Античная нумизматика и история

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Древняя Греция » Филипп II, Александр Великий и ранний эллинизм.


Филипп II, Александр Великий и ранний эллинизм.

Сообщений 31 страница 60 из 432

31

Akrosas написал(а):

Думаю чем позже, тем портрет становился на монете крупнее.

да. и рельеф уменьшался

0

32

Вот нарыл когда-то фото таких голов АМ (?). Считается в слонике (других ракурсов увы не нашел):
http://s52.radikal.ru/i138/1404/99/b52a32e3da07t.jpg
А вот тут имхо точно такое же лицо, как на моем сатрапе - и губы, и связки у рта, и все остальное. А на фото в 3/4 по-моему явно видно, что даже локоны волос совпадут, если профиль сделать в другую сторону. Вот бы раздобыть фото этой скульптуры с профилем вправо.
http://s020.radikal.ru/i706/1404/d6/68a7bc05e7eft.jpg
http://s019.radikal.ru/i615/1404/7d/a38678472f53t.jpg

Отредактировано Akrosas (2014-04-25 18:22:45)

0

33

Alexander написал(а):

вот какие статуарные типы нашел сходу - и это далеко не все - в античности этот образ был довольно тиражируемым!

я пока не могу найти картинку из Эрмитажа, чего то она лихо запряталась, но там очень похоже на вещь с Кристис...

вот зато такое нашлось (оригинальный девайс, ничего не скажешь!) - скорее всего пред нами мастерски сработанная вещь нового времени -

http://sb.uploads.ru/t/XdbTf.jpg

ПС - кстати, на картинке-скане написано что это персонификация Африки. Я с этим не согласен... во-первых, лицо у Африки тут не женское, и, если сравнивать с монетами и статуями, то налицо половое различие - у Африки есть грудь, в отличие от этого изображения.

.

Отредактировано Alexander (2014-04-26 00:20:46)

0

34

Кстати, возможно завесу тайны возникновения образа в слонике приоткроет и исследование АМовских декадрахм (Геракл/Зевс) - они ведь тоже в 325/324 году выпущены. Насколько я помню, традиционная версия - в честь грандиозной свадьбы в Сузах. Деки вроде традиционно считается выпущены в Вавилоне.
Кстати, монетные кружки моего сатрапа и вавилонских тетр АМ по исполнению и толщине абсолютно идентичны. Мало того, такую же патину как на моем сатрапе я видел только на вавилонских тетрах АМ.

0

35

Насчет первых сатрапов, где-то читал, что Лорбер и Хальт считают, что это не только самый первый портрет АМ на монетах, но еще и прижизненный - это на основании сравнения с сузианскими рыжими рариками с АМ в слонике. Но в упор не помню, где читал со ссылкой на них.

Отредактировано Akrosas (2014-05-02 14:33:23)

0

36

Akrosas написал(а):

Хальт

про Лорбер не уверен что-то... у нее по ранним Птолемеям работ раз-два и обчелся...  %-)

А вот мистер Холт (Halt) - ты же его имеешь ввиду? - писал, что абсолютно точно при жизни АМ на монетах изображался на декадрахме из Вавилона ("медальон Пора"), а также на одном рыжике, которого засветили Бопераччи и Холт. Только вот насчет рыжика там есть вопросы... книга Холта у меня есть, могу что-то интересующее тебя выложить из нее, если нужно...  (Frank L. Holt "Alexander the Great and the Mystery of the Elephant Medallions") - она частично есть в сети, но там нет страниц с 79 по 200, где как раз самое вкусное...

.

Отредактировано Alexander (2014-05-02 14:53:32)

0

37

А какие есть версии насчет повода для выпуска деки АМ (Геракл в левике)? Насколько я знаю, основная версия - в честь грандиозной свадьбы.

PS: Вот очень интересны дифференты, которые заставляют задуматься:
ΛΥ, ΑΥ, ΕΥ, ΡΥ.
ΛΥ и ΑΥ - встречаются на вавилонских тетрах АМ.
ΑΥ, ΕΥ, ΡΥ - все есть на сатрапах, ну и ΕΥ на портретниках.

Меня вот интересует замена букв - Ладынин пишет, мол греки меняли буквы Ρ и Λ, когда по-гречески писали ахеменидские/персидские слова. Может PY - это и есть ΛΥ.  :question:

Отредактировано Akrosas (2014-05-02 16:11:09)

0

38

А вот в Вавилоне еще KY есть:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=77909
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=199738

И опять же монограммы с сатрапов похожи на монограммы с вавилонских АМовских тетр, вот этих:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=49581
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=77908
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=145784
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=191720
Сатрапы:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=230546
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=76295
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=171063

И еще одна параллель: буквы PY, и монограммы типа ΠΡΥ:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=241330
... и ΠΥ:
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=222437

PS: мне вот интересно, почему на монетах Византия всегда буквы ΠΥ - это название города или просто диффрент? Почему скажем не BY (Византий)?

0

39

Также еще раз повторю и уточню один важный момент - я вживую кладу рядом своего сатрапа и прижизненную вавилонскую тетру АМ и вижу одну технику чеканки - монетные кружки (толщина по периметру, диаметр, кромка гурта и пр.) одинаковые. Структура металла одинаковая (в этом есть своя фишка - серебро-серебром, примеси-примесями, а даже если все одинаковое, то металл вавилонских и металл македонских абсолютно различен). Патина сходная. Фактура/рельеф и внешние размеры очень сходны - это самое главное. Но в сравнении со Своронос 20 только общая техника одинаковая, но не стиль изображения, а вот уже у штемпелей Своронос 21-24 и стиль исполнения такой же - лицо АМ по-факту такое же, как у вавилонских Гераклов с прижизненных тетр - глаз, нос, губы, подбородок - мало того, что одинаковые по исполнению, так и по внешним размерам одинаковые, т.е. возникают даже мысли, что сатрапов Своронос 21-24 могли вырезать из штемпелей вавилонских тетр АМ.
Но это ей богу видно только вживую. На фото этого не показать.
А вот штемпель аверса Своронос 20 как у моего и штемпель аверса последнего сатрапа с Зевсом (с Δ) очевидно имеют уникальный выделяющийся стиль.
Но если тип сатрапа с Зевсом с Δ по стилю аверса хоть видно, что родственный тем же последующим птолемеевским аверсам с тяжелых типов с Афиной и родственный аверсам и реверсам "мемфисским" АМовским тетрам с розой - явно один резчик, то штемпель аверса Своронос 20, как мой, вообще выделяется из всех, и ничего родственного ему по стилю исполнения лично я не вижу.
Если сравнить аверс Своронос 20 с любым из явно родственных друг другу Своронос 21-24, то сходства аверсов абсолютно нет. Лично я его абсолютно не вижу сходства.
В общем, аверсы Своронос 21-24 близки к вавилонским АМовским тетрам, а стиль Своронос 20 вообще не могу ни с чем сравнить.

+1

40

Akrosas написал(а):

А какие есть версии насчет повода для выпуска деки АМ (Геракл в левике)? Насколько я знаю, основная версия - в честь грандиозной свадьбы.

может и в честь свадьбы - крупная монета - по сути памятная медаль. Выпуск ограниченный... почему бы и нет? тем более что по датам сходится - последние годы АМ ;)

т.е. ее всегда можно было обменять на более мелкие номиналы, а можно и хранить как памятную юбилейку  http://s020.radikal.ru/i705/1404/a4/6a7e15bddd74.gif  - кстати, и "медальоны Пора" - те же деки, выпуск - тот же Вавилон - вполне возможно, выпущены были в честь возвращения АМ из индийского похода

0

41

В 325 году АМ вступил в Сузы и там сыграл свадьбу. Судя по всему, в 325 году началось масштабное мероприятие в честь всего и вся - и деки (и мелочь) Пора, и деки АМовского типа, и скорее всего и сатрапы. В 325 году АМ постановил себя обожествлять. А по правдоподобной версии Ладынина, как раз получается, что в 325 году из Египта в Сузы пребывает жрец-специалист по культовым изображения правителей. Похоже истина где-то недалеко кроется. http://s020.radikal.ru/i705/1404/a4/6a7e15bddd74.gif

PS: И вот этот тип монет я бы не приписывал к С1:
http://www.sixbid.com/browse.html?aucti … ot=1197401
Думается этот Зевс/слоник из той же оперы, что и тот безымянный уникальный рыжий дистатер АМ в слонике/слон, и думается, что и "поровские" монеты тоже из этой серии. И после них как-то пошли сатрапы.
Вот все это безымянное добро из той же оперы:
http://www.acsearch.info/record.html?id=540160

0

42

Akrosas написал(а):

И вот этот тип монет я бы не приписывал к С1:

вообще Селевк слонов уважал... обменял часть территории на слонов (хотя, если б не обменял, по любому потерял бы восточные территории...), да и при Ипсе они ему сподобились... Зевс похож на других "Зевсов" Селевка, тех, где слоны в упряжке...

Akrosas написал(а):

Вот все это безымянное добро из той же оперы

сходство есть, беспорно.

http://sc.uploads.ru/Jb8ro.jpg

но один нюанс - лучника/слона находили вместе с "декой Пора", это считается какбэ одной серией... прижизненной АМ.  Данных из SC по выпускам и кладам Селевкидов у меня нет - так и не купил себе эти четыре тома...

0

43

Alexander написал(а):

Зевс похож на других "Зевсов" Селевка, тех, где слоны в упряжке...

Это верно.
Но лично я уверен, что именно этот безымянный тип со слоном был прототипом селевковских со слоновьей колестицей.
Первая проблема - датируют этот безымянный тип уже после именных селевковских, а именно Сузы 288-287 - после года царей это абсолютно не понятно, а после селевковских именных выпускать безымянные вообще нонсенс.
http://www.sixbid.com/browse.html?aucti … ot=1197401
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=215621
В общем, думается сей безымянный серебряный Зевс/слоник как минимум принадлежит той же серии монет, что и этот рыжик со слоном:
http://s43.radikal.ru/i101/1405/84/8d55e2242c57t.jpg

А по поводу этих рыжиков - сначала шли с рогатым коником и ΔΙ, причем очень может быть что еще при жизни АМ, а коник - это еще сам Буцефал, а не тот конь, который спас Селевка.
Буцефала ведь и обожествили.
http://s020.radikal.ru/i715/1405/c4/898b62b8d0dft.jpghttp://s003.radikal.ru/i202/1405/c8/52d1a9ed7018t.jpg
А потом уже Селевк I продолжил выпуск рыжиков, добавив к ним якорь, и все это возможно было начальной стадией узурпации города Сузы Селевком - это еще возможно те времена, когда Селевк подчинялся Антигону - 323-320 гг, а потом Селевк убежал к Птолемею в Египет.
http://s020.radikal.ru/i706/1405/6d/e2f709331fc3t.jpg

По крайней мере, имхо, безымянность во первых говорит о первичности, а во вторых может говорить о постепенном захвате власти/узурпации - это скорее всего в отсутствие Антигона именно Селевк наращивал свое влияние в Сузах.
Стоит отметить эдакие три стадии чеканки монет: с именем АМ, полностью безымянные и уже с именем диадоха.
А вот почему у Антигона традиционно не было своих типов монет в честь АМ - просто у Антигона была вся казна и он был самым богатым из диадохов, вот и не было нужды что-то чеканить. 

И еще раз отмечу, что опять все дороги ведут в Сузы. И именно будучи в Сузах АМ постановил обожествлять себя. Все это добро как традиционно считается отчеканено в Сузах. Сузы прям клондайк героических образов - там и АМ в слонике, пусть традиционно даже только на рыжиках и медяках, потом С1 тип в шлеме, и еще куча всего. Ей богу, лучшего места для придумывания образа АМ в слонике и представить нельзя. По возвращение из Индии напридумывали образов, расплодили их по всей империи, а потом АМ помер и диадохи накрали себе сии образы. И Сузы был второй город, который АМ посетил после Индии - первый был вроде Персеполь. Почему АМ надолго остановился в Сузах, а не в Персеполе - хз. Может в Персеполе не было мондвора....

PS: вот медяк с АМ в слонике. Считается выпуск Селевка I. О Селевке говорит только якорь. Имя же - Александр.
http://i031.radikal.ru/1405/98/5a62d1fc46c2t.jpg

0

44

И интересно то, что аверсы сатрапов типа Своронос 21-24 в плане шкурки слона, лика АМ и перспективы бивней, имхо, очень похожи на аверс рыжика с Никой с дифферентом якорь, что я выставил выше, а также почти идентичен аверсу с медяка. Но вот момент - завязки на рыжике и медяке в виде львиных лап. А у уникума со слоном уже в виде змей. А у, имхо, первичного рыжика с Никой, который без якоря, стиль отличается, о Селевке ничего не говорит, и из всех подобных рыжиков с Никой только у типов без якоря завязки в виде звей, а не львиных лап.
В общем, похоже есть одна особенность - с появлением якоря змеиные завязки сменяются львиные лапы.
Хотя там еще все сложнее, ибо некоторые типы относят к Сузам, некоторые к Экбатанам.

0

45

Отмечу еще вот этого именного сатрапа. Во первых, стиль аверса у него очень похож на аверсы с безымянных рыжиков АМ с слонике/прора.
Во вторых у него еще эгида более-менее прямая.
http://i016.radikal.ru/1405/2f/75ccf237e2ebt.jpg

В третьих, это второй тип "сатрапов" подписанных Птолемеем - такое чувство, что "сатрапы" чеканились и где-то вне зоны влияния Птолемея, и пришел Птолемей и присвоил себе тип монет и отчеканил со своим именем. Стиль совершенно другой, по сравнению с явными александрийскими.
Вот это эталонный птолемеевский александрийский стиль:
http://s020.radikal.ru/i706/1405/97/b863a8ec435bt.jpg

Еще думаю стоит как-то обратить внимание на змеиные завязки на шее - самые поздние явно имеют завязки в линии, как на портретниках Птолемея - они более в линии расположены. А у многих завязки подняты, как на Своронос 20. Возможно стоит атрибутировать сатрапов на основании варианта завязок и мест чеканки портретников Птолемея - надо поглядеть, может у неалександрийских портретников есть завязки вверх, как у Своронос 20.
А на ранних сатрапах и АМовских тетрах также стоит обратить внимание и на подставки для ног Зевса на реверсах - подставки тоже эволюционируют по стилю.

Отредактировано Akrosas (2014-05-02 23:48:40)

0

46

Если ориентироваться на традиционные версии чеканки монет, то отмечу некоторую параллель образов:
У Птолемея (на статерах) и у С1 есть типы с колесницей из слоников.
У Птолемея и у Селевка встречается образ АМ в слонике -  у Селевка рыжье с Никой и медяки.
PS: Ну конечно еще у сицилийского Агафокла в это время появился образ с головой в слонике - я уверен, что образ украден им у Птолемея во время ливийского похода Агафокла.

И интересно то, что у Птолемея рыжье с АМ в слонике представлено уникальным статером с Афиной - все как на тетрах, что выше выствлен.
Ну а безымянные рыжие типы с пророй и другие номиналы с пророй я не считаю, ибо они вообще непонятно чьи. Хотя на медяке с пророй (Своронос 27) вроде как портрет самого Птолемея, но это уже наверное выпуск после битвы при Ипсе.
В общем, все типы с Афиной на реверсе - это 100% птолемеевские монеты.
Так вот данная параллель:
Типы сатрапа с Зевсом на реверсе - это параллель АМовским тетрам Геракл в левике с Зевсом на реверсе;
Рыжье же типа АМ в слонике/Ника - это параллель АМовским статерам типа Афина/Ника.

Думается сатраповские тетры с Зевсом и сузианское рыжье типа АМ в слонике/Ника чеканились одним лицом - если Селевковские выпуски отмечены тем же якорем, то вот явные самые ранние рыжики без якоря, только с коником и ΔΙ (есть еще с монограммой и пр.) - все это добро Своронос относит к чеканке Птолемея. Но тот же якорь - это вроде как отсыл к Селевку. Про голову рогатого коника отдельный разговор - либо буцефал, либо тот конь, который спас Селевка. Но в пользу Птолемея ничего не получается найти.
Своронос относит все к Египту, хотя и считает кое-что анэпиграфным, а по более современны исследованиям все рыжье АМ в слонике/Ника - это Сузы, медяки тоже в основном к Сузам (иногда к Экбатанам) относят. Так вот опять же, Птолемей никаким боком к Сузам и Экбатанам не причастен.

В общем, вырисовывается вывод:
В 325 году в Сузах появляются кучи образов, далее эти образы переходят к Антигону I (точнее у него в Сузах и остаются) и Клеомену. Далее образы переходят к Птолемею от Клеомена и к Селевку от Антигона.
Повторюсь - Антигон назначил Селевка хранителем казны в Сузах.
В общем, две основные цепочки:
При жизни АМ - сам Антигон сразу после смерти АМ - Антигон с казначеем Селевком - сам Селевк.
При жизни АМ с Клеоменом - Клеомен в войне против Птолемея сам выпускает рыжье с пророй - сам Птолемей.

Отредактировано Akrosas (2014-05-03 13:22:13)

0

47

Вспомнил один интересный факт про Птолемея Сотера. Есть на Крите, на самой восточной его оконечности интересный феномен - большой лес финиковых пальм, как раз египетского типа. Называется лес Вай...

Объяснение такому нетипичному для острова памятнику природы нашлось относительно недавно. Выяснили, что по пути из Египта в Коринф солдаты Птолемея, направленные для несения гарнизонной службы делали кратоковременную высадку на восточный и незаселенный мыс Крита. Обнаружили архелоги немного медяков и поломанную амуницию, всего ничего. За несколько дней пребывания на мысу - видимо, или шторм пересиживали, либо ждали дальнейших указаний - солдаты подъели сухой паек, в том числе финики, а косточки - выбросили на песок... вот и вырос диковинный лес. И разросся он хорошо...

Я правда, до туда не доехал, мы больше по западной и центральной части колесили, да и отговаривали все нас, мол чего вы, пальм не видели... но вот историю я запомнил :-)

фото финиковой рощи Вай на Крите

http://savepic.net/5429615.jpg
http://savepic.net/5427567.jpg
http://savepic.net/5420399.jpg
http://savepic.net/5408111.jpg
http://savepic.net/5413231.jpg
http://savepic.net/5400943.jpg
http://savepic.net/5398895.jpg
http://savepic.net/5402991.jpg
http://savepic.net/5391727.jpg

.

Отредактировано Alexander (2014-05-06 15:16:28)

+3

48

Чудно про Крит. Я тоже до туда не доехал.
Так-то Крит кажется Птолемею принадлежал, насколько я помню.
На Крите и монеты лагидов часто находят - в музейчике Ханьи помню был даже люксовый рыжый четырехпортретник найденный на Крите.

0

49

Все задумываюсь по поводу монограмм на монетах. Взять тех же сатрапов - на типах с Зевсом и на поздних лешких с Афиной имеются одни и те же монограммы. На монетах многих правителей чуть ли не во всем эллинистическом периоде встречаются одни и те же монограммы. Конечно, самая распространенная версия - имена магистратов, монетариев и пр. В общем, имхо, для Греции, эт овсе не очень подходит. Уже более правдоподобно как по Плинию - была профессия "чеканщик" - это похоже ответственный резчик-скульптор. Ну да ладно про имена. Одно и то же имя на протяжении нескольких веков встречается на монетах разных царств - это все же как-то странновато.
Посетила меня одна мысля: как в случае с сатрапами - сначала на типах с Зевсом, потом монограмма появляется спустя годы на легких типах - легкие типы с данной монограммой. Так вот, вижу я во всех этих монограммах какую-то периодичность. Такое чувство, что все это связано с тем же времем - может времена года - месяцы, годы, какие-то периоды года, природные события года - греки ооочень серьезно относились ко всяким определенным дням в году - и мистерии только в определенное время, и прочие праздники, и египетские жреческие посвящения. Может и монеты чеканили в определенное время года и обозначали это время монограммами, буквами и пр....

+1

50

Akrosas написал(а):

Чудно про Крит. Я тоже до туда не доехал.

добавил фото рощи Вай в сообшение про него

Akrosas написал(а):

Так-то Крит кажется Птолемею принадлежал, насколько я помню.

не, такого не было. Крит до римлян толком никому не принадлежал - полупиратский конгломерат селений и полисов (воюющих и создающих альянсы), не подчиненных ни одной их материковых монархий - считай, Кавказская республика античности. Кстати, афиняне по сей день считают критян такими канкрэтными южанами, примерно как в СССР все относились к грузинам!   http://savepic.net/393292.gif

В подчинении Птолемея 1 из островов в разное время были - Кос и Кипр. С Родосом были обширные торговые связи, взаимопомощь, но не более того. Фактически, Родос до 2 века до н.э. - это процветающая торговая "республика" , как Генуя или Венеция с средние века.

Akrosas написал(а):

Посетила меня одна мысля: как в случае с сатрапами - сначала на типах с Зевсом, потом монограмма появляется спустя годы на легких типах - легкие типы с данной монограммой. Так вот, вижу я во всех этих монограммах какую-то периодичность.

Мысль достойна того, чтобы ее обсудить и проверить. Даже если это правило периодичности не будет работать для всех примеров, а только для частных случаев...  http://s020.radikal.ru/i705/1404/a4/6a7e15bddd74.gif   :yep:

Akrosas написал(а):

Вот это эталонный птолемеевский александрийский стиль:

если б ты знал, сколько я думал про этот статер с Нака... имхо, он может быть и подделкой, чеканенной на подлинном кружке - или же действительно это ПРОБНЫЙ выпуск - pattern ... его тоже обсудим попозже...

Akrosas написал(а):

Отмечу еще вот этого именного сатрапа. Во первых, стиль аверса у него очень похож на аверсы с безымянных рыжиков АМ с слонике/прора.Во вторых у него еще эгида более-менее прямая.
            В третьих, это второй тип "сатрапов" подписанных Птолемеем - такое чувство, что "сатрапы" чеканились и где-то вне зоны влияния Птолемея, и пришел Птолемей и присвоил себе тип монет и отчеканил со своим именем. Стиль совершенно другой, по сравнению с явными александрийскими.

Это Кипр редицированного веса... Об этом писал еще Дженкинс. Статьей - поделюсь.

Akrosas написал(а):

В общем, думается сей безымянный серебряный Зевс/слоник как минимум принадлежит той же серии монет, что и этот рыжик со слоном:

см. сообщение про клад Мир-Заках, скорее всего и увы (!) это подделка. Ее ввели в заблуждение Боппераччи...

Akrosas написал(а):

А по поводу этих рыжиков - сначала шли с рогатым коником и ΔΙ, причем очень может быть что еще при жизни АМ, а коник - это еще сам Буцефал, а не тот конь, который спас Селевка. Буцефала ведь и обожествили. А потом уже Селевк I продолжил выпуск рыжиков, добавив к ним якорь, и все это возможно было начальной стадией узурпации города Сузы Селевком - это еще возможно те времена, когда Селевк подчинялся Антигону - 323-320 гг, а потом Селевк убежал к Птолемею в Египет.
            По крайней мере, имхо, безымянность во первых говорит о первичности, а во вторых может говорить о постепенном захвате власти/узурпации - это скорее всего в отсутствие Антигона именно Селевк наращивал свое влияние в Сузах. Стоит отметить эдакие три стадии чеканки монет: с именем АМ, полностью безымянные и уже с именем диадоха.А вот почему у Антигона традиционно не было своих типов монет в честь АМ - просто у Антигона была вся казна и он был самым богатым из диадохов, вот и не было нужды что-то чеканить. 
            И еще раз отмечу, что опять все дороги ведут в Сузы. И именно будучи в Сузах АМ постановил обожествлять себя. Все это добро как традиционно считается отчеканено в Сузах. Сузы прям клондайк героических образов - там и АМ в слонике, пусть традиционно даже только на рыжиках и медяках, потом С1 тип в шлеме, и еще куча всего. Ей богу, лучшего места для придумывания образа АМ в слонике и представить нельзя. По возвращение из Индии напридумывали образов, расплодили их по всей империи, а потом АМ помер и диадохи накрали себе сии образы. И Сузы был второй город, который АМ посетил после Индии - первый был вроде Персеполь. Почему АМ надолго остановился в Сузах, а не в Персеполе - хз. Может в Персеполе не было мондвора....
            PS: вот медяк с АМ в слонике. Считается выпуск Селевка I. О Селевке говорит только якорь. Имя же - Александр.

Это все выпуски Селевка, примерно самого конца 4 века-начала 3 века... У Свороноса они ошибочно помечены как "alliance coinage with Seleucos", но анализ кладов - он есть в SC, томе 1 - показывает что это выпуск одновременный тетрам Селевка от имени АМ и ранним от имени Селевка... Медячки и рыжики такого типа точно не египетские - считай, перенятый на время дизайн... возможно, по договоренности царей - Птолемея Сотера и Селевка. Сам Сотер к тому периоду уже прекращал или совсем прекратил выпуски "со слоном на голове" облегченного веса.


Предлагаю обсудить структуру каталога по выпускам Александра и Птолемея в Египте и подчиненных областях (Финикия, Кипр, Киренаика). Разумеется, я не так выразил мысли в своем сообщении - делать основную датировку нужно не по Зервосу, т.к. он охватывает только тетры, а по Свороносу, с учетом коррекции Дженкинса (1960), теории о двух мондворах Зервоса (1967), подробному анализу ранних египетских выпусков АМ по Прайсу (1991) и с коррекцией дат по Лорбер (2004). Таким образом должно получится нечто актуальное и внятное. Разумеется, обязательно внесем все новые неопубликованные типы. Но делать по Свороносу "один в один" уже нельзя - у него включено много неегипетских выпусков, в т.ч. один доалександровский (рыжий Нектанебо).

0

51

Akrosas написал(а):

Может и монеты чеканили в определенное время года и обозначали это время монограммами, буквами и пр....

Имхо, монеты чеканили по потребности насыщения рынка
денежной массой. С учетом малопроизводительной ручной
чеканки сезонный вариант был бы не очень разумным...

0

52

Лодочник написал(а):

Имхо, монеты чеканили по потребности насыщения рынка
денежной массой. С учетом малопроизводительной ручной
чеканки сезонный вариант был бы не очень разумным...

Согласен. Крупные эмиссии были связаны, как правило, с проведением военных кампаний. Например, каждая из трех митридатовых войн увеличивала производство денежной массы для оплаты мероприятия...
По раннему эллинизму такие ''вехи'' также актуальны - например, попытка вторжения Пердикки, ведение войны в Келесирии, оплата воинам гарнизонов в Элладе етц.

0

53

Alexander написал(а):

Крупные эмиссии были связаны, как правило, с проведением военных кампаний. Например, каждая из трех митридатовых войн увеличивала производство денежной массы для оплаты мероприятия...

В точку. И это основной повод для выпуска тетр. А статеры чеканились для наемников, которые брали похоже исключительно рыжье.
PS: помнится разбор значений монограмм от Каллатаи. Дифферент лошадь - кавалерия, прора - моряки и т.п. Так вот если сделат ьупор на военные дела, то возможн омонограммы обозначают и имена полководцев, названия кампаний и т.п.

PPS: а вообьще, я все больше и больше задумываюсь насчет многих эллинистических тетр как таковых - монеты ли это вообще, вот в чем вопрос. Как я уже было упомянул где-то выше - были и такие штуки, как печати. Так вот малотиражные высокохудожественные выпуски тетрадрахм как раз и претендуют на эти самые печати - выше упоминал про то, как АМ распорядился чтобы на печати египетских должностных лиц посмерно поместили портреты Гефестиона. Взять какую-нить смолу, отпечатать в ней рельефное изображение тетрадрахмы и все дела - лучшая подпись.
А то зачем для вояк делать высокохудожественные тетрадрахмы?
К слову, а хоть одна печать вообще известна? Может найдена хоть одна пресловутая египетская печать с портретом Гефестиона? :glasses: То-то и оно.... http://s020.radikal.ru/i705/1404/a4/6a7e15bddd74.gif

0

54

Я конечно понимаю, что на печати претендуют и интальи, и геммы, но...

0

55

Akrosas написал(а):

В точку. И это основной повод для выпуска тетр. А статеры чеканились для наемников, которые брали похоже исключительно рыжье.
PS: помнится разбор значений монограмм от Каллатаи. Дифферент лошадь - кавалерия, прора - моряки и т.п. Так вот если сделат ьупор на военные дела, то возможн омонограммы обозначают и имена полководцев, названия кампаний и т.п.

Насчёт дифферентов.
Не думаю что так. Слишком сложно. Да если брать допустим дифференты как "протома барана" или "роза" или "пчела" и тп., их то никак к войскам не привяжешь. Что они значат известно.
Да и повторюсь, к чему такие сложности ?
Имена полководцев и названия компаний ... Тоже натянуто. Хотели бы кого-то упомянуть, или что-то увековечить ( победу и т.п. ) выпустили бы коммеморативы.

Akrosas написал(а):

PPS: а вообьще, я все больше и больше задумываюсь насчет многих эллинистических тетр как таковых - монеты ли это вообще, вот в чем вопрос. Как я уже было упомянул где-то выше - были и такие штуки, как печати. Так вот малотиражные высокохудожественные выпуски тетрадрахм как раз и претендуют на эти самые печати - выше упоминал про то, как АМ распорядился чтобы на печати египетских должностных лиц посмерно поместили портреты Гефестиона. Взять какую-нить смолу, отпечатать в ней рельефное изображение тетрадрахмы и все дела - лучшая подпись.
А то зачем для вояк делать высокохудожественные тетрадрахмы?
К слову, а хоть одна печать вообще известна? Может найдена хоть одна пресловутая египетская печать с портретом Гефестиона?  То-то и оно....

Конечно монеты. Чётко укладывающиеся в ту, или иную монетно-весовую систему.
Накой болт клепать СТОЛЬКО печатей и пускать их в оборот к тому-же ?

0

56

Землянин написал(а):

Да если брать допустим дифференты как "протома барана" или "роза" или "пчела" и тп., их то никак к войскам не привяжешь. Что они значат известно.

Да ничего толком неизвестно.
Конечно, сейчас в исследованиях все чаще встречается версия чеканки одного города для другого. В мемфисе чеканили тетры с розой, для Родоса? Сатрапы с пегасом для Коринфа?

Землянин написал(а):

Накой болт клепать СТОЛЬКО печатей и пускать их в оборот к тому-же ?

Повторюсь, что на звание печатей претендуют лишь спецвыпуски, такие как тот же медальон Пора, декадрахма АМовского типа, и как раз те же сатрапы с Зевсом на реверсе.   
Тех самых пресловутых печатей с Гефестионом было много, явно не одна и не две. И они бы офигели делать массовый выпуск одинаковых гемм. А редкость неординарных выпусков монет как раз попадает под категории медальоны, печати.
И кто сказал, что перечисленные мной монеты пускали в денежный оборот?

0

57

Землянин написал(а):

Слишком сложно.

А сложно - это когда на монете как минимум пять дифферентов.  :D

0

58

Akrosas написал(а):

А сложно - это когда на монете как минимум пять дифферентов.

Вот вот ...  8-)

Не-а, привязка дифферентов к каким либо родам войск это я думаю, не верно всё-же.
Хотя идея интересная. И я бы даже развернул её так:
- Не к родам войск именно, а к конкретным подразделениям, кои имели свои символы-тотемы. Тогда можно ещё проще разобраться и с "баранами" и с "розами" и с ... Ну ты Артур в дифферентах не хуже меня понимаешь, дальше перечислять не стоит их.  8-)
Были же позже допустим легионники того-же Марка Антония, где № легионов стоят.
А тут вот не номера а символы.
Может быть такое ?

А сейчас я сам себе противоречить буду.  8-)
И самое главное противоречие - зачем такие сложности ? Это же не легионы. Тут всё по другому было.

0

59

Alexander написал(а):

не, такого не было. Крит до римлян толком никому не принадлежал - полупиратский конгломерат селений и полисов (воюющих и создающих альянсы), не подчиненных ни одной их материковых монархий - считай, Кавказская республика античности. Кстати, афиняне по сей день считают критян такими канкрэтными южанами,

Насчет не принадлежности Крита все же не согласен. Принадлежали многие тамошние основные города и лагидам, и птолемеевских катойкий на Крите было немеряно.
Но это отдельная серьезная тема для разговора. Нужно конкретно копаться в источниках. Упоминаний хватает.
И таки да, Крит для тех же афинян как Крым был для Украины.
В общем, Крит может быть и отдельной страной. И на Крите, имхо, как-то все более цивилизованно, нежели в континентальной Греции.

Alexander написал(а):

см. сообщение про клад Мир-Заках, скорее всего и увы (!) это подделка. Ее ввели в заблуждение Боппераччи...

тут конечно сложно сказать о его поддельности. В истории нумизматики уже с десяток примеров наберется, когда изначально уникальную/редкую монету с экзотическим стилем посчитали подделкой, а потом оправдывали. А вот про истории, когда уникальную/редкую монету посчитали подделкой и потом она навсегда так и осталась подделкой я никогда не слышал.
Первая попавшаяся всем известаная ссылка про афганские клады клад:
http://ansmagazine.com/Summer06/Portrait
Бывает бракуют и сей статер Софита:
http://www.acsearch.info/record.html?id=516771
PS: Я думаю, статер Софита подлинный. Кстати, очень интересны буквы MNA под портретом - на драхмах их вроде нету.

Alexander написал(а):

Это все выпуски Селевка, примерно самого конца 4 века-начала 3 века... У Свороноса они ошибочно помечены как "alliance coinage with Seleucos", но анализ кладов - он есть в SC, томе 1 - показывает что это выпуск одновременный тетрам Селевка от имени АМ и ранним от имени Селевка... Медячки и рыжики такого типа точно не египетские - считай, перенятый на время дизайн... возможно, по договоренности царей - Птолемея Сотера и Селевка. Сам Сотер к тому периоду уже прекращал или совсем прекратил выпуски "со слоном на голове" облегченного веса.

Ну почему же у Свороноса ошибочно помечены. Новые факты приведенные даже в данной ветке показывают, что альянс после бегства Селевка от Антигона был.
И мало того, возможно даже сам Селевк и принес Птолемею образ АМ в слонике, например в месть Антигону. Мало того, стоит говорить и об альянсе Антигона и Селевка, а сей альянс точно был - Селевк при Антигоне в 320-х гг занимал должность заведующего финансами города Сузы - более удобного случая для чеканки каких-то революционных монет и придумать сложно. Это как и египетский Клеомен - гениальный заведующий всеми финансами Египта при АМ. Более чем уверен, что в чеканке новых типов монет и единоличник Клеомен (даже во время борьбы с Птолемем!) и Селевк в союзе с Антигоном очень преуспели.
И таки да, медячки и рыжики такого типа точно не египетские  - они как раз по стилю ближе к сатрапам с Зевсом (кроме типа с Δ). И думаю, что сии рыжики и медячки стоит датировать как минимум временем альянса Антигона и Селевка в Сузах, а по отбытие Антигона из Сузианы, Селевк начал чеканить их более "под себя" - с тем же якорем - эдакое постепенное узурпирование власти, потом опять пришел Антигон, забрал всю казну, и из-за чего-то Антигон с Селевком разругались, и Селевк убежал к Птолемею.
И еще, львиные лапки очень интересный показатель - такое чувство, что именно на этом рыжье происходило первоначальное формирование образа АМ в слонике. Сначала сформировался образ, но еще с львиными завязками, потом завязки сменили на змеиные.

0

60

Землянин написал(а):

Не-а, привязка дифферентов к каким либо родам войск это я думаю, не верно всё-же.
Хотя идея интересная. И я бы даже развернул её так:
- Не к родам войск именно, а к конкретным подразделениям, кои имели свои символы-тотемы. Тогда можно ещё проще разобраться и с "баранами" и с "розами" и с ... Ну ты Артур в дифферентах не хуже меня понимаешь, дальше перечислять не стоит их.  8-)
Были же позже допустим легионники того-же Марка Антония, где № легионов стоят.
А тут вот не номера а символы.
Может быть такое ?

Отличный вывод! Как раз точку! В источниках помнится упоминаются свои знамена/обозначения и в армиях диадохов, и в частях самого АМ - точно помню, что упоминались. Надо на досуге поискать подобные строки в источниках, увы не помню в каких источниках я про это читал, но обязательно найду!

0


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Древняя Греция » Филипп II, Александр Великий и ранний эллинизм.