Античная нумизматика и история

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Обсуждение и определение монет » Технологии производства античных монет


Технологии производства античных монет

Сообщений 1 страница 30 из 100

1

возвращаясь к старому обсуждению про отверстия на египетских медяках и провинции -
заметил недавно медяк Птолемея 2, некрупный, всего 24 мм и 10,5 грамм

http://sa.uploads.ru/t/93SLa.jpghttp://sa.uploads.ru/t/tgFQx.jpg

помню про несоосность отверстий в этих медяках, т.е. версия о токарной обработке заготовок отпадала. Обратите внимание на реверс - следы от обработки, причем сделанные уже после чеканки. Бред какой-то...

вот здесь реверс покрупнее

вопрос - какой смысл токарной обработки уже после чеканки поверх изображения? или это такой розыгрыш а-ля "асфальт-анциркулейтед"  :question:

0

2

Я для себя решил, что все же была мех. обработка заготовок, а отсутствие соосности объяснить можно по всякому: какие-то особенности сиего "станка" (скорее всего станок был как спаренные римские штемпеля.), особенности обработки или особенности устройства заготовки под "станок". Да сам станок не был соосным. Отсутствие соосности - это не вопрос.
А вот останки обработки на заготовке, аля по асфальту (как на понтийских медяках), только тут концентрические окружности - это думается просто непрочекан.
Скорее всего, такие заготовки успевали остыть, и при ударе по остывшей заготовке и получались непрочеканы. Возможно обрабатывали раскаленную заготовку и сразу же чеканили, но часто она успевала остыть. А возможно вообще это другая технология чеканки и заготовку вообще не разогревали перед чеканкой.

0

3

Alexander написал(а):

причем сделанные уже после чеканки.

Не думаю, что после. ИМХО - обычный flat strike, не забивший следы обработки кружка.
Такой красоты у меня нет, но яркий пример подобного явления могу привести из своих загашников (но технология обработки кружка там иная).http://sa.uploads.ru/t/YHKIl.jpghttp://sa.uploads.ru/t/T6yYX.jpg

0

4

Там бывает и по паре отверстий на каждой стороне, и они очень и очень несоостны порой.
Думаю что то, что делали и для чего делали, делали до чеканки. На заготовке.

0

5

Землянин написал(а):

Думаю что то, что делали и для чего делали, делали до чеканки. На заготовке.

Да неужели...  http://savepic.net/399436.gif

0

6

sagit
Здесь царапины как на понтийской меди с горгоной. Напильник, что ли?

Землянин написал(а):

Там бывает и по паре отверстий на каждой стороне, и они очень и очень несоостны порой.
Думаю что то, что делали и для чего делали, делали до чеканки. На заготовке.

Именно, по паре отверстий, словно это было как штырь в штемпел, хотя это маловероятно - он бы быстро затупился...

Akrosas написал(а):

Я для себя решил, что все же была мех. обработка заготовок, а отсутствие соосности объяснить можно по всякому: какие-то особенности сиего "станка" (скорее всего станок был как спаренные римские штемпеля.), особенности обработки или особенности устройства заготовки под "станок". Да сам станок не был соосным. Отсутствие соосности - это не вопрос.
А вот останки обработки на заготовке, аля по асфальту (как на понтийских медяках), только тут концентрические окружности - это думается просто непрочекан.
Скорее всего, такие заготовки успевали остыть, и при ударе по остывшей заготовке и получались непрочеканы. Возможно обрабатывали раскаленную заготовку и сразу же чеканили, но часто она успевала остыть. А возможно вообще это другая технология чеканки и заготовку вообще не разогревали перед чеканкой.

Это же вроде как неудобно - вращение на несоосных местах фиксации. Биение изделия будет колоссальное... :(

0

7

Alexander написал(а):

Это же вроде как неудобно - вращение на несоосных местах фиксации. Биение изделия будет колоссальное...

Представь например такой станок:
Два вертикально расположенных параллельных друг другу (но не соосных) диска. Левый диск крутит один чел, правый диск крутит второй чел. Посередине между ними как-то помещается заготовка, видимо третий чел держал ее щипцами за гурт, и видимо из-за этого не зря у них гурты как бы подпиленные, угловатые, и зачастую толстые.

Отредактировано Akrosas (2014-10-23 01:15:32)

0

8

Akrosas написал(а):

Представь например такой станок:
Два вертикально расположенных параллельных друг другу (но не соосных) диска. Левый диск крутит один чел, правый диск крутит второй чел. Посередине между ними как-то помещается заготовка и поперли.

Эта шняга будет вращаться? ''Не верю'' (с)

0

9

Alexander написал(а):

Эта шняга будет вращаться? '

Легко. А иначе ничего и нельзя было придумать.
Ну или тогда простой как двери вариант - обычный наждак с одним диском. Подставили одну сторону заготовки пошлифовали, потмо подставили другую сторону и опять подшлифовали. Ставили на глаз и углубление в центре не всегда по центру заготовки.
Мало того, чтобы вручную вонзить в заготовку штырек (от которого углубление) нужно заготовку нагреть и потом очевидно обрабатывать нагретую. Посему пока ее обработали, она подстывала, а потом сразу и чеканили, вот и результат - непрочеканы.

0

10

Akrosas написал(а):

Легко. А иначе ничего и нельзя было придумать.
Ну или тогда простой как двери вариант - обычный наждак с одним диском. Подставили одну сторону заготовки пошлифовали, потмо подставили другую сторону и опять подшлифовали. Ставили на глаз и углубление в центре не всегда по центру заготовки.
Мало того, чтобы вручную вонзить в заготовку штырек (от которого углубление) нужно заготовку нагреть и потом очевидно обрабатывать нагретую. Посему пока ее обработали, она подстывала, а потом сразу и чеканили, вот и результат - непрочеканы.

Не слишком ли трудоемко и сложно?

0

11

Alexander написал(а):

Именно, по паре отверстий, словно это было как штырь в штемпел, хотя это маловероятно - он бы быстро затупился...

Да, по паре с каждой стороны. И порой они сильно разнесены. Про ассиметричность ты уже говорил.
И это ставит крест на версии со станком/зажимом штырями/обработкой таким образом.

0

12

sagit написал(а):

Не думаю, что после. ИМХО - обычный flat strike, не забивший следы обработки кружка.
Такой красоты у меня нет, но яркий пример подобного явления могу привести из своих загашников (но технология обработки кружка там иная).

Да, на вашей монетке точно ''плоский чекан'' и штемпель не покрыл царапины, не дошел, такскаать... но на птолемеевском мне видится что следы от вращения идут уже по обмыленной, затертой и изношенной поверхности металла. Словно его из обращения изъяли и так обработали уже походившую монету. Присмотритесь, царапины от вращения словно вчера сделаны.

0

13

Землянин написал(а):

Да, по паре с каждой стороны. И порой они сильно разнесены. Про ассиметричность ты уже говорил.
И это ставит крест на версии со станком/зажимом штырями/обработкой таким образом.

Была версия с нанесением таких отверстий для центровки штемпеля, но полно медяков у которых кружок уехал, а дырки на месте. И тех, у которых и эти отверстия смещены вместе со штемпелем. Вот уж загадка.

0

14

Alexander написал(а):

Была версия с нанесением таких отверстий для центровки штемпеля, но полно медяков у которых кружок уехал, а дырки на месте. И тех, у которых и эти отверстия смещены вместе со штемпелем. Вот уж загадка.

Нет, конечно не центровка однозначно.
Безусловно это делалось во время изготовления заготовки но зачем, действительно вопрос.
Причём отверстия имеются как на мелких, так и на крупных монетах, и не только у Птолемеев. И бывают и без них.

0

15

Именно, есть даже на совсем мелких, до 20 мм. Уж такие то вращать на токарном станке точно резона нет.

0

16

Привет всем.

Если хоть какая -то информация о том, как отливали заготовки для монет этих типов?

Никто не рассмативал вариант шлифовки не самой монетной заготовки, а половинок форм, в которых отливали монетные заготовки?
Может эти формы вытачивали (или оттискивали, дорабатывали и т.п.) при помощи своеобразной крутящейся фрезы?

Если форма глиняная, то делать в ней округлые вмятины вполне можно было и деревянной "култышкой", которая была предварительно обточена, и култышка эта передала на литейную форму свои эти удивительные полоски, которые и перекочевали затем на заготовку.

Как вам такой бредовый вариант?

+2

17

Кого я тут вижу!!! :flag: Рад, очень рад...  :jumping:

+1

18

Дорова, Олег! С прибытием!

+1

19

Vespasianus написал(а):

Как вам такой бредовый вариант?

Почему бредовый? Обдумать надо..

Vespasianus написал(а):

Никто не рассмативал вариант шлифовки не самой монетной заготовки, а половинок форм, в которых отливали монетные заготовки?

Деталь, которую нужно включить в эту теорию - что эти следы присутствуют на монетах, отчеканенных на заготовках, отлитых в открытых формах.

0

20

sagit написал(а):

Почему бредовый? Обдумать надо..

Деталь, которую нужно включить в эту теорию - что эти следы присутствуют на монетах, отчеканенных на заготовках, отлитых в открытых формах.

Наверное, всё это уже перетиралось, но я пропустил, ибо тема не моя.

То, что заготовки отливались в открытую форму это установленный факт?
И сразу второй вопрос- вот эти "круги" встречаются на двух сторонах готовой монеты или только на одной?
Есть какая-то закономерность?

0

21

Привет, Олег! :flag:
Да, тему когда-то обсуждали на форуме АП. Я, правда, не вникал особо и не участвовал. :whistle: И, по-моему, никто закономерности не определял  :disappointed: (я имею ввиду, чтобы можно было говорить о какой-то статистике)
Если глянуть на "медяк Птолемея 2" в самом начале ветки, то он похоже чеканен на заготовке отлитой в открытую форму (гурт скошен и похоже с края отрублен литник, т.е. заготовки лили серией) :glasses:
По поводу фрезы. Идея спорная, поскольку форма монет далека от идеально круглой :glasses:

+1

22

Vespasianus написал(а):

Привет всем.

Приветствую!  :flag:
Рад Вас здесь видеть!

+1

23

Эту тему уже где только не обсуждали, но точного ответа так и нет ...
Версия Олег вполне жизнеспособна на мой взгляд.

0

24

Вот интересный медяк:

http://s017.radikal.ru/i417/1501/73/925b357b60e7.jpg

Таких больших центровочных дырок я что-то
раньше не встречал.
                                             %-)

0

25

У меня ещё одна бредовая идея. Другая.

Тут ключевой момент как раз в литье в открытую изложницу.

Заготовки после отливки в открытую изложницу сверху получаются корявые, поверхность неровная.
Кто не видел такую заготовку, представьте себе пирог, который пекут в духовке в форме.
Видели его верхнюю поверхность? Вот такая примерно и поверхность отливки - заоваленная, выпуклая.
Это крайне нежелательно для последующей чеканки, т.к. трудно будет соблюсти параллельность верхнего и нижнего штемпеля, а коль заготовка относительно крупная, мы будем иметь кособокую монету, непрочекан одной стороны.
Для чеканки необходимо, чтобы обе стороны заготовки были плоские (без больших выступов) и чтобы обе поверхности заготовки были параллельны друг другу- это важно..

Что мы имеем при литье в открытую форму? - низ заготовки будет повторять нижнюю изложницу (имею ввиду литейную форму) , а вот верх не будет плоским и годным для чеканки, а будет он торчать пупырём или ещё каким кособоким "американским пирогом".

Вот если заготовку, пока она ещё горячая, положить на ровную стальную поверхность, да слегка приударить сверху чем-то таким же стальным и ровным, то получаем идеальную заготовку, с которой не будут соскакивать штемпеля и которая будет прочеканиваться равномерно (в отличие от кособокой отливки).

В отличие от вчерашней, моя сегодняшняя версия такова:
Ещё горячую кособокую заготовку щипцами кладут на наковальню с выступом (скорее для центровки) и сверху пристукивают таким же подготовительным штемпелем (тоже с выступом для центровки).

Как вам такая версия?

0

26

Vespasianus написал(а):

В отличие от вчерашней, моя сегодняшняя версия такова:
Ещё горячую кособокую заготовку щипцами кладут на наковальню с выступом (скорее для центровки) и сверху пристукивают таким же подготовительным штемпелем (тоже с выступом для центровки).

А выступы действительно нужны? Кружки у птолемейской бронзы и хашмонейских прут одинаковые (предположительно, лили в похожие формы). На птолемейках углубления есть, а на прутах - нет. С другой стороны, на малоазийских провинциалках углубления есть, а флан другой формы.

0

27

Vespasianus написал(а):

Ещё горячую кособокую заготовку щипцами кладут на наковальню с выступом (скорее для центровки) и сверху пристукивают таким же подготовительным штемпелем (тоже с выступом для центровки).

В принципе допустимо. Но тогда отверстие было бы на одной стороне. Маленький шип на молотке забивался бы быстро. А вот если "щипцы" с шипами и били по щипцам? Монетная заготовка не выскочит.

0

28

Если положить заготовку на выступ, то ещё скорее получишь непараллельные поверхности :yep: . Мало того, должно быть немало брака с заметно смещенными от центра углублениями :glasses:

0

29

Поделюсь некоторыми своими соображениями.
1. Вот это явление - с лунками и концентрическими кругами - имеет четкую географическую и хронологическую локализацию. В эллинистический период - это Птолемеи и отчасти - Селевкиды.
В римский период (преимущественно 3 век) - провинциальный чекан Фракии/Мезии и Западной и Северо-Западной Малой Азии. Они практически все с лунками. При этом другие регионы - Сирия, Киликия, которые в изобилии чеканили провинциальную бронзу (в том числе крупную) - спокойно обходились без этого технологического момента.
2. Связи между технологией литья заготовки и наличием лунок/кругов - нет.
Например, "египетская" технология. На птолемеевской бронзе лунки/круги есть. На египетской бронзе римского периода после Флавиев (те же бронзовые драхмы) - их нет. По этой же технологии отливались заготовки в некоторых испанских колониях (Акки, Эбора, Эмерита, Колония Патриция, Юлия Традукта) и для части антиохийских выпусков периода Нерона-Траяна. Так вот, все эти последние - без лунок.
Заготовки фракийско-мезийской бронзы 3 века отливались иначе (насколько могу судить - в закрытых формах), но лунки - это буквально их визитка, есть практически на всех.
3. Связи между размером монеты и наличием лунок/кругов - нет. У меня был никейский клопик Каракаллы размером с денарий - так даже тот был с лунками...
4. Судя по всему, эти лунки с кругами - часть какой-то весьма продвинутой технологии чеканки (именно момента, связанного с подготовкой кружка), так как их наличие плотно коррелирует с уровнем изготовления монеты (как художественным, так и техническим).
Если глянуть на Египет - то при сопоставимых размерах и общей технологии отливки заготовки уровень птолемеевской бронзы (есть лунки) на голову выше уровня драхм римского периода (нет лунок). Первые - ровненькие, равномерно прочеканенные, практически без разрывов по гурту. Римские - практически все рваные, с неравномерным прочеканом.
То же самое и фракийско-мезийская чеканка первой половины 3 в. Например, двухпортретные пентассарии Макрин/Диадумениан чеканки Маркианополя или Никополя - это ж просто песня.
5. Тот факт, что эта продвинутая технология применялась исключительно при чеканке бронзы, косвенно свидетельствует, что при этой доработке кружка происходила потеря веса (что критично для серебра, но некритично для бронзы). Что, в свою очередь, косвенно свидетельствует, что мы имеем дело с технологией шлифовки заготовки - в смысле её доведения до состояния, когда

Vespasianus написал(а):

обе поверхности заготовки были параллельны друг другу

Что это был за станок - я пока не готов ответить. Возможно - в качестве еще одной бредовой идеи - нечто вроде двух параллельных "жерновов", которые вращались в разных (противоположных) направлениях и между которых с помощью "шипов" фиксировалась заготовка. Соосность в данном случае вроде бы не является необходимой - так как каждый "жернов" ровняет свою сторону...

Отредактировано sagit (2015-01-28 20:56:08)

+3

30

ANDRE написал(а):

В принципе допустимо. Но тогда отверстие было бы на одной стороне. Маленький шип на молотке забивался бы быстро. А вот если "щипцы" с шипами и били по щипцам? Монетная заготовка не выскочит.

Да, конечно, так с практической точки зрения было бы вполне удобно и объяснимо.
Я с трудом представляю себе шип на наковальне и на специальном верхнем  подготовительном штемпеле, а на специальных щипцах для выравнивания плоскостей заготовки вполне.

Вот так примерно:
http://se.uploads.ru/pWSYJ.jpg

0


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Обсуждение и определение монет » Технологии производства античных монет