывающиеся дифференты как Хнум при выпуске в Египте скорее всего бы и не ставили. Такие очевидные связующие с Египтом дифференты ставили бы как раз на монетах выпущенных за пределами Египта для Египта.

И в точку: "эмитентских" стилях - стиль С1, стиль Одноглазого" - вот именно этим и нужно заниматься, ибо такие стили очевидно были и на выпусках того же Тарса это видно. Многие тарсовские выпуски Селевка с явным лицом Селевка, ДПшные с явным лицом ДП, антигоновские тарсовские лица однотипны антигоновским возможным вавилонским - лицо специфическое, нахмуренное эдакое и дюже мощное и рельефное.
Вот от этого и нужно отталкиваться. Но такие случаи имеют место быть дай бог если только в трети АМовских типов, а остальные лики-иконы нужно еще разбирать - там нужно разобраться, где правители честно хотели изобразить самого АМ и его его сыновей.

...

А самое интересное то, что есть примеры, когда у одного города в разное время уже при разных правителях полностью одинаковая шкурка льва, каждая шерстинка совпадает, т.е.один и тот же штемпель, но лицо в шкурке разное и очевидно похожее на этого правителя. А есть случай, когда в одном городе в одно и то же время при одном и том же правителе абсолютно одинаковая шкурка, явно один штемпель, но абсолютно разные лица, т.е. эдакие два варианта лица в одном штемпеле.
Если бы штемпель был разбит, то и шкурку бы перерезали, а так только лицо меняют зачем-то.
В общем, давно уже можно забыть про простого Геракла в львином скальпе.

sagit  Вчера, 08:33

Akrosas (20 октября 2014 - 20:24) писал:
А это не только я хочу сказать. Как я уже отметил выше, до сих порт открыт вопрос о месте чеканки мемфисских АМ. Исследователями до конца не принято то, что они отчеканены в Египте. Возможно они из Сирии, Финикии, Киликии... вот тут-то и глобальный вопрос.
А самое интересное то, что такие очевидные и навязывающиеся дифференты как Хнум при выпуске в Египте скорее всего бы и не ставили. Такие очевидные связующие с Египтом дифференты ставили бы как раз на монетах выпущенных за пределами Египта для Египта.

И в точку: "эмитентских" стилях - стиль С1, стиль Одноглазого" - вот именно этим и нужно заниматься, ибо такие стили очевидно были и на выпусках того же Тарса это видно. Многие тарсовские выпуски Селевка с явным лицом Селевка, ДПшные с явным лицом ДП, антигоновские тарсовские лица однотипны антигоновским возможным вавилонским - лицо специфическое, нахмуренное эдакое и дюже мощное и рельефное.
Вот от этого и нужно отталкиваться. Но такие случаи имеют место быть дай бог если только в трети АМовских типов, а остальные лики-иконы нужно еще разбирать - там нужно разобраться, где правители честно хотели изобразить самого АМ и его его сыновей.

Из этой схемы напрочь выпадает чекан финикийских Аке и Тира, например. При АМе начали и спокойненько себе фигачили лет 25-30 довольно таки своеобразные в стилистическом плане АМовские тетры, абсолютно узнаваемые. Спутать аверс тетры АМ чеканки Аке можно только с тирской...

Akrosas
А в Аке и Тире (до ДП) явно подражания. Причем подражания и аверсам и реверсам и Мемфиса и Тарса. Только дифферетны другие. Сами посудите, что там за стиль в Аке и Тире, и сравните их с обсуждаемыми городами. Аке и Тиру явно не достались крутые АМовские резчики, и вообще непонятно, как АМ мог разрешить чеканку в таком стиле. Другое дело, что Тир для АМ - это помнится не особо и дружественный центр. Сколько АМ времени потратил на взятие Тира. Насчет Аке не в курсе...

Ну явное подражание, то ли Тарсу, то ли вообще стандартному Дамаску.
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=182164

И вообще не стоит забывать полисную систему эллинизма. Вот отрывок из одной довольно известной книги:

"В борьбе за наследство Александра практически не выступают как самостоятельная сила многочисленные общины с полисным устройством, основанные или заново обустроенные его преемниками – Селевк будто бы основал 70 городов (известны названия 60), Птолемей и его наследники – 34, Лисимах – 5, Кассандр – 31.
Эти города, в отличие от большинства подвластных прежде Ахеменидам и, по всей видимости, в отличие от основанных самим Александром, обладали чертами полисного устройства, выработанными в классической Элладе. Им был присущ институт гражданства, дающего право на владение землей в городской округе, собственные законоустановления, ополчение, выборные органы самоуправления (избираемые агораномы и демархи существовали даже в столице Селевкидов – Антиохии на Оронте, и прослывший чудаковатым Антиох Эпифан "на агоре..., давая руку одним, обнимая других, ... просил отдать ему голоса, чтобы стать то агораномом, то демархом"2). В таких городах как правило отсутствовала постоянная царская администрация, сношения с центральной властью осуществлялись через посольства, царские предписания облекались в форму рекомендательных писем, рассмотрев которые города принимали соответствующие решения (письмо Антиоха III городу Магнесии прямо указывает: "Мы написали нашим делопроизводителям, чтобы города также приняли соответствующие решения"3; даже для того, чтобы поставить в Селевкии Пиерийской статую своего приближенного Аристолоха, Селевк обращается к ее народному собранию с письмом, и те принимают необходимый декрет4. Для эпохи диадохов подобная практика засвидетельствована письмами Антигона теосцам, Лисимаха приенянам и самосцам5. Многие из городов с полисным устройством пользуются не общепринятой царской эрой, а собственным летоисчислением (например, Антиохия Персидская, Эвропос, Лаодикея на Лике, Стратоникея Карийская и др.6). Однако, автономные законоустановления оказываются дарованными или подтвержденными царем либо как завоевателем, либо как основателем7 и могут быть в любое время изменены по его усмотрению (так, Лебедос и Колофон были принудительно слиты с Эфесом, самостоятельный ранее Марат отдан в подчинение Араду, Аккарон и Птолемаида-Акко – иудеям, Гераклея Понтийская сделана владением жены Лисимаха Арсинои, Миласы – стратега Селевка ІІ Олимпиха, а Тарс и Малл – наложницы Антиоха Эпифана Антиохиды8); исключение составляли, вероятно, города, получившие статус "священных", который нельзя было самовольно изменить9. Царь сохранял права верховного собственника земли, "уступленной" городам, а те были обязаны ему военной службой своих граждан10. Большинство эллинистических полисов (кроме освобожденных от этого в особых случаях) уплачивали царям форос. "Внутренние" полисы в птолемеевском Египте форос не платили, зато их граждане каждый индивидуально подвергались обложению в пользу центральной власти11. Наконец, включенные в состав эллинистических государств города не могли выступать как субъекты международного права: Антиох ІІІ предпочел начать войну с римлянами, нежели включить в договор с ними в качестве сторон Смирну, Лампсак и Александрию Троаду12."

1 App. Syr., 57; Гафуров Б.Г., Цибукидис Д.И. Александр Македонский и Восток. М., 1980. С.581.
2 Polyb.XXVI,1.
3 Welles Ch. B. Royal Correspondence in the Hellenistic Period. A Study in Greek Epigraphy. New Heawen, 1934. Р.31.
4 OGIS, 220.
5 SYG3, 344; OGIS: 12; 13.
6 Бикерман Э. Ук. соч. С.148.
7 Там же. Сс. 124-131, 147-148; Шофман А.С. Ук. соч. Сс. 175-177.
8 Paus.I,9,7; Diod.XXXIII,5,1; I Macch. 10,39;89; Memn.6; Bulletin épigraphique // Revue des études greques. 1970. Р.549; II Macch. 4,30.
9 См.: Бикерман Э. Ук. соч. С.144.
10 Там же. Сс.151-152; Кошеленко Г.А. Эллинистическая эпоха в современной науке (некоторые проблемы) // Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов советского Востока (сборник статей). М., 1978. С.50.
11 Бикерман Э. Ук. соч. Сс.100-104; Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.-Л.,1956. Сс.205-206.
12 Liv.XXXIII, 38,3.


Обсуждение ч.4

sagit Вчера, 09:04

Akrosas
А в Аке и Тире (до ДП) явно подражания. Причем подражания и аверсам и реверсам и Мемфиса и Тарса. Только дифферетны другие. Сами посудите, что там за стиль в Аке и Тире, и сравните их с обсуждаемыми городами. Аке и Тиру явно не достались крутые АМовские резчики, и вообще непонятно, как АМ мог разрешить чеканку в таком стиле. Другое дело, что Тир для АМ - это помнится не особо и дружественный центр. Сколько АМ времени потратил на взятие Тира. Насчет Аке не в курсе...

Ну явное подражание, то ли Тарсу, то ли вообще стандартному Дамаску.
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=182164

Ну почему сразу подражание? Почему Тарсу и уж тем более Мемфису? Если так рассуждать, то все тетры АМ есть подражания Тарсу. Почему АМ что-то там должен был по стилю решать?
Вот квинтэссенция стиля Аке:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=156050
Стиль очень самобытный и устойчивый (что не характерно для подражаний, у которых стиля нет).
Собственным устойчивым стилем обладали только ранние выпуски. Ну ведь очевидно - есть свой стиль у раннего Тарса, Дамаска, Вавилона, Аке и т.д. Вот такие стилистически самобытные выпуски я и считал бы самыми ранними. И лишь потом пошло "эмитентское" выравнивание стилей и "портретизация" персонажа.

Akrosas
Не соглашусь. Самые ранние - зачастую самые красивые, и их назначал сам АМ и его лучшие резчики задавали эталонный стиль первых штемпелей, и так обычно во всей античности. А Аке по Вашей ссылке явно подражание, может быть Арадосу. Но сие есть не базисный стиль, это явно подражание, ИМХО.

Вообще сомнительно, что у Тира и Аке было право чеканки АМовских типов...

sagit
Красота - дело вкуса.
Насчет явного подражания, тем более Арадосу - ну прямо не знаю, что ответить. Покажите сходство. Или тут, скорее, как в песне Крематория: "... но если ты чувствуешь это, как чувствует негр блюз..." Я чувствую стиль Аке, вы нет -и тут невозможно спорить.
Насчет подражания/копирования - ну да, бывало, сравните Тарс и Мириандр. Близнецы. А Аке - нет.
Насчет ранних стилей - с чем Вы несогласны? Что такое "базисный стиль"? "Трёхкучеряшечные" вавилонские АМы или тарсийские первенцы?
Или Вы несогласны с постепенным стилистическим выравниванием - антигоновщиной и селевкизмом? Но это, по моему, очевидно. Первые выпуски Тарса, Дамаска, Амфиполя, Вавилона я узнаю только по аверсу. А вот во время С1, например, понять Селевкия это, Вавилон, Сузы, не занлянув на реверс, можно не всегда.


Обсуждение ч.5

Akrosas
Ну покажите мне например первый выпуск Тарса.

sagit
К чему этот вопрос? Балакровские с А и В под троном.
На мои вопросы будут ответы?
Повторю свой тезис - первые выпуски стилистически узнаваемы по одному только аверсу. Позже стиль выравнивается.

Akrosas
А стиль нужно не чувствовать, а видеть. А то Ваши чувства уже показали вам "сходство" стиля Мемфиса и Сард с Каррами.

Вот типичное подражание Тарсу или Мириандру(если эти вообще были).
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=50960
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=102382
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=161888
Стиль топорнее некуда, скажем прямо.

Это что, не подражание?
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=183811
Типичное финикийско-иудейское подражание. Эти ребята только этим и занимались. Вообще неизвестно какого это чудо года. Думается вообще в 3-2 вв до н.э. отчеканено.

А это
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=156050
если не устраивает Арадос, то явное подражание Сузам...
Это притом, что Сузам подражали и вот так потом на местах...
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=117171
В Аке подражания и этим аверсам есть:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=215623
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=225840
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=230778

Финикия ходила по рукам, и цари не успевали туда прислать своих резчиков.
Вот видимо при Антигоне в Ако таки появляется нормальный стиль, очевидно моноглаз туда более-менее нормальных резчиков своих привез, когда владел городом более-менее долго.
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=139893
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=126682
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=139894
Ну а тут очевидное сходство антигоновского Ако с антигоновскими Сузами:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=23454

...

Ссылочку на балакровские плиз.
А у вас вопросов пока вообще нет.

...

Хотя можете ссылку не давать, и так все ясно. 1991 года дает о себе знать.

sagit
Сдаюсь!
Еще бы понять, что Вы понимаете под подражанием... Аке, подражающий Сузам - это сильно. Нифига ж под боком не было, подражать некому. Я бы всё-таки не забывал о бритве Оккама.
Очевидное сходство антигоновского Акко (ну можно и так) и антигоновских Суз ничего не говорит о подражании, а лишь о том, что я и утверждаю - с течением времени самобытные стили ранних АМовских выпусков выравнивались - антигоновщина и селевкизм. Еще раз - не подражание, а стандартизация.
Ну, в общем, софистика пошла, поиск "очевидных сходств". Которые, повторюсь, не есть следствие подражания, а есть результат унификации.
ЗЫ. Ну назвать стиль этой тетры топорным (по карйней мере - аверса):
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=161888
то я пас. Аверс - шедевр, самобытный шедевр. Я не любитель эллинистического ботокса и локонов страсти. Я люблю ранние АМы...

Akrosas
Тогда да будет Вам известно, что спустя 20 лет уже вот эти считаются самыми ранними малоазиатскими АМами, а то и вообще самыми первыми тетрами АМовского типа:
http://www.acsearch.info/search.html?id=1895637
А вот эти уже под вопросом. Максимум параллельные им.
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=183793
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=102372
Вот тут-то и рождается версия о двух мондворах Тарса и спецвыпусках.

PS: ну и вкус у Вас....  :)

sagit
Жестко под..бнул, прямо унизил... И главное - всё по существу заданного мной александроведам вопроса (к числу коих я не отношусь, так как 20 лет сижу на провинциальном Риме).
Что из этого всего потока догадок, версий и предположений можно взять для решения заданного вопроса по переатрибуции Библа в Арад?
ЗЫ. Насчет вкуса - а ХЗ, мож, я не один такой? Кто-то ж отвалил за неё 1,2 куёв без комиссии. Мало кто из ботоксных Гераклов Одноглазого или С1 так подтянется...

Akrosas

sagit
Что из этого всего потока догадок, версий и предположений можно взять для решения заданного вопроса по переатрибуции Библа в Арад?
ЗЫ. Насчет вкуса - а ХЗ, мож, я не один такой? Кто-то ж отвалил за неё 1,2 куёв без комиссии. Мало кто из ботоксных Гераклов Одноглазого или С1 так подтянется...

Решение будет, когда будет более достоверная датировка и порядок владения царями каждым городом. А то когда этот селевковский аверс датируют 330-320 гг, это когда Селевк по рангу еще под стол ходил, то смешно:
http://www.acsearch.info/search.html?id=1575819
Там в Библе на некоторых аверсах есть и полиоркетовские тирские черты стиля, а это уже более позднее время.

А пока эта привязка к Арадосу и Птолемею объясняется только стилем аверса как у мемфисских. Вот тут то без Тарса не обойтись. Просто современные исследователи стиль редких выпусков Тарса упустили. Вот и получается, что привязали аверсы к Мемфису и Птолемею. Но это только что касается Птолемея.
А насчет Библа: был ли там вообще мондвор, или Библ подчинялся Арадосу. Все же если в Финикии возникала какая-то деятельность, то все ресурсы свозились в Арадос. Может Библ как и Марат был в подчинении у Арада?
А во вторых, самое смешное - непонятно когда Птолемей вообще владел Арадосом. Этот город вообще вроде бы никогда не был в подчинении Птолемея. :D

PS: ну и прямо скажем, любой настоящий Моноглаз или С1 уделает в цене этого Ако.  :P

И мне вот непонятно одно, что можно было производить в Акко, который где-то в районе 315-го года до н.э. был разрушен самим Птолемеем.   %-)

sagit
Ну вот где-то так, спасибо.
По приведенному примеру - да, бред. Кстати, именно этот случай я в своё время отметил для себя.
Вот эта:
http://www.acsearch.info/search.html?id=1575819
и вот эта:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=196734
отчеканены одним штемпелем аверса. Сидон и Селевкия, 330-320 и 300-281. Причем реверс этого Сидона такой же, как и у обсуждаемого "Арада". Ото и вся цена этим атрибуциям. Вот такая комбинация - реверс "Арада" (Сидона, Библа) якобы 319-315 на тетре, имеющей общий штемпель аверса с тетрой из Селевкии 300-281 (причем по последней мондвор и период вопросов, в общем-то, не вызывает).

Что касается того "Арада", по которому был задан вопрос, то притянутой за уши я считаю и атрибуцию, и переатрибуцию. Ну ладно бы какой-нибудь uncertain mint in cilicia. Ну ладно бы Мемфис (независимо от того, был ли он на самом деле). Но Арад? Финикия? Которая ничего похожего в стилистическом плане не чеканила в тот период, к которому атрибуторы относят монету?
Я думаю - какая-то чистая механика в атрибуции и реатрибуции. АР - значит Арад. Стиль - значит Мемфис. Мемфис - значит, Птолемей. И пофиг на здравый смысл...

0

249

sagit написал(а):

Что касается того "Арада", по которому был задан вопрос, то притянутой за уши я считаю и атрибуцию, и переатрибуцию. Ну ладно бы какой-нибудь uncertain mint in cilicia. Ну ладно бы Мемфис (независимо от того, был ли он на самом деле). Но Арад? Финикия? Которая ничего похожего в стилистическом плане не чеканила в тот период, к которому атрибуторы относят монету?
Я думаю - какая-то чистая механика в атрибуции и реатрибуции. АР - значит Арад. Стиль - значит Мемфис. Мемфис - значит, Птолемей. И пофиг на здравый смысл...

Возможно, "механика", возможно - коррекция данных по кладам. с 1991 года издание Прайса претерпело не так и много корректив, что говорит о высочайшем уровне проведенной работы. Мое имхо - возможно, монеты со слитным АР и не выпуски Арадос. Но вопрос - почему тогда они отнесены были к Библосу? :)   

Akrosas написал(а):

А насчет Библа: был ли там вообще мондвор, или Библ подчинялся Арадосу. Все же если в Финикии возникала какая-то деятельность, то все ресурсы свозились в Арадос. Может Библ как и Марат был в подчинении у Арада?

Мондвор-то был, но не факт, что он выпускал монеты в период раннего эллинизма.

Akrosas написал(а):

Вообще сомнительно, что у Тира и Аке было право чеканки АМовских типов...

Тир возобновил чеканке при Деметрии Полиоркете...

Akrosas написал(а):

А это не только я хочу сказать. Как я уже отметил выше, до сих порт открыт вопрос о месте чеканки мемфисских АМ. Исследователями до конца не принято то, что они отчеканены в Египте. Возможно они из Сирии, Финикии, Киликии... вот тут-то и глобальный вопрос.
А самое интересное то, что такие очевидные и навязывающиеся дифференты как Хнум при выпуске в Египте скорее всего бы и не ставили. Такие очевидные связующие с Египтом дифференты ставили бы как раз на монетах выпущенных за пределами Египта для Египта.

тут, если отбросить данные кладов, которые говорят как раз об их египетском происхождении (тем более, Египет имел "закрытую" финансовую систему, изолированную с экономических соображений), то просто не совсем непонятно, зачем было везти большое количество дензнаков из Сирии, Финикии или Киликии? ...  :|

0

250

Alexander написал(а):

Мое имхо - возможно, монеты со слитным АР и не выпуски Арадос.

Еще как возможно. Подброшу дровишек.
Итак, 6 тетр.
Первые три - С1, Селевкия-на-Тигре, 300-295 до н.э. (ну или шире - 281 до н.э.):
https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=95840
https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=68528
https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=65107
Вторые три - ну типа птолемеевский "Арад", 319-315 до н.э. (если верить одной атрибуции):
https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=235046
или Библ 330-320 до н.э. (если верить другой атрибуции):
http://www.acsearch.info/search.html?id=1575819
http://www.acsearch.info/search.html?id=336057
Одна мелочь портит всё это великолепие - все шесть монет объединяет один и тот же штемпель аверса.
Так как по атрибуции первой тройки - вопросов, в общем-то, нет, то, следовательно, по второй - ??? Какой Арад/Библ? Какой Птолемей?
Такой штемпельный расклад сразу ставит под вопрос и первую, и вторую атрибуцию всех этих АМов с АР на реверсе...

Отредактировано sagit (2014-10-21 13:08:57)

0

251

sagit написал(а):

Одна мелочь портит всё это великолепие - все шесть монет объединяет один и тот же штемпель аверса.Так как по атрибуции первой тройки - вопросов, в общем-то, нет, то, следовательно, по второй - ??? Какой Арад/Библ? Какой Птолемей?Такой штемпельный расклад сразу ставит под вопрос и первую, и вторую атрибуцию всех этих АМов с АР на реверсе...

верно - штемпеля и монеты явно одного периода. Из этого можно выдвинуть две версии -

1. Все монеты "Арадоса" со слитным АР отчеканены в начале 3 века при Селевке, никак не при АМ и при Птолемее.
2. При Селевке в начале 3 века эта серия с этой монограммой дочеканивалась (для наемников, которым известен был этот тип?), основная же масса этих монет, аверс которых стилистически совпадает с Мемфисом и прочее, были отчеканены раньше. Общий стиль с Мемфисом - помимо этого мемфисские типы имеют параллели (см. таблицу) с новаторским аверсом в Египте...

я лично придерживаюсь версии номер 2 - хотя бы потому, что стилистически монеты по Вашим ссылкам более поздние - а монограмму могли и повторить. Подражание греков грекам? Вряд ли. Имхо - дочекан.  :dontknow:

0

252

Alexander написал(а):

штемпеля и монеты явно одного периода.

Там жестче - аверсы не просто одного периода. Это один и тот же штемпель. Все шесть тетр одноштемпельные по аверсу.
То есть можно обоснованно предположить, что все шесть - продукция одного мондвора (Селевкии-на-Тигре).

Alexander написал(а):

Из этого можно выдвинуть две версии -
1. Все монеты "Арадоса" со слитным АР отчеканены в начале 3 века при Селевке, никак не при АМ и при Птолемее.

Я бы так сказал (ИМХО) - да, все при С1 (и никак не при АМ и Птолемее), но не все в начале 3-го века. Возможно - эти слитные АРы в основной своей части - некая хронологически параллельная ветка Вавилону, в котором Селевк примерно в 311-300 чеканил тетры (с именем Александра) в огромном количестве. Где чеканились первые АРы - ХЗ, сомневаюсь, что в Селевкии-на-Тигре (которая и основана-то была, если не ошибаюсь, что-то около 305 до н.э.). Но отчеканено было их немало, монета вполне рядовая, и, видимо, чеканились они в течение некоторого ощутимого периода времени - судя по стилистическому "дрейфу" от Мемфиса (а был ли мальчик?) до Селевкии...
И вот тут самое интересное. Если все шесть тетр из моего примера являются продукцией одного мондвора - то возникает вопрос - зачем выпускать два типа реверса? И вот тут как бы прорисовывается вторая версия:

Alexander написал(а):

При Селевке в начале 3 века эта серия с этой монограммой дочеканивалась (для наемников, которым известен был этот тип?)

Alexander написал(а):

Подражание греков грекам? Вряд ли. Имхо - дочекан.

Честно говоря, версия про необходимость дочеканивать тетры, причем именно с какой-то определенной монограммкой, для расчетов с наемниками - выглядит неубедительной, слишком много чести для такого узкого казуса. Я бы глянул несколько шире - а не был ли это чекан/дочекан серебра (с именем Александра - это важно) для "международных" расчетов/хождения? Ведь тип с именем Александра был абсолютным универсальным платежным средством во всем макрорегионе, вообще без вопросов. А вот были ли таковым средством тетры с именем Селевка - не знаю, не уверен.

0

253

sagit написал(а):

Все шесть тетр одноштемпельные по аверсу.То есть можно обоснованно предположить, что все шесть - продукция одного мондвора (Селевкии-на-Тигре).

да, я понял. Вы еще вчера это писал на форуме АП. Согласен - штемпеля общие. Соответственно - общий МД

sagit написал(а):

судя по стилистическому "дрейфу" от Мемфиса (а был ли мальчик?)

Египетский МД точно был - не факт, что в Мемфисе - возможно и в Александрии, что вряд ли на первых этапах, или в Навкратисе.
это подтверждают находки на дельте и у Каира (Delta hoard, Kuft hoard, и т.д.)

sagit написал(а):

а не был ли это чекан/дочекан серебра (с именем Александра - это важно) для "международных" расчетов/хождения? Ведь тип с именем Александра был абсолютным универсальным платежным средством во всем макрорегионе, вообще без вопросов. А вот были ли таковым средством тетры с именем Селевка - не знаю, не уверен.

звучит логично, а про наемников это была версия со знаком "?" :)

0

254

Akrosas написал(а):

Тогда да будет Вам известно, что спустя 20 лет уже вот эти считаются самыми ранними малоазиатскими АМами, а то и вообще самыми первыми тетрами АМовского типа:
http://www.acsearch.info/search.html?id=1895637
А вот эти уже под вопросом. Максимум параллельные им.
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=183793
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=102372
Вот тут-то и рождается версия о двух мондворах Тарса и спецвыпусках.

Артур, поясни про Тарс с летящей Никой, пожалуйста. Почему этот тип стал ранним?  :question:  Честно - был не в курсе про смену датировок

0

255

sagit написал(а):

Я бы так сказал (ИМХО) - да, все при С1 (и никак не при АМ и Птолемее), но не все в начале 3-го века. Возможно - эти слитные АРы в основной своей части - некая хронологически параллельная ветка Вавилону, в котором Селевк примерно в 311-300 чеканил тетры (с именем Александра) в огромном количестве. Где чеканились первые АРы - ХЗ, сомневаюсь, что в Селевкии-на-Тигре (которая и основана-то была, если не ошибаюсь, что-то около 305 до н.э.).

в общем, картина грубо говоря примерно складывается следующая. Есть монетный двор в египте, назовем его мемфис, есть некий двор в финикии, пусть будет арадос (хотя и про библос версия не лишена смысла) - тир исключается, после похода АМ город был сильно истощен, мягко говоря. Как и Газа.

ниже рассматриваются только частные случаи, не весь диапазон чеканки.

1. период 323-320 гг
мемфис - тип монет АМ с дифферентами  - пустое поле и кхнум.
финикия - ? возможно, тип АМ, где буква А стоит над Р (плюс Акко со своим оригинальным стилем)

2. 320-313 гг
мемфис - тип АМ с розой, колосом, пегасом и молниями.
финикия - тип АМ со слитным АР, аверсы стилистически близки с Мемфисом

3. 312-305 гг
мемфис - нет выпусков тетр АМ, т.к. новый дизайн монет введен в Александрии
финикия - ?

4. 305 - 290 гг
мемфис - (нет)
сирия - ? тип монет с АР (слитно) как эмиссия общепризнанных типов монет
финикия - ?  (тип монет с АР (слитно) как эмиссия общепризнанных типов монет)
т.е. использованы аверсы сирийских монет этого периода

грубо говоря так...  :|

0

256

Alexander написал(а):

грубо говоря так...

Очень всё запутано с этим слитным АР  :dontknow:
Ну вот по порядку, разложим аверсы.
1. Вот АР, очень похожий на ранние выпуски Дамаска:
https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=183807
Этот, вероятно, самый ранний из АРов, так и в описании.
2. Вот АР "мемфисского" стиля:
https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=35871
https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=269536
Надо полагать, второй в плане хронологии.
НО! Каким-то боком в арадосский чекан между 1 и 2 втыкаются вот такие выпуски Арридея (не АР), которые слабо похожи на "мемфисский" АР и к тому же - если верить атрибуции - хронологически с ним пересекаются:
https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=139905
https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=121002
3. Вот - ну просто один в один Вавилон Арридея
https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=196143
4. Венчают эту цепочку АРы, отчеканенные в Селевкии ( о них уже шла речь выше):
http://www.acsearch.info/search.html?id=1575819

Alexander написал(а):

3. 312-305 гг
мемфис - нет выпусков тетр АМ, т.к. новый дизайн монет введен в Александрии
финикия - ?

Ну Акко чеканил, есть датированные выпуски, относящиеся к этому периоду.
Арад - ну вроде вот (не АР):
https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=20351
Стиль - "мемфисский"... Если верить атрибуции - то этот селевкидский арадосский не-АР хронологически совпадает с селевкидским же не-арадосским АРом (Селевкия из приведенного выше штемпельного расклада).
Последовательность АРов очень неровная, поэтому возникает вопрос - был ли вообще этот слитный АР знаком мондвора?

Отредактировано sagit (2014-10-21 20:30:30)

0

257

Согласен с вами, не нужно пытатся прочесть в каждой монограмме имя города. По выпускам ''библоса-арада'' - выходит, что монеты одинакового типа, но разных по исполнению штемпелей выпущены с интервалом в 15-20 лет... Обычно в каталогах-определителях типа Прайса разграничения по стилю нет, отличия только в диффирентах. Гляну завтра, ЧТО именно писал Мартин Прайс про эти выпуски. И не поленюсь, задам вопрос мистеру нельсону, почему только снг отнесло их к арадосу.

0

258

sagit написал(а):

Возможно - эти слитные АРы в основной своей части - некая хронологически параллельная ветка Вавилону, в котором Селевк примерно в 311-300 чеканил тетры (с именем Александра) в огромном количестве.

Alexander написал(а):

штемпеля общие. Соответственно - общий МД

Вот эта штемпельная канитель:
http://www.acsearch.info/search.html?id=1575819
https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=65107
все же легко объясняется, правда вариантов несколько: сначала скажем реверс с первым полисным аверсом чеканится в Библосе/Арадосе, потом С1 берет под контроль Библ/Арад и перевозит реверс в Селевкию, и там чеканит со своим аверсом, но более очевидный вариант данный - С1 просто заменяет в Библосе/Арадосе аверс, когда овладевает городом.
Вообще вырисовывается картина, что сначала было так, что определенный аверс есть определенный город, а потом уже определенный аверс-определенный царь/царство(выпуск в любом городе или в одном центре - это уже чисто эллинистический канон).

Alexander написал(а):

Артур, поясни про Тарс с летящей Никой, пожалуйста. Почему этот тип стал ранним?  :question:  Честно - был не в курсе про смену датировок

А никаких смен и не было. Просто меньше надо в Прайса смотреть, он тут не аргумент. Было два параллельных выпуска, один местными мастерами, а другой мастерами самого АМ.

sagit написал(а):

да, все при С1 (и никак не при АМ и Птолемее)

Поразительно то, что всегда игнорируется Антигон, который в то время до Ипса владел почти всем чем только можно. Вообще владения Антигона у историков и нумизматов почему-то не на слуху... видимо внимание к проигравшим не приковывается.

PS: Вот это явно местная подражайка то ли Тарсу, то ли Мириандру.
https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=183807
А знаете что самое интересное, что есть крайне дискуссионные в науке монограммы периода раннего эллинизма: одна из них как раз обсуждаемая слитная АР, которая потом на портретные тетры Полиоркета перекочевала.
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=131252
Эта АР вообще походлу эволюционировала из простой А.
Ну а другая дискуссионная монограмма т.н. монограмма Антигона, которая эволюционирует на тарсовских выпусках и в итоге также перекочевала на царские тетры Полиоркета.
Сначала первый враиант, без перекладины внутри:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=134694
Потом уже с перекладиной:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=102377
Потом последний выпуск ДП в Тарсе она уже в кружке, а потом царские его выпуски идут и монограмма опять без кружка.

PSS: вот интересный пример трех типа тирских выпусков:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=239555
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=239548
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=224649
И все разных правителей. И в самом деле, смотришь на лица в скальпах и птоелмеевский что есть от мемфисских, арридеевский как всегда с круглым туповатым лицом и антигон с его жестким взглядом и слегка преломленным носом. Похоже по стилю и определяется при каком царе был выпуск, и очевидно что так и было - с новым царем старались лицо делать другое, более похожее на нового царя.
Кстати, антигоновский выпуск с реверсом по стилю как Библ...
А может это все вообще Акко, а не Тир.
После всей этой путаницы со штемпелями начинаешь уже придерживаться версии, что был центр, который чеканил для других городов, и были местные подражания.... прям все как в Понте-Боспоре.

0

259

Но ведь на указанном тобой Тарсе стоит легенда ''царя А-ра'', что является признаком посмертности?

0

260

А то что слитная АР не название города - это думаю однозначно. Даже неизвестно есть ли в ней буква Р как таковая. Имена шифровали в монограммах, а названия городов не шифровали.
Четкие А с Р под низом - представительская монограмма Арадоса, другой и не нужно было изобретать
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=49580
В Дамасске тоже четко раздельно ΔΑ.
А в Египте Δ - общее обозначение Дельты Нила и Египета в целом.
И т.д.

0

261

Akrosas написал(а):

А то что слитная АР не название города - это думаю однозначно. Даже неизвестно есть ли в ней буква Р как таковая. Имена шифровали в монограммах, а названия городов не шифровали.
Четкие А с Р под низом - представительская монограмма Арадоса, другой и не нужно было изобретать
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=49580
В Дамасске тоже четко раздельно ΔΑ.
А в Египте Δ - общее обозначение Дельты Нила и Египета в целом.
И т.д.

Есть штемпель этого арадоса, где стоит только ''а''. На снг проходил, сча поищу

0

262

Alexander написал(а):

Есть штемпель этого арадоса, где стоит только ''а''. На снг проходил, сча поищу

Вот - http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=235046
Как раз не ранний, а поздний тип - вероятно, имитация Селевком. На имитациях обычно не следили за точностью копирования

0

263

Вообще как посмотришь разные АМовские типы, то такое чувство, что в монограммах иной раз зашифрованы несколько имен одновременно... если это конечно имена вообще.
Тут видим прям объединение "антигоновской" монограммы с АР:
http://sa.uploads.ru/t/V0TuZ.jpg
тут антигоновская обрамленная буквой П:
http://sa.uploads.ru/t/kNItn.jpg
А "П" - это может Птолемей, или может это первые виселицевидные монограммы как у раннего Тарса.
У Полиоркета в Тире монограммы вообще лес полный:
И первый вариант "антигоновской" монограммы мелькает, и полный ваиант.
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=77903
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=55988

Вообще надо бы залезть в Ньюэла по ДП, там он подробно разбирает и "антигоновскую" монограмму и слитную АР на тетрах ДП с их возможными местами происхождения.

0

264

Нее... монограмму Антигонидов ты как раз можешь найти на монетах АМ из Тарса и на выпусках ДП

0

265

Alexander написал(а):

Но ведь на указанном тобой Тарсе стоит легенда ''царя А-ра'', что является признаком посмертности?

Это уже не важно. Где-то писали царь, где-то нет. В Малой Азии где-то его признавали царем, где-то нет, а где-то вообще богом. Мало того, победив царя малой Азии - Дария, Александр стал царем Малой Азии, так что тут вообще без вопросов.
Те же Арадосы с фирменной шкуркой все с Базилевсом, но их точно начали выпускать еще при жизни - финансы для строительства флота.
В Тарсе и у простого стиля местных резчиков то был Базилевс, то не было.
http://www.acsearch.info/search.html?id=1545199
http://www.acsearch.info/search.html?id=1545198
Это походу можно объяснить разве что различными настроениями в народе в определенный период времени.

0

266

Akrosas написал(а):

Это уже не важно. Где-то писали царь, где-то нет. В Малой Азии где-то его признавали царем, где-то нет, а где-то вообще богом. Мало того, победив царя малой Азии - Дария, Александр стал царем Малой Азии, так что тут вообще без вопросов.
Те же Арадосы с фирменной шкуркой все с Базилевсом, но их точно начали выпускать еще при жизни - финансы для строительства флота.
В Тарсе и у простого стиля местных резчиков то был Базилевс, то не было.
http://www.acsearch.info/search.html?id=1545199
http://www.acsearch.info/search.html?id=1545198
Это походу можно объяснить разве что различными настроениями в народе в определенный период времени.

Идею я понял. Хочу возразить... На территориях бывшей персидской империи, например, в ее центре, в Вавилоне, первые выпуски АМ идут без титула. Хотя уж там проблем с тотальной властью царя не было. Думаю, что титул появился после АМ. По Араду, который настоящий Арад, с шкуркой - имхо это не прижизненные выпуски, что бы там аукционисты не писали. Стиль последней декады 4 века.
По Тарсу - как же может быть прижизненный АМ'у выпуск с монограммой Антигона Монофтальма?

0

267

Артур, чтобы ты не думал, что я пытаюсь как-то минимизировать значение этих монет (тарс, арад), скажу что у меня тоже есть и тарс с никой, и арад с шкуркой, мне они оч нра, но прижизненными я их не считаю.. :(

.

Отредактировано Alexander (2014-10-21 23:58:50)

0

268

Alexander написал(а):

Нее... монограмму Антигонидов ты как раз можешь найти на монетах АМ из Тарса и на выпусках ДП

Ну дык я ж выше и привел пример, она как раз и пошла из Тарса и первый вариант без перекладинки. Потом эволюция.

PS: Погляди у Ньюэлла - он считает, что сия антигоновская монограмма есть некий монетарий антигонидов, которого в 294 году(год потери полиоркетом Тарса) Деметрий переселил в Пеллу, и там пошли царские сидящие типы(наши старый и молодой портрет) ДП и т.д. Кстати, думаю ты обратил внимание, что на сидящем пелловском ДП на скале антигоноская монограмма, а вот во второй монограмме вполне отчетливо можно прочесть имя самого Деметрия. Вот и непонятно что думать, эдакие прям объединенные коммеморативные выпуски в честь себя и любимого папика... это кстати в пользу того, что старый портрет возможно есть сам Антигон. Но еще думается, что старческие пелловские сидящие ДП вообще уже пленного времени, а то и посмертные выпуски ДП, и портрет с чертами Антиоха I - мол как во время пленения почти указ, чтобы все что не делал Деметрий делалось от имени Антиоха. Но об этом потом поговорим...

0

269

Akrosas написал(а):

Вообще вырисовывается картина, что сначала было так, что определенный аверс есть определенный город, а потом уже определенный аверс-определенный царь/царство(выпуск в любом городе или в одном центре - это уже чисто эллинистический канон).

Собственно, эту мыслю я и продвигал еще в ветке на Форуме АП - что ранние выпуски стилистически самобытны для чеканивших их городов - и это есть существенный признак того, что это именно ранние выпуски. Аверсы ранних Вавилона, Тарса, Арада узнаются именно как аверсы городов - на реверс и смотреть не нужно. Но вот в процессе диадохского передела и связанной с ним унификации городская стилевая самобытность размывается и на смену ей приходит портретизация аверса. Скажем так, понять место чеканки селевкидского АМа только по аверсу (что это - Селевкия, Вавилон, Экбатана...) - не то, чтобы невозможно (наверное), но вот мне сложно.
И это - ИМХО - реальный критерий для периодизации выпусков по разным мондворам. В том числе и по этим пресловутым АРам.

Akrosas написал(а):

Вот эта штемпельная канитель:
http://www.acsearch.info/search.html?id=1575819
https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=65107
все же легко объясняется, правда вариантов несколько: сначала скажем реверс с первым полисным аверсом чеканится в Библосе/Арадосе, потом С1 берет под контроль Библ/Арад и перевозит реверс в Селевкию, и там чеканит со своим аверсом, но более очевидный вариант данный - С1 просто заменяет в Библосе/Арадосе аверс, когда овладевает городом.

Объяснение, конечно, простое. Его и опровергнуть-то невозможно (как невозможно опровергнуть или доказать наличие жизни на 4-й планете системы Альфы Центавра) - свечку не держал, не знаю. Но царь, который возит с собой штемпеля - как-то несерьезно/неубедительно. Ладно бы резчика, но речь именно о штемпеле.
В любом случае есть АРы (атрибутированные как птолемеевкий Арад 319-315), которые на самом деле есть селевковская Селевкия 300-281.

Отредактировано sagit (2014-10-22 00:08:31)

+1

270

Akrosas написал(а):

Ну дык я ж выше и привел пример, она как раз и пошла из Тарса и первый вариант без перекладинки. Потом эволюция.

PS: Погляди у Ньюэлла - он считает, что сия антигоновская монограмма есть некий монетарий антигонидов, которого в 294 году(год потери полиоркетом Тарса) Деметрий переселил в Пеллу, и там пошли царские сидящие типы(наши старый и молодой портрет) ДП и т.д. Кстати, думаю ты обратил внимание, что на сидящем пелловском ДП на скале антигоноская монограмма, а вот во второй монограмме вполне отчетливо можно прочесть имя самого Деметрия. Вот и непонятно что думать, эдакие прям объединенные коммеморативные выпуски в честь себя и любимого папика... это кстати в пользу того, что старый портрет возможно есть сам Антигон. Но еще думается, что старческие пелловские сидящие ДП вообще уже пленного времени, а то и посмертные выпуски ДП, и портрет с чертами Антиоха I - мол как во время пленения почти указ, чтобы все что не делал Деметрий делалось от имени Антиоха. Но об этом потом поговорим...

Эта же монограмма есть и у Гоната на меди. Думаю, все таки это не монетарий, да, я читал у Ньюэлла, тот писал, что монетарий с этой монограммой ''все еще был при деле при Деметрии, но только в Пелле''
Но все равно не сходится тогда, если принимать версию о монетарии - т.к. с 323 по 293 - это большой срок.

0


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Древняя Греция » Филипп II, Александр Великий и ранний эллинизм.