Античная нумизматика и история

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Древняя Греция » Филипп II, Александр Великий и ранний эллинизм.


Филипп II, Александр Великий и ранний эллинизм.

Сообщений 1 страница 30 из 432

1

Думаю стоит открыть здесь такую тему и начать ее с обсуждения одного из самых мощных образов в античной нумизматике.
Итак, начнем с того, что нужна работа:
Zervos, "The early tetradrachms of Ptolemy" - судя по всему она из ANS Museum Notes 13 (1967), стр. 1-15.

0

2

Akrosas написал(а):

Zervos, "The early tetradrachms of Ptolemy" - судя по всему она из ANS Museum Notes 13 (1967), стр. 1-15.

отличная статья, Орест Зервос молодец - догадался, что выпуски Мемфиса и Александрии несколько лет шли параллельно, имея полностью общие реверсы, а тетры Александрии внедрили новаторский аверс - слоновью башку. Все остальное в статье уже не так важно, как это.

PS - тетру с ACR узнал :)

0

3

Alexander написал(а):

Akrosas написал(а):

    Zervos, "The early tetradrachms of Ptolemy" - судя по всему она из ANS Museum Notes 13 (1967), стр. 1-15.

отличная статья, Орест Зервос молодец - догадался, что выпуски Мемфиса и Александрии несколько лет шли параллельно, имея полностью общие реверсы, тетры Александрии внедрили новаторский аверс - слоновью башку. Все остальное в статье уже не так важно, как это.

PS - тетру с ACR узнал :)

Вот спасибо. ;)
А там и сходство стиля и еще много чего параллельно.
Все очень сложно и загадочно. Особенно уникальность букв PY.
Тут стоит вспомнить и Клеомена, и Навкратиду, и Сузы, и Вавилон, и Экбатаны, и Кирену, и Дельту Нила, и Антигона I с еще подчиненным Селевком I, и события 325 года, и места находок, и еще много чего.
В итоге окажется, что сам Птолемей и еще "сырая" Александрия не имеют отношения к почти всем сатрапам с Зевсом.
Ясно только одно - первой тетрой с АМ в слонике был тип с PY - есть очень очевидное подтверждение этому. А последней с Зевсом был уже тип с Δ - полное изменение стиля - скорее всего это первый александрийский выпуск. Украденный Птолемеем (с помощью Селевка I и некоторых скульпторов) образ АМ в слонике.

0

4

Есть и закономерности PY, потом AY и ΛΥ с вавилонских тетр АМ, и EY с последующих тетр Птолемея.
А самое интересное, что мощнейший образ АМ в слонике возник не просто так.
PS: а еще PY нет нигде - ни на монетах, ни в начале имен и мест.
Только подобие PY на сузианских тетрах С1 в шлеме, и то обрамленные буквой П:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=241330

PS: А еще тут стоит вспомнить египетских жрецов.

0

5

Ясно только одно - первой тетрой с АМ в слонике был тип с PY - есть очень очевидное подтверждение этому.

не совсем так, там перед PY есть еще два типа, они более ранние, но невероятно редки, всего несколько экз. У Зервоса это написано... Так что из более-менее доступных - PY ранний.

А последней с Зевсом был уже тип с Δ - полное изменение стиля - скорее всего это первый александрийский выпуск.

Да, верно. Там у слона уже чешуйчатая эгида. Последний выпуск перед сменой реверса с Зевса на Афину.

Украденный Птолемеем (с помощью Селевка I и некоторых скульпторов) образ АМ в слонике.

Можно подробнее?

0

6

Я вот думаю, что именно PY были самыми первыми. У них как минимум два штемпеля аверса. Один как мой - именно этот штемпель был первым - по-моему очевидно, что этот штемпель выделяется среди всех сатрапов с Зевсом. А в пользу первичности этого штемпеля, имхо, говорит и то, что по-факту из всех сатрапов только на нем имеются каты. Я так сразу и не припомню больше других сатрапов с Зевсом с катами. Явно народ увидел новые монеты и проверяли на всякий случай.
Другой же штемпель аверса с PY по стилю уже как остальные с Зевсом (Δ не в счет).
Насчет украденного - я вот в последние несколько месяцев только и изучаю сиих сатрапов, и начну по порядку.
На днях познакомился с работами Ладынина, например его:
"АМ и Клеомен из Навкратиса в древнеегипетском источнике?"
"Сведения Псевдо-Аристотелевой "Экономики" о Клеомене из навкратиса и топосы древнеегипетской пропаганды."
"К вопросу о характере полномочий и формальном статусе Клеомена из Навкратиса."
"О египетской титулатуре АМ"
И т.п.
Арриант, Диодор и т.п. прилагаются.
Там есть над чем задуматься. Хотя бы то, что этот Клеомен был значительной и забытой фигурой, и врагом Птолемея, а последний о Клеомене потом скорее всего писал плохие истории.
Из первой работы Ладынина всплывает очень интересный персонаж - жрец Уннефер, у которого была должность ответственного за культовые изображения правителей. Ладынин сделал очень верное повествование. Еще не дочитав его работу до конца и я понял, что речь идет о походе Уннефера в Сузы к АМ - 325 год - больше там вариантов и нет. В Сузах же в это время АМ постановил, чтобы его обожествляли как Диониса. В Сузах и великая свадьба была в это же время. Где-то читал, что Лорбер и Хальт считают дистатеры со слоном и с Никой на реверсе первыми монетами с АМ в слонике - на дистатерах даже видно, что эволюция стиля прошла еще не до конца - еще завязки в виде львиных лап, но шкура слона.
Также из всех монет только в Сузах чеканились монеты с подобием PY - С1 в шлеме.
А в соседнем Вавилоне чеканились тетры АМ с почти такими же монограммами (под троном) как на остальных сатрапах с Зевсом, и плюс на сатрапах и на вавилонских АМ есть типы с AY. Плюс потом(при С1?) в Сузах/Экбатанах чеканятся медяки с АМ в слонике. Там имен нет.
А конь с рогами - это совсем не значит, что это С1.
На всем этом сузианском добре и складки слоника как на сатрапах с Зевсом, и бивни в перспективе, но это так, к слову.
В общем, все дороги ведут в Сузы, Вавилон, Экбатаны как родину АМ в слонике.
Так вот думается, что именно в Сузах в 325 году и появился образ АМ в слонике, ибо было в честь чего.
И имено в Сузах с АМом явно были все крутейшие скульпторы, в т.ч. Лисипп.
Конечно есть версии, что образ появился в память о смерти АМ, но образ АМ-Диониса - это явно в честь похода в Индию - такое праздновали и постановляли именно в Сузах в 325 году
Узнав про отношения Клеомена с АМ, и про этого Уннефера, получается интересная ситуация. Моя версия чеканки сатрапов такова:
В Сузах появляется первый штемпель аверса сатрапа с Зевсом - как мой, и с PY на реверсе. К слову, у Зевроса даже и нет сего самого крутого штемпеля аверса, может ему в то время он даже еще не был известен.
Далее тот самый Уннефер привозит образ АМ слонике в Египет к Клеомену. В Египте Клеомен, которому АМ слал письма как другу (достаточно поглядеть его письмо о посмертном почтении Гефестиона), продолжает чеканку сатрапов с Зевсом, но стиль аверса координально меняется, но реверс с PY еще продолжается.
Ну а далее казнь Птолемеем Клеомена и скорее всего уничтожение монет Клеомена (сатрапов с Зевсом), и начала птолемеевской сатраповской чеканки с Афиной.
А уже сатрап с Зевсом с Δ - это отдельная история. Думается мне, что Клеомен чеканил все в том же Мемфисе, а тип с Δ - это первые монеты Александрии (но они еще тоже Клеомена). Сама же Δ - это и прямое обозначение Дельты Нила. Если Мемфис был вне Дельты Нила, то Александрия была именно в Дельте.
Но есть еще более интересные сведения из многих античных источников, например Плиния ("...многие называют Египет, по имени греческой буквы, Дельтой"), Геродота ("Итак, если мы согласимся с мнением ионян, которые только одну Дельту считают Египтом, а побережьем Египта называют лишь пространство на 40 схенов, от так называемой башни Персея до пелусийских заведений для вяления и засола рыбы").
Т.е. по-факту большая Δ на последнем сатрапе с Зевсом сама по себе отождествляется с Нильской Дельтой, с Египтом, а вот другие сатрапы с Зевсом чеканились похоже вне Дельты, вне Египта.
К слову насчет Δ уже у Птолемея есть вариант с перекладиной в Дельте, как бы А и Δ - последняя монограмма очень интересна и может иметь два вполне интересных прямых и простых смысла:
Александр-Дионис
Александрия в Дельте.

Есть у меня еще одна версия по поводу сатрапов:
Если чеканка сатрапов началась в Сузах и продолжалась там и после смерти АМ, то последнем случае их чеканил Антигон I - именно ему достались Сузы. А Селевка он потом сделал главным финансистом Суз. Потом Антигон Ι забрал сузианскую казну, а Селевк удрал к Птолемею, может и каких скульпторов с собой прихватил. Эдакая месть Антигону и кража образа и передача его Птолемею.
Мне вот интерестен еще персонаж их Кирены по имени Харес - на монетах фигурирует. Это случаем не тот Харес, который ученик Лисиппа. Стиль киренских монет очень крутой. Может этот Харес был вместе с АМ, а потом остался с Сузах и удрал с Селевком к Птолемею. Потом стал союзником Птолемея, стал "лицом" Кирены, а потом соорудил Колосса Родосского на союзном Птолемею острове.... ну все это насчет Хареса лишь предположения.
самое интересное то, что Антигон I больше всех чтил АМ, и у его единственного традиционно нет монет с АМ. Да и вообещ его явных монет как бы и нет. Даже его явные АМовские типы очень редки - как раз из более-менее явных именно довольно специфические сузианские АМовские типы Антигона I.
Уж кому как ни Антигону чеканить мощный образ АМ в слонике...
Вообще некотоыре диадохи и эпигоны редкостные п**, среди них и Пирр, и Филетер, и Селевк I, и Митридат I - эти сделали свое имя и карьеру именно при дворе Антигона и Полиоркета, ну это так, к сведению...

И есть у меня третий вариант по поводу возникновения образа и чеканки сатрапов с Зевсом. Во первых, а АМ ли на сатрапах с Зевсом впринципе, хотя бы на моем штемпеле аверса. Стиль аверса у него ну совсем отличается от всех известных сатрапов.
Как уже отметил выше, АМ написал письмо Клеомену, чтобы последний почтил Гефестиона - построил храм в Александрии, а должностным лицам сделал печати с портретом Гефестиона. Так почему бы и монеты не сделать с портретом Гефестиона, если до такой степени дошли почтения. А может сатрапы с Зевсом - это и есть те самые печати. B)

Есть еще очень много интересных моментов. Чем больше узнаешь в источниках и исследованиях про все эти моменты, тем больше сатрапы с Зевсом отдаляются от Египта. А про Птолемея тут вообще даже нет речи. Если и не Сузы, так явно Клеомен, который до смерты АМ заведовал всеми финансами Египта, и был ответственный за строительство Александрии!! И мало того, Клеомена некоторые античные авторы называют сатрапом Египта. У того же Ладынина по этому поводу есть статья, мол Клеомен сатрап или гипарх. А Птолемей похоже решил чуть ли не подвергнуть Клеомена аля римскому "проклятию памяти", и попытка наверняка была, особенно зная хитрожопость Птолемея, который по-факту с помощью своих родственников развалил фракийское царство, и чуть не развалил селевкидское и македонское, благо в последних были наследники, но это уже другая история.
В общем, ясно одно - глава и финансист Египта Клеомен явно имеет отношение к первым сатрапам с Зевсом.
И в Сузиану все факту ведут, и за Клеомена многое говорит, а в пользу Птолемея все натянуто и фактов нет вообще. Исследователи даже не знают, где чеканились типа мемфисские тетры АМ, так что про общепринятые версии чеканки сатрапов с Зевсом и подавно не может быть и речи. Там очевидны параллели с сатрапами. Те же АМы с молнией имеют другой стиль - подобные очень редкие. А вот с розой - явно александрийские, ибо стиль как у последнего сатрапа с Зевсом и птолемеевских сатрапов с Афиной.

Ну и по поводу PY - как расшифровать сии буквы, вот главный вопрос. Сатрапы с PY явно первые и лучшие по стилю, и ΡΥ имеют культовый смысл. У Ладынина узнал, что буквы Ρ и Λ менялись местами. Некую персидскую букву P греки заменяли на Λ. Может PY - это и ΛΥ, а последняя наравне с ΑΥ есть и на АМовских вавилонских тетрах. В Египте начальником наемных войск при АМ был назначен некий Ликид, так что может и как-то так: ΡΥ-ΛΥ-Ли-Ликид. Если этот Ликид был персом, то вообще Рикид.
И по поводу титулатуры АМ у Ладынина: "Избранный Ра, излюбленный Амоном". Может Ρ - это Ра, а Y - это первая буква слова Амон.
А может PY - это и есть Ра, ибо последнего египтяне называли и Ре, и Рэ. и вообще без Р.
А в общем, проблема в том, что если PY - это имя или название чего-то, то ничего на Ри/Ру/Рю как бы и нет. Подходящих имен в той же энциклопедии Паули-Виссова нет и подходящих городов и местностей тоже нет.
Последний вариант, что PY - это имя какого-то египетского жреца. У жрецов были имена: Ле, Лэ, Ре и т.п.
Ну и вообще, может тут замешан коптский язык.
Если с другими монограммами можно что-то прикинуть и они где-то повторяются, то PY во многом уникальна.

В общем, все очень интересно и запутанно. Сатрапы с Зевсом пожалуй самые загадочные монеты. Любая из версий велика с исторической точки зрения.
Вот не помню кто из исследователей считает, что сатрапы в Зевсом появились для оплаты похоронного кортежа АМ. К похоронам АМ изначально готовился Арридей и Пердика в Вавилоне.
К слову, возможно и Пердикка имеет отношение к сатрапам с Зевсом. И именно Пердика занес в Египет сии монеты, и Птолемей украл у него образ АМ в слонике, но тут догадки и не более.

+1

7

Alexander написал(а):

не совсем так, там перед PY есть еще два типа, они более ранние, но невероятно редки, всего несколько экз. У Зервоса это написано... Так что из более-менее доступных - PY ранний.

И отмечу еще раз, что в пользу не первичности PY нет ничего. А в пользу первичности как минимум и каты, и стиль, причем лучший стиль (насчет лучшего стиля - это не я придумал, но я солидарен) и еще некоторые параллели. А лучший стиль обычно идет самым первым выпуском.
Мне вот интересен тип монет АМ с возможным PY. У Прайса упоминается под вопросом со ссылкой на Зервоса. У последнего тоже упоминается как какой-то перечекан. Вот бы фото сией АМовской монеты с возможным PY узреть. У Зервоса как я понял фото сией монеты АМ нет.
PS: и на всякий случай скажу некоторым ненавистникам обсуждений стиля - у сатрапов с Зевсом стиль действительно многое решает и является серьезным аргументом.
Я весь прошлый год посвятил живому ознакомлению с сатрапами с Зевсом, и теперь понимаю, что стиль аверсов у них однозначно делится на три этапа:
Первый стиль - только один штемпель аверса, как мой. К слову, этот штемпель имеет скажем так полтора варианта правки. "Половина" варианта правки - мало чем отличается от исходника - на ACR другой сатрап с Зевсом был именно последующего варианта правки - как в Доме Шлимана, он же второй сатрап у Свороноса. Другое дело, что на ACR тот другой, имхо, был подозрительный в плане подлинности. А далее была хорошая перерезка штемпеля - соответствующий экземпляр хранится в Британском музее.
Последний стиль - тоже только один штемпель аверса - это последний сатрап с Зевсом - с Δ на реверсе.
Ну а второй стиль - это все остальные сатрапы с Зевсом - у них аверсы резала одна рука и они не имеют ничего родственного с первым и последним стилем.
А PY на реверсе перекочевала из первого стиля аверса на второй.

К слову, кроме первичности стиля аверса, можно говорить и о первичности реверса - первым был с PY - по-моему и у сиих реверсов, судя как минимум по стилю, Зевс и подставка для ног самые ранние. Потом стиль Зевса идет ближе к последнему сатрапу с Δ, и подставка для ног сменяется, становится с ножками и похожей на подставки с вавилонских тетр АМ. Но реверсы с PY еще долго используются и правятся, и на АМовских типах правленые используются, заменяли PY на монограммы и другие буквы.
Но из-за того, что одни и те же правленые штемпеля реверсов использовались в большом промежутке времени и даже на разных типах, то по реверсам не может быть никаких суждений. Реверсы перерезались без проблем, причем это наблюдается во многих эллинистических выпусках.

В общем, моя обычная эволюция выпусков сатрапов с Зевсом такова:
Первые с PY - в Сузах, прямо в присутствии АМ вырезали.
Далее возможно Вавилон - одни только сходные монограммы, и стиль Зевса, и подставок для ног о многом говорят.
Потом Египет при Клеомене, и потом уже Птолемей.

Ну и стоит отметить и то, что на сатрапах с Зевсом второго стиля аверса лицо АМ идентично по стилю с лицом Геракла(?) с вавилонских тетр АМ. Это немаловажный момент в пользу чеканки сатрапов в Вавилоне.

+1

8

Я вот думаю, что именно PY были самыми первыми. У них как минимум два штемпеля аверса. Один как мой - именно этот штемпель был первым - по-моему очевидно, что этот штемпель выделяется среди всех сатрапов с Зевсом. А в пользу первичности этого штемпеля, имхо, говорит и то, что по-факту из всех сатрапов только на нем имеются каты. Я так сразу и не припомню больше других сатрапов с Зевсом с катами. Явно народ увидел новые монеты и проверяли на всякий случай.
Другой же штемпель аверса с PY по стилю уже как остальные с Зевсом (Δ не в счет).
Насчет украденного - я вот в последние несколько месяцев только и изучаю сиих сатрапов, и начну по порядку.

Суть идеи понял, давай расскажу, что знаю я. :) Я сам на этой теме плотно уже лет пять.

1. Выпуск с PY - он же Svoronos 20, он же Zervos B7 действительно имеет две пары штемпелей и в 1967 Орест зафиксировал 26 монет в публичных собраниях и музеях (на деле все эти цифры всегда нужно множить на два или три, честно гря...). особенность обоих штемпелей - высокий рельеф аверса, это остатки македонской школы, которая со временем уходит из Египта. Именно из Египта, т.к. эти монеты находят только в Египте, Кипре, Киренаике и в Палестине примерно до сектора Газы (сфера влияния Сотера в первые десять лет сатрапства) - в Месопотамии их не находят...

2. Выпуски, идущие перед Sv20 - это "пегас + монограмма" (Svoronos 93, Zervos B5), реверс которого более чем совпадает с параллельным мемфисским выпуском (аверс - Геракл, Price 3974), и за ним идет молния + ΔI (Svoronos -, Zervos B6) (так же имеющий аналог в Мемфисе, Price 3976, на аверсе там также Геракл). Эти выпуски редки, т.к. мондвор в Александрии только начинался... Выпуски Мемфиса более ранние имеют все признаки египетского происхождения и их стиль полностью совпадает с Zervos B5-6-7 и так далее до B11.

3. Более поздний выпуск с Зевсом (Δ) - Svoronos 29, Zervos B12 - да, это уже новаторский стиль, чешуйчатая эгида внизу скальпа, + реверс тоже имеет другие черты, но скорее всего работал приглашенный резчик, совсем другая рука. Тетры АМ из того же Амфиполиса также сильно менялись в тот период, это распостраненная эволюция школы.

Прочти внимательнее статью, что я прислал, плиз ;)

+1

9

Я поддерживаю версию Зервоса о параллельности и даже одновременности выпусков сатрапов и тетр АМ в соответствии с дифферентами и стилем - честно сказать, это даже я заметил еще до ознакомления с работой Зервоса. Опять же упомяну стиль - по-моему явно видно, что сатрапов с пегасом и АМ с пегасом создал один резчик.
Но вот некоторые моменты:
Лично я не вижу ничего в пользу того, что типы с пегасом были первые. Сатрапов датируют на основании параллельных им АМовских тетр. Так вот суть в том, что и датировка АМовских тетр толком ничем не подкреплена.
Опять же исходя из стиля - по-моему очевидно, что у пегасовских сатрапов второй стиль аверса (как у сатрапов с AY, сатрапов с монограммами и другого (не моего) с PΥ), и АМовские тетры с той же полнией и пегасом им параллельны. Таким образом АМовские тетры с молнией (по твоим ссылкам) имеют также второй стиль. Третий стиль АМовских тетр - это уже типы с розой - это та же рука, что и последний сатрап с Зевсом с Δ - если это 317 год, то и АМовские тетры с розой тоже начиная с 317-го года.
А вот АМовских тетр первого стиля - родственный моему аверсу сатрапа лично я не наблюдаю, но мечтаю увидеть такого АМ.
Так вот для меня странно было бы то, что первыми сатрапами шли типы со вторым стилем аверса (первый, второй, третий стиль - это конечно мои разграничения, как я вижу изменение стиля сатрапов, так что прошу тапками не кидаться по этому поводу), потом из ниоткуда появляется первый стиль (как мой), потом идет опять второй стиль, а потом уже третий (с Δ).

Насчет находок сатрапов с Зевсом. Опять же стоит иметь ввиду места находок конкретно и моего штемпеля аверса с PΥ на реверсе. Я в каких-то работах вычитал, вроде на jstor нашел, что как аверс моего были неоднократно найдены в Коринфе (вроде в какой-то работе того же Зервоса узрел) и в том самом огромном афганском кладе Мир Зака (или как он там по-русски читается) они имелись.
С Коринфом конечно Птолемей был связан, также с Коринфом связан и Антигон, и Клеомен - последнему больше всего подчинялись Навкратис и Мемфис. По археологическим данным известно, что Навкратис очень тесно сотрудничал с Коринфом.
Тут еще один момент - на моей памяти некоторые античные авторы сообщают, что до Александрии в Египте только Навкратис имел мондвор.

В общем, думается мне, вместе с вариантами изменения датировок и мест чеканки сатрапов, все это изменяется и для АМовских тетр.

И еще, по поводу птолемеевского "проклятия памяти" Клеомена - у того же Диодора нет ни единого упоминания Клеомена, но это не удивительно, ибо Диодор опирался на данные Птолемея.

Так что египетский Клеомен, друг АМ, как и понтийский Митридат VII Филопатор - всеми забытая, но очень значительная фигура. Митридат VI похоже тоже в отношении МVII организовал "проклятие памяти", как и Антиох 3 поступил с Ахеем.

В общем, ни одну из версий доказать невозможно, а традиционную птолемеевско-александрийсую и подавно. Остается только выбирать наиболее правдоподобную версию. Так вот для меня наиболее правдоподобной версией является причастность главы Египта (по совместительству и главного финансиста Египта) - Клеомена к чеканке сатрапов с Зевсом. А если на сатрапах портрет Гефестиона, то тогда точно на 100%, что Клеомен, но то что это портрет Гефестиона - это недоказуемо.

+1

10

PS: насчет египетских находок сатрапов с PY с аверсом как мой я не в курсе. В том же кладе Demanhur разве были такие?

PPS: давно хотел спросить насчет египетских номиналов. Что это за система: Мнейоны, хризоны и т.п. Вот например вроде как треть какого-то хризона:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=249580
Рыжие пентадрахмы вроде тоже как-то по-блатному назвались, но не помню как.

-1

11

И как я уже отметил выше, не исключена возможность чеканки сатрапов в Кирене. У аверса как мой почему-то крупный бараний рог. Больше такого крупного рога на сатрапах нет. Так вот такие крупные толстые и рельефные рога характерны для Аммона с киренских монет.

Кстати, PY - только у С1 в шлеме, но еще с обрамленной П.
А вот эта монограмма с буквами аля А Т и Р, также очень распространена у селевикдов - на тетрах Антиоха Ι выпуска Селевкии на Тигре самая распространенная монограмма.
http://cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=90362
К слову, в пользу не первичности сатрапов с пегасом и то, что у них монограмма - думается выпуски с монограммами шли рядом.

PS: и еще момент, иной раз возникает ощущение, что легкие сатрапы шли параллельно с тяжелыми, ибо напрмимер некоторые монограммы почти совпадают, например вавилоноподобная монограмма с этих:
http://www.acsearch.info/record.html?id=634855
http://www.acsearch.info/record.html?id=654816

PPS: еще один вариант расшифровки Δ и ΔΙ - это начальные буквы имени архитектора Александрии - Динохара.

Отредактировано Akrosas (2014-04-24 23:50:38)

-1

12

PS: насчет египетских находок сатрапов с PY с аверсом как мой я не в курсе. В том же кладе Demanhur разве были такие?

PPS: давно хотел спросить насчет египетских номиналов. Что это за система: Мнейоны, хризоны и т.п. Вот например вроде как треть какого-то хризона:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=249580
Рыжие пентадрахмы вроде тоже как-то по-блатному назвались, но не помню как.

книжка про клад Дэманхур* у меня есть - там самые молодые монеты - тетры сатрапа пониженного веса. Дженкинс написал... Там много монет, клад состоял из двух сосудов, заложенных одним и тем же человеком (или сообщниками), с интервалом в неск. лет. Второй горшок, поздний - портретники Сотера, включая несколько октодрахм...

по хризону - думаю, какое-то жаргонное словечко, "хризос" ведь это золото, соответственно, "треть золотого", но по весу это точно не треть статера. Своронос и Зервос про такие девайсы точно не писали.

Версия про чеканку тетр птолемеевским гарнизоном в Коринфе была у Свороноса, см. описание к номеру 93... Действительно, там были сатрапы аттического и редуцированного веса, клад кажется Хлимиоди назывался, навскидку так, сейчас не могу точно сказать - нет ничего под рукой... Скорее всего, солдаты Птолемея получали зарплату привычными деньгами, казначейские корабли в принципе возили им нужное кол-во денег. Когда Деметрий освобождал Истм, гарнизон пал - вот и адекватная причина закладки монет. Но Зервос все тетры аттического веса с Зевсом относит к Александрии, и в этом есть смысл, имхо...

существуют тяжелые и облегченные сатрапы с Афиной, чеканенные вне Александрии - это бесспорный факт. Возможные эмитенты таких выпусков - Кипр (Пафос или Саламин), Кирена и Сидон. Могу подробнее :)

PS - мнейон построен на весе в 1 мину. Мины были разные, но вот 1 афинская мина = 436,6 граммов. У Птолемеев была редукция под финикийский стандарт, след-но 1 мнайон примерно = 300 с чем-то гр. серебра


* сразу же исправляю - "Деманхур" написал Ньюэлл в 1905 году, там не те монеты, что нас интересуют в принципе, а книга есть у меня про клад Факус (Phacous) - это Дженкинса работа. По "легким" сатрапам она...

0

13

Немного отвлекусь и отмечу по-моему явные проблемы подлинности некоторых сатрапов.
На ACR вот этот сатрап был по-моему жутко подозрительный. На нем этот странный прямоугольничек, выходящий из скальпа - слева от хобота на 11 часов. И подставка для ног смешная. И трещины на гурте ненатуральные.
http://www.coinarchives.com/a/lotviewer … 7a10270c44
У меня на компе около 25-30 штук их сохранено со всех музеев и каталогов, так вот я такой же прямоугольник видел только на одном, вот этом:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=84757
Этот CNGшный тоже такой же странный, с такой же подставкой для ног и непонятными трещинами на гурте.

-1

14

Akrosas написал(а):

На ACR вот этот сатрап был по-моему жутко подозрительный.

в руке бы подержать... по нему есть вопросы, но думаю они отпадут, когда эта монетка в руках. Эти ребята с аука ACR своебразно фоткают, надо сказать...

0

15

Alexander написал(а):

Версия про чеканку тетр птолемеевским гарнизоном в Коринфе была у Свороноса, см. описание к номеру 93... Действительно, там были сатрапы аттического и редуцированного веса, клад кажется Хлимиоди назывался, навскидку так, сейчас не могу точно сказать - нет ничего под рукой... Скорее всего, солдаты Птолемея получали зарплату привычными деньгами, казначейские корабли в принципе возили им нужное кол-во денег. Когда Деметрий освобождал Истм, гарнизон пал - вот и адекватная причина закладки монет. Но Зервос все тетры аттического веса с Зевсом относит к Александрии, и в этом есть смысл, имхо...

Мне версия причастности Коринфа по душе.
Ведь в Коринфе и Сикионе была и лисипповская школа. Там жеж и Лисипп со своими учениками (Харесом, Тиссикратом и др.) работал больше всего. Потом все пошли с АМ, а потом видимо разошлись кто куда. Помню кто-то писал, мол вместе с АМ шла и армия архитекторов, художников и скульпторов.
Интересно, куда пошел Лисипп после смерти АМ.  :question:
Харес, который возможно соорудил Колосса Родосского видимо работал на Родосе и может был за Птолемея.
А Тиссикрат был при дворе Полиоркета.

0

16

Alexander написал(а):
Akrosas написал(а):

На ACR вот этот сатрап был по-моему жутко подозрительный.

в руке бы подержать... по нему есть вопросы, но думаю они отпадут, когда эта монетка в руках. Эти ребята с аука ACR своебразно фоткают, надо сказать...

Там на ауке была интересная фишка - можно было крутить монету на 360 градусов. Эдак сфоткали покругу. Вопросы к сатрапу после прокрутки лично у меня остались. А так да, фото сего аука очень специфические, но по цвету на фото их монеты очень близки к реальным цветам.

-1

17

Akrosas написал(а):

Мне версия причастности Коринфа по душе.

версия красивая, благо ведь и пегас к Коринфу имеет не самое дальнее отношение ;)
но! - ведь есть еще и выпуски тетр АМ, с Гераклом, и с аналогичным реверсом - как это объяснить? А вот версия Зервоса про параллельную чеканку двух полисов все это объясняет, вот в чем дело...

Я кстати хочу пояснить. Возможно, нас читают те, кто не знаком с теорией Зервоса. Могу накатать вкратце, в принципе... Или сделать полноценную таблицу, где будет видно, что вначале Мемфис выпускал привычные тетры АМ, меняя год от года диффиренты. Потом, спустя несколько лет, молодой город Александрия начинает параллельную Мемфису чеканку - несколько лет они идут "рука об руку", у них полностью общие реверсы, диффиренты - отличие только в аверсе - в молодой Александрии Геракл заменен на обожествленного Александра, завоевателя Индии. Когда-то я писал про возможный прототип камеи, которая послужила моделью, и камея эта была выпущена при жизни АМ. Вернемся к монетам - монетный двор Мемфиса через несколько лет после открытия Александрийского мондвора снижает темпы, и примерно через пять-семь лет закрывается навсегда.

0

18

Akrosas написал(а):

Мне версия причастности Коринфа по душе.

вот еще какая мысль - т.н. военная чеканка на чужой территории (а у Птолемея I на Истме был только гарнизон в те годы) весьма нецелесообразна - нужно ведь серебром в слитках снабжать, и мастерами, и прочие организационные моменты. Опасное дело - проще возить готовую монету за море, спокойно отчеканенную дома, за семью замками.  http://s020.radikal.ru/i705/1404/a4/6a7e15bddd74.gif

А вот версия, что и Мемфис и Александрия поместили пегаса на реверс лично мне видится так (т.е. сам придумал :D) - это или спецчеканка для Коринфа, либо памятный знак о завоевании форпоста в Коринфе - и вот последнее мне кажется наиболее реальным.

А монетки да, рельефные, повторюсь - это греческо-македонская школа - "МГРы"-мастера все с исторической родины в новые земли явно привезенные, точно не местные. Своя школа в Египте появится позже...

+1

19

Alexander написал(а):

Я кстати хочу пояснить. Возможно, нас читают те, кто не знаком с теорией Зервоса. Могу накатать вкратце, в принципе... Или сделать полноценную таблицу, где будет видно, что вначале Мемфис выпускал привычные тетры АМ, меняя год от года диффиренты. Потом, спустя несколько лет, молодой город Александрия начинает параллельную Мемфису чеканку - несколько лет они идут "рука об руку", у них полностью общие реверсы, диффиренты - отличие только в аверсе - в молодой Александрии Геракл заменен на обожествленного Александра, завоевателя Индии. Когда-то я писал про возможный прототип камеи, которая послужила моделью, и камея эта была выпущена при жизни АМ. Вернемся к монетам - монетный двор Мемфиса через несколько лет после открытия Александрийского мондвора снижает темпы, и примерно через пять-семь лет закрывается навсегда.

Если не сложно, действительно опиши на досуге вкратце теорию Зервоса. А то и я хоть изучил ее, но в инглише не специалист и мог что-то пропустить. А про камею интересно - что за она?

PS: я еще на всякий случай отмечу общий момент, который меня очень волнует:
Сам по себе такой мощный образ не мог просто так появиться, и не мог быть отчеканен такими малыми тиражами для какого-то войска и т.п.
Понятное дело, что создали образ в честь похода в Индию и обожествления АМ как Диониса и Аммона-Ра (к слову, АМа признали и фараоном), но этого мало. Этот образ должен был быть массово использован для каких-то целей. Малый начальный тираж монет для такого образа очень подозрителен. Если допустим образ Геракл-АМ в львиной шкурке появляется после разгрома Дария III (есть версии, что т.н. балакровские тарсовские тетры АМ - это первые АМовские тетры впринципе), то он сразу пошел в нехилый тираж, а монеты с даже более мощным образом - со слоником - в тираж не пошли. Конечно, можно объяснить, что денеХ у АМ уже предостаточно, но все же еще раз повторю, что такой образ не создали бы для чеканки малой партии монет.

У меня есть еще одна версия: чеканку сатрапов организовали жрецы в том же оазисе Сива. В общем, храмовая чеканка и все тут.

Но больше всего меня волнует рассуждение Ладынина по поводу похода Уннефера к АМ. Это ж как так, чтобы не высший жрец за какие-то поступки был послан Клеоменом к самому АМ. Если Уннефер действительно ходил в Сузы к АМ, то Клеомен явно не зря его туда послал. Возможно заодно и для согласования создания нового образа, ибо еще раз отмечу, что (по Ладынину) Уннефер имел сан ответственного за культовые изображения правителей. Это ж надо такое совпадение в 325/324 году!!!
Такие люди просто так ради прощения к АМ не посылаюся. :D
Да еще и послан в нужное время и в нужное место - такие величайшие появления новых идей - как раз в это время АМ постановил обожествлять себя, и тут как раз и нужный жрец приходит. А Клеомен похоже был очень хитер. Угождая во всем Александру, Клеомен в Египте делал себе карьерный рост. АМ сначала не хотел, чтобы в Египте был верховный правитель, и АМ назначил множество ответственных за Египет человек, но вот со временем еще при жизни АМ именно Клеомен стал главным над всеми в Египте.... удивительно!
Конечно, можно не особо дружить с чеканкой первых АМ в слонике в Сузах - по результатам сравнения другие сузианские монеты полностью не соответствуют стилю, но все же в сузах чеканится много монет в слонике, и плюс потом чеканятся тетры С1 в шлеме - или пусть АМ в шлеме - опять же, место чеканки есть Сузы - этот город будто рождал героические культовые образы.

Ну и еще раз отмечу свою позицию насчет сатрапов с Зевсом: я не против их чеканки в Мемфисе и/или Александрии, но я против причастности к ним Птолемея. По-моему, Птолемей если и причастен к сатрапам с Зевсом, то только к последним с Δ, и то наврятли, ибо был бы большой тираж.
В общем, я за то, что сатрапы с Зевсом - это монеты Клеомена отчеканенные еще при жизни АМ, а сатрапы с Афиной - это уже монеты Птолемея I. Разные правители - разные монеты.
И Птолемей потом уничтожал/переплавлял монеты Клеомена и переделывал его достижения и в области финансов, и в других областях.
И я еще раз напомню, что Клеомен был главным финансистом Египта - это не стоит забывать! Какие он налоги собирал с ответственных за номы еще при жизни АМ? Наверняка налоги с населения и храмов и в монетах были, тогда в каких монетах?... уж точно не в нектанебовских.  :D Может подражаниях совам, но это несерьезно.

+1

20

А насчет мест чеканки (Кипр, Сидон, Кирена и пр.) птолемеевских сатрапов согласен. В Кирене мондвор у Птолемея точно был - статеры со слонами там 100% чеканились.
Вот эти тоже думаю не в Египте чеканились:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=230547
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=222724
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=138691
По последней ссылке мне вообще видится арадосский стиль - кружевные волосы, лицо иконой, все мелко проработано и т.п. - есть что-то общее с арадосскими тетрами АМ. Но это все так, догадки.

Я еще отмечу кое-что насчет стиля аверса сатрапа как мой с PY - само по себе лицо на монете некрупное. По пропорциями в сравнении с остальными тетрами, в т.ч. АМовскими и Филами, лик сатрапа самый маленький. Я похожий по размерам лик видел лишь на монетах Полиоркета, на вот этих штемпелях аверса:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=239572
Очень специфические выпуски.
Тоже некрупный портрет, и скула портрета выделена по такому же принципу, как и у моего сатрапа. А еще некрупные были например саламинские проры с тетр Полиоркета. Так вот самое интересное то, что лицо Посейдона с саламинских тетр ДП абсолютно такое же, как лицо Зевса с моего сатрапа!
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=77911
Такая же борода вперед, глаз, волосы и наклоненный венок.
Так что может сатрапов с Зевсом на Кипре таки чеканили, хотя более вероятно, что просто резчик потом на Кипр переехал из того же Египта, или ДП захватил резчика в соответствующей битве.

-1

21

Ей Богу ребята , вам , таким умным нужно ужо книги писАть , снимаю шляпу пред вами , причОм - ТРИ РАЗА ...!    http://savepic.net/454733.gif  http://savepic.net/454733.gif  http://savepic.net/454733.gif

0

22

Я тут токмо насчет кипрской и киренской чеканки чуть-чуть продублировал Сашу, ибо не заметил его соседней ветки про сатрапа с Афиной, но не страшно.

-1

23

Ну и я все же не согласен с Зевросом насчет первичности тех же типов с Пегасом - ихний штемпель аверса ведь используется и у типов реверсов после PY (по Зервосу).
Главная проблема в том, что исследователи концентрируются лишь на реверсах, а на разбор аверсов почему-то не обращают внимание. Все же аверс главнее и сделать его сложнее, и именно отталкиваясь от стиля аверса, имхо, нужно датировать выпуски.

0

24

Akrosas написал(а):

Если не сложно, действительно опиши на досуге вкратце теорию Зервоса. А то и я хоть изучил ее, но в инглише не специалист и мог что-то пропустить.

обязательно сделаю таблицу по ранним выпускам Египта от АМ до понижения весового стандарта - за основу возьму Зервоса + Свороноса. А там уже можно будет и пообсуждать, где чего чеканилось и где нужна коррекция по датам. Неопубликованные Свороносом монеты обязательно туда включим... кстати, в самом каталоге Св. немерено ошибочно включенных неегипетских и даже не птолемейских выпусков. Обязательно их упомянем, но скорее всего после майских. Суть работы Зервоса кратко я уже изложил, сделаю подробнее, благо Зервос немногословен...

Akrosas написал(а):

А про камею интересно - что за она?

Глиптический прообраз слоновьего скальпа - не более чем моя догадка, и доказать это, увы, не смогу - камея либо сгинула в лихие года, либо лежит себе где-то ждет когда ее явят миру (возможно, даже в Ватикане - там в свое время была и Гонзага - тамошние хранители светят далеко не всё, чем богат святой престол...)
Идея о глиптическом прототипе для тетр Сатрапа возникла на основе ассоциации с этой камеей эллинистического периода (Париж, КМ) -

http://sc.uploads.ru/t/z1Cdh.jpg
возможно, это всего лишь поздняя реплика с оригинала, т.е. примерно 3-1 века до н.э. Оригинал скорее всего был изящнее и был создан Пирготелем в Вавилоне при жизни АМ. Лисимах же не с пустого места заказал новый дизайн для монет...  http://s020.radikal.ru/i705/1404/a4/6a7e15bddd74.gif

вот наспех сделанная мной года два назад возможная реконструкция утерянной геммы Александра, созданной в честь Индийского похода -

http://sa.uploads.ru/iPBXO.jpg

+1

25

Akrosas написал(а):

Ну и я все же не согласен с Зевросом насчет первичности тех же типов с Пегасом - ихний штемпель аверса ведь используется и у типов реверсов после PY (по Зервосу).

я вполне готов согласиться с тем, что они были вырезаны практически одновременно. дай время - я сделаю перевод статьи Зервоса - там есть умные мысли - поверь, Орест очень неглупо и лаконично все написал. Хотя, как минимум две ошибки он допустил - Мартин Прайс (1991) и Кэтрин Лорбер (2005) эти недочеты исправляют...

Список публикаций миссис Лорбер тут

0

26

Alexander написал(а):

Глиптический прообраз слоновьего скальпа - не более чем моя догадка

Я у Плиния помню читал про гему или скульптуру АМ в слонике. На досуге найду где конкретно у Плиния это описано. А глиптический прообраз может и был. Скульптурный однозначно был..
У того же женевского барона в описании мол портрет в лучших традициях лисипповской школы.
А я штемпель своего сатрапа вообще называю лисипповским. И кстати, не только я его так называю.
Лисипп создавал свои сульптуры исходя из глубины рельефа и игры света-тени. Тут же действительно, как и у моего ДП с сидящим - повернешь монету и лик улыбается, повернешь еще и лик уже грозный и героический... чудно.

Отредактировано Akrosas (2014-04-25 11:12:22)

0

27

Akrosas написал(а):

Скульптурный однозначно был..

у меня есть фото поздней копии такой головы. поищу...

0

28

Alexander написал(а):

я вполне готов согласиться с тем, что они были вырезаны практически одновременно.

Я все же думаю, что мой с PY был раньше. Создали портрет еще при жизни АМ, с реального прообраза, а не по памяти.
У второго стиля аверсов ведь уже даже другой по величине (крупнее) и по рельефу портрет. Лицо на втором стиле уже как лицо Геракла с АМовских вавилонских тетр.
Думаю чем позже, тем портрет становился на монете крупнее. та же фишка и с тетрами ДП работает. Самые ранние портретные тетры ДП - пелловские имеют небольшие, но реальные портреты.
Про ранние пелловские тетры ДП потом будет тоже что обсудить.

0

29

Alexander написал(а):

у меня есть фото поздней копии такой головы. поищу...

Точно, вспомнил.У меня тоже есть на домашнем компе такая головешка, только без бивней.
Потмо доберусь до компа и покажу одну сульптуру АМ, где профиль точь в точь такой же как лицо на моем сатрапе - даже локоны волос и связка у рта повторяются.

0

30

Я нашел часть, есть еще одна, надо искать - у меня есть фото нашей, эрмитажной, она примерно 20 см. в высоту.

вот какие статуарные типы нашел сходу - и это далеко не все - в античности этот образ был довольно тиражируемым!

http://sc.uploads.ru/rVGba.jpg

Метрополитен музей, NY - лошадь из бронзы (?) утрачена.   h = примерно 15 см (?)

http://sa.uploads.ru/GNnv2.jpg

голова от статуи, h = 5 см. Продана на аукционе Кристи в 2010 году за 3500 фунтов + %%
описание даю ниже -

A GREEK BRONZE HEAD OF ALEXANDER WEARING ELEPHANT SKIN
HELLENISTIC PERIOD, CIRCA 4TH-3RD CENTURY B.C.

Price Realized - £3,500   SALE 5488 — "ANTIQUITIES" 7 October 2010  London, South Kensington

With thick curls framing his face, the elephant headdress with trunk raised above his forehead, flanked by two large tusks, mounted 2 in. (5 cm.) high

The 'Ganesh-type' headdress was adopted by Alexander to show his victory in the Indus Valley, and can be seen on many coins of the period. Being an essential attribute of Alexander it was adopted by subsequent Ptolemaic rulers. For a discussion on the type cf. F. Antonovich, Les Métamorphoses Divines d'Alexandre, Paris, 1996, pp. 166-169.

0


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Древняя Греция » Филипп II, Александр Великий и ранний эллинизм.