Античная нумизматика и история

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Обсуждение и определение монет » Технологии производства античных монет


Технологии производства античных монет

Сообщений 61 страница 90 из 100

61

Землянин написал(а):

Версия что это - отпечаток выступа для центровки отпадает однозначно.
Так как на некоторых монетах эти углубления находятся совсем не по центру, на некоторых они на аверс/реверс абсолютно не параллельны, и на некоторых их вообще по два с каждой стороны."

А не могли быть шипы вырезаны на штемпелях? Для крепежа заголовки.
Если есть одноштемпельные аверсы (или реверсы) с разным расположением углублений, то эта версия не проходит. Никто не проверял места расположения углублений на одноштемпельных монетах?
Егор, если два углубления на одной стороне одной монеты, то возможно это перечекан.

Отредактировано DD1380 (2015-01-30 23:12:45)

0

62

DD1380 написал(а):

А не могли быть шипы вырезаны на штемпелях? Для крепежа заголовки.
Если есть одноштемпельные аверсы (или реверсы) с разным расположением углублений, то эта версия не проходит. Никто не проверял места расположения углублений на одноштемпельных монетах?

Я проверял. В ветке по этой теме на ФорАПе есть мой обширный пост - я провел анализ одноштемпельных на примере провинциальных фракийско-мезийских медяков 3 века - там четко видно, что лунки расположены в разных частях изображения. Следовательно, связи штемпеля и лунок не было (кстати, теория "центровочного шипа" тогда муссировалась наиболее активно, но разбилась об анализ одноштемпельных).
Кроме того - в этом случае провисает вопрос о концентрических кругах, центрами которых являются эти лунки...

0

63

DD1380 написал(а):

А не могли быть шипы вырезаны на штемпелях? Для крепежа заголовки.
Если есть одноштемпельные аверсы (или реверсы)  с разным расположением углублений, то эта версия не проходит. Никто не проверял места расположения углублений на одноштемпельных монетах?
Егор, если два углубления на одной стороне одной монеты, то возможно это перечекан.

Отредактировано DD1380 (Вчера 23:12:45)

А зачем вообще эти шипы на штемпелях Саш ? Технологии до того уже были отработаны, и без всяких шипов/углублений.
Нет, думаю что на штемпелях не было ничего.
Это следы чего-то, что имело место ещё до чеканки изображения.
А насчёт перечеканов, то никаких их следов на монетах с двумя углублениями не попадалось.

0

64

Пока очевидно для меня одно- это следы обработки заготовок.

Честно говоря, версия с обтачиванием мне совсем не нравится.
Очень это всё трудозатратно и связано с угаром металла, а значит нерационально.
Древние производители ведь не были дураки по определению, и могли это тоже понимать.

Хотя, если заготовки выравнивать между подготовительными штемпелями при помощи удара, то на кой они не счищали напильником шипы (ели это следы от среза металла)?
Тоже не вяжется.

0

65

Vespasianus написал(а):

Пока очевидно для меня одно- это следы обработки заготовок.

Честно говоря, версия с обтачиванием мне совсем не нравится.
Очень это всё трудозатратно и связано с угаром металла, а значит нерационально.
Древние производители ведь не были дураки по определению, и могли это тоже понимать.

Хотя, если заготовки выравнивать между подготовительными штемпелями при помощи удара, то на кой они не счищали напильником шипы (ели это следы от среза металла)?
Тоже не вяжется.

Да, скорее всего ЭТО действительно делалось на заготовке.
Но вопросы как и зачем - остаются открытыми.
Ведь была отработанная технология. Зачем "городить огород" ? Значит, смысл был.
И раз эта технология носит довольно локальный территориально-временной характер, то она по каким-то причинам не получила распространения. Значит, что-то вне не устраивало. Убыточность ? Сложная ненужность ?

0

66

sagit написал(а):

Думаю, что это только впечатление. Так же, как и "следы от фрезы" после чеканки.
Если глянуть внимательно на пару египетских медяков на предыдущей странице - то там видно, что наиболее отчетливые следы - на наиболее слабо прочеканенных участках (то есть на участках с наиболее низким рельефом); и наоборот - на прочеканенных участках (где рельеф выше) - следов нет. Так что - какая фреза после чеканки? Была б фреза после чеканки - запил пошел бы от более высоких прочеканенных

ЭТо частный случай,у меня  есть монета  боспора периода севера четкий рельеф и след по центру,
Вот здесь опубликованаhttp://bosporan-kingdom.com/621-4065/5.html

Может обтачивали для придания правильной окружности, но тогда центровка должна была бы быть одинаковой с двух сторон
Пантикапей 200 года, Птолемеевский египет....а в Риме нет

Отредактировано Михуэль (2015-01-31 20:39:04)

0

67

Не знаю, может я слишком самоуверен, но для меня здесь уже загадки нет. Веспасивнус прав, обрабатывалась горячая заготовка сразу после литья ударом между двумя плоскими штемпелями (вероятно клещи). Зачем – для того, чтобы выровнять поверхности под плоскость. Зачем нужны шипы? Чтобы раскаленный кружек захватить клещами и он не соскользнул при ударе. Зачем вдруг понадобились заготовки с плоскими поверхностями? Сохранить штемпеля при переходе к новой технике чеканки – реверс и аверс плоские а не плоско-выпуклые как раньше. Для твердой бронзы это критично, для злата-серебра без разницы. Как только прошел прорыв в металлургии и штемпеля стали крепкими от этой промежуточной технологии отказались и шипы на бронзе исчезли. Концентрические круги – побочное следствие производства плоских штемпелей с обязательным шипом в центре (токарный станок).

0

68

arxont написал(а):

Как только прошел прорыв в металлургии и штемпеля стали крепкими

Не клеится с хронологией. После "прорыва" птолемеевские аккуратные красавцы превратились в рваные корявые драхмы римского периода.
Кроме того, хронологически уже после "прорыва" эта технология пышным цветом расцвела в провинциальном чекане Фракии/Мезии.
А вот эта мысль:

arxont написал(а):

Сохранить штемпеля

мне нравится. Не в этом ли тайный смысл всех этих дополнительных манипуляций с подготовкой кружка, которые так "утяжеляют" технологию?
Еще раз подчеркну - наличие "лунок" коррелирует с художественным уровнем изготовления - у монет с лунками он, как правило, высокий.
Ну ведь действительно, такие штемпеля был смысл беречь подольше:
https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=215760
https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=199987
https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=245529
Я так подозреваю, что трудоемкость их изготовления была некислой, и действительно был смысл увеличить их ресурс за счет дополнительных манипуляций с заготовкой.
А в римском Египте решили наоборот - не заморачиваться ни с заготовками, ни со штемпелями - наковыривали последние прям на коленке, как получалось...

0

69

Я в свое время достаточно тщательно изучил этот вопрос. Еще на форуме АП начал тему. За пару лет купил несколько удачных экземпляров, провинцию и птолемеев. Специально что бы закрыть для себя этот вопрос. Чистое любопытство. Отсюда и мои выводы. Следы от промежуточных штемпелей с шипом делались на очень горячей заготовке, почти на грани плавления. Отсюда и резкие отпечатки оставляющие впечатление прямой нарезки на заготовку. Сами монеты чеканились уже на остывший кружок (или дополнительно вторично разогретый, но не так сильно – нет следов от щипцов на гурте и отпечаток уже «не тот»). Удар был строго вертикальный – это не ручной молот. Вероятно падение груза по вертикальным направляющим. Отсюда и заключение об изменении технологии. В новой технике видимо не хватало времени поддерживать высокую температуру заготовки, а штемпеля были еще слабые. Малейший перекос и бугры могли деформировать штемпеля. А по поводу временных рамок, античный мир не был однородным. Информация распространялась медленно, монетарии старались держать свои наработки в секрете. Поэтому где-то скачек произошел раньше, где-то позже. В Риме вообще для крупной бронзы пошли по другому пути, а в провинции остановились какое-то время на пролемеевской технике.

+1

70

вопросы, наблюдения:

1.) На Птолемеевской технике лунки высверливались.
2.) На Римской провинциальной бронзе лунки высверливались или бились? Думаю второе.
3.) Почему на Птолемеевской и провинциальной технике эта технология не распространялась на серебро и золото? Дорогой металл?
4.) Обратите внимание на Птолемеевские кружки, они как бы конусообразные, одна сторона более широкая и имеет острый гурт, вторая более узкая и закругленная. Наблюдаем также следы литника, значит просто форма имела определенную такую форму.
5.) обе стороны заготовки имеют идеально ровное поле.

Логично бы подумать, что процесс был следующий:

1.) отливали сначала заготовки, предположим 20 штук в ряд.
2.) далее не разъединяя этот "пласт" устройством типа дрели с большим, широким наконечником с штыревым углублением в центре выравнивали поле заготовок-доводили до ума. Иногда мы видим остаточные концентрические круги на заготовках в доказательство этой версии. Сначала выравнивали одну сторону, затем переворачивали весть пласт и другую сторону, отсюда мы видим не соответствие расположение отверстий.
3.) далее, заготовки отсоединяли по отдельности и потом чеканили изображение.

Казалось бы все просто...но есть одно но! Если посмотреть на птолемеевские медяки, мы видим, что по контуру отверстия не замятые, это было бы очевидно, если удар штемпеля с изображением был бы нанесен после. Все отверстия имеют ровные края, складывается ощущение, что они были высверлены позже, чем нанесено изображение...??? Это и ставит в тупик?
На данном примере очевидно, что лунки высверливались на уже готовой отчеканенной монете, наблюдаем концентрические круги от "дрели"  Зачем это было сделано после не понятно?

http://s017.radikal.ru/i440/1502/2e/aac093a2b4de.jpg

Отредактировано Scipio (2015-02-01 12:15:25)

0

71

Вот совершенно противоположный пример!
На данной монете мы четко видим, что с помощью устройства "типа дрели", вначале заготовка доводилась до ума, отшлифовывалась, выравнивалась и только потом было нанесено штемпелем изображение. Края лунки забиты. 

http://i072.radikal.ru/1502/b9/2017be1268ac.jpg

0

72

Scipio написал(а):

если удар штемпеля с изображением был бы нанесен после.

Опять по кругу? Никакого «после» не было. Все было до. Со сверлением – бурением заготовок просто фантазии. Не нужно все загонять под современный формат расточительства. Все кто хоть как то знаком с античной археологией знают, что каждая крошка цветного металла в то время была редкостью и богатством. Стачивать стружку с бронзовой заготовке при серийном производстве это даже не нонсенс – это что-то за пределами воображения античных экономистов.

0

73

arxont написал(а):

Стачивать стружку с бронзовой заготовке при серийном производстве это даже не нонсенс – это что-то за пределами воображения античных экономистов.

Я не античный экономист, но все ж таки... А расхерачивать штемпеля на кривых заготовках - не нонсенс? Еще непонятно, какой нонсенс больше... А стружку можно было собирать и минимизировать потери.
Опять же - почему эта технология выравнивания заготовок ни разу не засветилась на серебре? Может, потому что в её процессе  действительно происходила потеря металла?

0

74

arxont написал(а):

Со сверлением – бурением заготовок просто фантазии.

Архонт, есть сомнения, что лунки высверливались? По моему очевидно, что да-высверливались.

http://s020.radikal.ru/i705/1502/6a/ddc2620ef682.jpg

http://s019.radikal.ru/i644/1502/22/36b8541886ab.jpg

Отредактировано Scipio (2015-02-01 12:53:06)

0

75

Во какая цацка интересная ...  :glasses:  Надчеканистый перечекан или перечеканистый надчекан ...  :crazy:

http://s019.radikal.ru/i643/1502/2b/3d9105122fe0.jpg

  DRUSUS et GERMANICUS As, (MB, ئ 28) N° v38_0464   
Date : c. 28-29 ou 37-38
Nom de l'atelier : Asie, Sardes (Caesarea)
Métal : cuivre
Diamètre : 27,5mm
Axe des coins : 11h.
Poids : 10,13g.
Degré de rareté : R1
Etat de conservation : TB+ Prix de départ : 145 €  Estimation : 250 €   
lot invendu

Commentaires sur l'état de conservation : Exemplaire sur un flan décentré sur les légendes, mais parfaitement lisible et identifiable. Usure importante. Jolie patine vert olive foncé et sable. N° dans les ouvrages de référence : RPC.2295 pl. 128 - BMC.106  - Cop.518  - GIC.365
Description avers : Drusus et Germanicus césars assis à gauche sur une chaise curule, vêtus de la toge, tenant chacun un lituus.
Légende avers : ΔΡOΥΣOΣ K[AI ΓEΡMANIKOΣ KAI]ΣAΡEΣ NEOI ΘEOI ΦIΛAΔEΛΦOI
Traduction avers : (Drusus et Germanicus césars nouveaux divins qui aime son frère).
Description revers : Légende circulaire et couronne de chêne avec légende en deux lignes.
Légende revers : [ΓAIΩ] AZINNIΩ ΠOΛΛINI ANΘΥ[ΠATΩ]/ KOINOΥ/ AΣIAΣ
Traduction revers : (A Gaius Asinius Pollio Antipater/ regroupement d’Asie).
Commentaire à propos de cet exemplaire : Poids léger. Trace de surfrappe concentrique d’Asinius Pollio, proconsul d’Asie en 37-38 sur la première inscription du magistrat d’Archieréos Alexandre Kléonos de Sardes. Pour ce type les auteurs du RPC ont recensé quarante-quatre exemplaires avec trente-sept coins de droit pour un poids moyen de 12,68 g (20 ex.). L’orientation des coins est normalement à 12 heures.
Commentaires : Ce bronze est l’un des cas de surfrappe sur un type plus ancien. Il pose plusieurs problèmes : celui de la datation de la surfrappe ; du lieu d’émission ; des personnages représentés ; de l’émetteur et du destinataire. Au droit, Germanicus et son père Drusus sont présentés comme divins, donc décédés. Drusus senior était le frère cadet de Tibère (d’où la présence de qui aime son frère). Les deux personnages du droit sont présentés sur une chaise curule (rôle du magistrat), tenant chacun un instrument de culte (rôle religieux). Le premier type fut frappé à l’instigation d’un magistrat d’origine grecque, Alexandre Kléonos de Sardes surfrappé par Asinius Pollio, proconsul d’Asie au début du règne de Caligula. Au revers, il est fait mention du Koinon d’Asie, appellation générale pour la province romaine, organisée après le legs d’Attale III en 133 avant J.-C. Notre monnaie est attribuée à Sardes entre 28 et 29 par les auteurs du Roman Provincial Coinage. Cependant une provenance de Pergame ou d’Ephèse est toujours possible. Voici donc une monnaie qui pose plus de questions qu’elle n’apporte de réponses !.
Historique : Drusus est le fils cadet de Livie et de Tiberius Claudius Nero et le frère de Tibère. Il mourut en 9 avant J.-C. Germanicus est le fils de Drusus et d'Antonia, le frère de Claude, le père de Caligula et d'Agrippine jeune, le mari d'Agrippine mère. Il est mort en 19 après J.-C.

0

76

sagit написал(а):

А стружку можно было собирать и минимизировать потери.

Легко и на переплавку...потом медь не так бережно ценилась, как серебро и золото в те времена.

0

77

Scipio написал(а):

есть сомнения, что лунки высверливались? По моему очевидно, что да.

Между прочим, дополнительный довод в пользу шлифовки заготовки между двумя абразивными кругами. При вращении фиксирующий шип в каждом из кругов вырабатывал лунку а-ля сверление.

0

78

sagit написал(а):

А расхерачивать штемпеля на кривых заготовках - не нонсенс?

Добавлю, если бы заготовки выравнивались с помощью ударов молота, это было бы видно и очевидно. На медяках Птолемея видим четко выравнивание поля заготовки механико-концентрически прибором до нас не дошедшим. :)

0

79

Scipio написал(а):

Архонт, есть сомнения, что лунки высверливались? По моему очевидно, что да-высверливались.

Насчет высверливания сомнений нет – ничего не высверливалось. Это видно даже по фотографиям. В микроскоп видно еще лучше. Отверстия от штыря на промежуточных штемпелях. Метал выдавлен сперва из лунки и после примят полем.

С золотом и серебром писал выше. Мягкие металлы, легко разогреваются вторично и площадь небольшая.

Собирать мелкую бронзовую стружку глупо и нерентабельно. Особенно при массовом производстве. Мелкая стружка почти вся сгорит при переплавке. Плюс надо иметь твердосплавные резцы для таких манипуляций, которые при массовом производстве будут вылетать постоянно. В общем, утопия.

0

80

Лодочник написал(а):

Вот интересный медяк:

http://s017.radikal.ru/i417/1501/73/925b357b60e7.jpg

Таких больших центровочных дырок я что-то
раньше не встречал.
                                             %-)

Чтобы окончательно отбросить всякие сомнения насчет отсутствия признаков шлифования – сверления на заготовке взгляните еще раз на фото, любезно предоставленное Лодочником. Вопросы сразу отпадут.

0

81

есть несколько крупняков в коллекции, сейчас посмотрю с большим увеличением..

http://i057.radikal.ru/1502/9f/f48115ae1cb2.jpg

0

82

Посмотрел, отверстие высверлено, там при большом увеличении даже "РЕЗЬБА" от высверливания внутри лунки видна...

Для меня ответ на этот вопрос теперь очевиден т.к. убедился в этом сам. На примере вот этой крупной монеты.

http://s020.radikal.ru/i704/1502/e0/0a1a8664aa65.jpg

0

83

arxont написал(а):

Чтобы окончательно отбросить всякие сомнения насчет отсутствия признаков шлифования – сверления на заготовке взгляните еще раз на фото, любезно предоставленное Лодочником. Вопросы сразу отпадут.

Спасибо за фото Лодочнику.  Полностью подтверждает версию об обработке заготовки путем шлифования.  :cool:

Отредактировано Scipio (2015-02-01 13:59:12)

0

84

Короче говоря, в неоспоримом сухом остатке - эти лунки и круги возникали на этапе дополнительной подготовки кружка между отливкой заготовки и непосредственно чеканкой.
Разночтения только в одном - были ли это промежуточные штемпеля или шлифовка абразивом...
В пользу шлифовки говорят концентрические круги и технологическая необходимость шипов для фиксации заготовки между двумя шлифующими кругами (в необходимости таких шипов для промежуточных штемпелей - сомневаюсь). А также - косвенно - неприменение этой технологии на драгметаллах.
В пользу промежуточных штемпелей - потери металла при шлифовке. Ну и опять же возникает вопрос:

Vespasianus написал(а):

Хотя, если заготовки выравнивать между подготовительными штемпелями при помощи удара, то на кой они не счищали напильником шипы (ели это следы от среза металла)?
Тоже не вяжется.

0

85

Scipio написал(а):

Спасибо за фото Лодочнику.  Полностью подтверждает версию об обработке заготовки путем шлифования.

Т.е. Вы всякие неприятные для версии мелочи не хотите внимание обращать? Как например, с перепадом поля? Не смущает, что поле плывет и скошено под углом, а концентрические линии не обрываются? Как добиться такого эффекта при шлифовании вращающимся инструментом? (Уверен, что кто-нибудь скажет, что при чеканке поле повело, но это не так - чистовой штемпель забил бы круги по краям). Вот отпечатком по горячему токарными болванками легко объясняется. Как и следы от «сверления». Только не на заготовке, а на промежуточных штемпелях и не сверление, а токарная обработка. Все следы от обработки перенеслись как негатив на заготовку. Вы можете отличить отпечаток от концентрических линий на токарной болванке от картины на самой болванке?

0

86

sagit написал(а):

Короче говоря, в неоспоримом сухом остатке - эти лунки и круги возникали на этапе дополнительной подготовки кружка между отливкой заготовки и непосредственно чеканкой.
Разночтения только в одном - были ли это промежуточные штемпеля или шлифовка абразивом...
В пользу шлифовки говорят концентрические круги и технологическая необходимость шипов для фиксации заготовки между двумя шлифующими кругами (в необходимости таких шипов для промежуточных штемпелей - сомневаюсь). А также - косвенно - неприменение этой технологии на драгметаллах.
В пользу промежуточных штемпелей - потери металла при шлифовке. Ну и опять же возникает вопрос:
Vespasianus написал(а):

    Хотя, если заготовки выравнивать между подготовительными штемпелями при помощи удара, то на кой они не счищали напильником шипы (ели это следы от среза металла)?
    Тоже не вяжется.

Не, как раз в шипе весь цимис. Ради него вся эта процедура с токарным срезом и замышлялась :)

0

87

arxont написал(а):

Вы всякие неприятные для версии мелочи не хотите внимание обращать? Как например, с перепадом поля? Не смущает, что поле плывет и скошено под углом, а концентрические линии не обрываются? Как добиться такого эффекта при шлифовании вращающимся инструментом?

О каком примере идет речь, об оборотке с орлом монеты с поста № 80? Откуда такая уверенность, что мы наблюдаем перепад поля на 7 - 8 часах? Вполне вероятно, что этот фрагмент поля просто более темный.

0

88

Да, речь об этой монете. Это скос, края изображения на нем резко обрываются. Может у Лодочника есть фото с гурта, для надежности. Подождем.

0

89

arxont написал(а):

Только не на заготовке, а на промежуточных штемпелях и не сверление, а токарная обработка.

Не понимаю в чем разница, токарная обработка или так наз. сверление? Речь идет об обработке заготовки крутящим моментом с фиксирующей лункой внутри, для облегчения процесса, а каким инструментом это было сделано, вопрос пока открытый.

Что имеем сейчас, можно не соглашаться:

1.) Заготовка отливалась в форме и имеет разный диаметр по аверсу и реверсу, низ формы - сторона более узкая по диаметру с округленным гуртом, верх более широкая с более острым гуртом.
2.) Перед отделением литников одной заготовки от другой, так называемой серии, в целях облегчения фиксации всей конструкции, заготовки по аверсу и затем реверсу механически обрабатывались крутящим моментом с фиксирующей лункой.
3.) Следующий этап - отделение заготовок от литника и друг от друга.
4.) Не посредственно процесс чекана.
5.) Возможно повторная дополнительная обработка крутящим моментом, так сказать отбраковка, лишних погрешностей, уже поверх изображения.

как то так..

0

90

arxont написал(а):

Может у Лодочника есть фото с гурта, для надежности. Подождем.

Не, это не моя монетка.     :dontknow:

Вот она на CNG и в койнсархиве.

0


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Обсуждение и определение монет » Технологии производства античных монет