Античная нумизматика и история

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Обсуждение и определение монет » Земной шар на античных монетах


Земной шар на античных монетах

Сообщений 31 страница 39 из 39

31

http://forumupload.ru/uploads/0014/0c/bd/73/t537575.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0014/0c/bd/73/t576944.jpg
Мне кажется , что  в данном случае глобус обозначает землю , а не небесные сферы . Рассмотрим , например , мой денарий  Адриана. На реверсе изображен сам император держащий рукой руль установленный на глобус ( на глобусе и параллели добавлены ) . Посыл ( а монеты это еще и средства пропаганды ) таков - император управляет миром. Причем посыл этот должен был быть понятен широкому кругу  людей , а не только ученым философам, иначе зачем его помещать на монеты.  Т. о.  глобус как символ земли - мира не просто известен в античном мире , а и широко распространен. Предположение же , что имелась в виду небесная сфера, предполагает посыл - Император управляет небесной сферой . Но это не так - там правят боги , а император "рулит" на земле.

Отредактировано Valery (2023-06-21 11:29:06)

+2

32

Страбон о сабже:
Но так как все отно­ся­ще­е­ся к изме­ре­нию зем­ли дока­зы­ва­ет­ся в дру­гих сочи­не­ни­ях, то в этом нашем труде я дол­жен допу­стить и при­знать пра­виль­ны­ми дока­зан­ные там поло­же­ния о шаро­вид­но­сти мира, а так­же при­нять, что поверх­ность зем­ли шаро­об­раз­на; кро­ме того, я дол­жен еще рань­ше допу­стить суще­ст­во­ва­ние зако­на цен­тро­стре­ми­тель­но­го дви­же­ния тел. Вкрат­це и в общих чер­тах я дол­жен ука­зать толь­ко на сле­дую­щую про­бле­му: воз­ни­ка­ет ли это допу­ще­ние — если оно дей­ст­ви­тель­но воз­ни­ка­ет — в сфе­ре наше­го чув­ст­вен­но­го вос­при­я­тия или коре­нит­ся в умо­зри­тель­ном зна­нии всех людей?
Возь­мем, напри­мер, допу­ще­ние, что зем­ля шаро­об­раз­на: кос­вен­но оно дока­зы­ва­ет­ся цен­тро­стре­ми­тель­ным дви­же­ни­ем и тем фак­том, что вся­кое тело скло­ня­ет­ся к сво­е­му цен­тру тяже­сти, и непо­сред­ст­вен­но — явле­ни­я­ми, наблюдае­мы­ми на море и на небе. Ведь наше чув­ст­вен­ное вос­при­я­тие, а так­же про­стое чело­ве­че­ское разу­ме­ние могут под­твер­дить это. Напри­мер, ясно, что кри­виз­на моря пре­пят­ст­ву­ет моря­кам видеть отда­лен­ный свет [огней] на уровне их гла­за. Во вся­ком слу­чае огни над уров­нем глаз ста­но­вят­ся види­мы­ми, хотя бы они нахо­ди­лись на боль­шем рас­сто­я­нии от наблюда­те­ля. Подоб­ным же обра­зом, если сами гла­за под­ня­ты, они видят то, что преж­де было невиди­мо. Это отме­тил и Гомер, ибо такой смысл име­ют его сло­ва:
Под­ня­тый квер­ху вол­ной и взгля­нув­ший
Быст­ро впе­ред [невда­ле­ке пред собой увидел он зем­лю].
(Од. V, 393)
Кро­ме того, когда моря­ки при­бли­жа­ют­ся к зем­ле, их взо­рам откры­ва­ют­ся посте­пен­но при­бреж­ные части, и то, что спер­ва каза­лось низ­ким, посте­пен­но вырас­та­ет все выше и выше. Кру­го­вра­ще­ние небес­ных тел оче­вид­но из мно­гих фак­тов, но в осо­бен­но­сти из наблюде­ния над сол­неч­ны­ми часа­ми. Из этих явле­ний наш чело­ве­че­ский разум дела­ет вывод, что тако­го кру­го­вра­ще­ния не суще­ст­во­ва­ло бы, если бы зем­ля была укреп­ле­на на осно­ва­нии до бес­ко­неч­ной глу­би­ны.
...
Рас­ска­зав о том, насколь­ко про­дви­ну­лись впе­ред в позна­нии оби­тае­мо­го мира не толь­ко поко­ле­ние после Алек­сандра, но и люди его вре­ме­ни, Эра­то­сфен пере­хо­дит к вопро­су о фор­ме зем­ли, одна­ко не зем­ли  в смыс­ле оби­тае­мо­го мира (что более бы под­хо­ди­ло в его спе­ци­аль­ном сочи­не­нии об этом пред­ме­те), а зем­ли в целом. И этот вопрос, конеч­но, так­же под­ле­жит обсуж­де­нию, но в сво­ем месте. Итак, уста­но­вив, что зем­ля как целое шаро­вид­на (прав­да, не так шаро­вид­на, как если бы была выто­че­на на токар­ном стан­ке, а име­ет неко­то­рые неров­но­сти на шаро­вой поверх­но­сти), он при­пи­сы­ва­ет ей мно­го после­до­ва­тель­ных отступ­ле­ний от пра­виль­ной фор­мы в резуль­та­те воздей­ст­вия воды, огня, зем­ле­тря­се­ний, вул­ка­ни­че­ских извер­же­ний и дру­гих при­чин подоб­но­го рода; и здесь так­же он не соблюда­ет долж­но­го поряд­ка. Ведь шаро­вид­ная фор­ма, свой­ст­вен­ная зем­ле в целом, про­ис­те­ка­ет из стро­е­ния все­лен­ной, а такие изме­не­ния, как ука­зы­ва­ет Эра­то­сфен, вовсе не при­во­дят к изме­не­нию зем­ли в целом (ведь в боль­ших телах такие незна­чи­тель­ные изме­не­ния неза­мет­ны), хотя и вле­кут за собой все новые и новые состо­я­ния толь­ко для оби­тае­мо­го мира, и непо­сред­ст­вен­ные при­чи­ны, вызы­ваю­щие их, раз­лич­ны.

+3

33

Valery написал(а):

Мне кажется , что  в данном случае глобус обозначает землю , а не небесные сферы . Рассмотрим , например , мой денарий  Адриана. На реверсе изображен сам император держащий рукой руль установленный на глобус ( на глобусе и параллели добавлены ) . Посыл ( а монеты это еще и средства пропаганды ) таков - император управляет миром. Причем посыл этот должен был быть понятен широкому кругу  людей , а не только ученым философам, иначе зачем его помещать на монеты.  Т. о.  глобус как символ земли - мира не просто известен в античном мире , а и широко распространен. Предположение же , что имелась в виду небесная сфера, предполагает посыл - Император управляет небесной сферой . Но это не так - там правят боги , а император "рулит" на земле.

Отредактировано Valery (Сегодня 11:29:06)

... в том-то и дело, что императоры обожествлялись: "божественный Август", divus^ diva и т. д.

0

34

Sextus Pompey написал(а):

Спасибо, конечно, но как связана иконография ангелов в византийское время с представлениями о шарообразности Земли в античности?

...преемственность, банальная преемственность...
Законы Августа (lex Julia adulteriis) связаны с законами 12-ти таблиц, а потом они же оказались в поправках имп. Константина и его сыновей, и потом как "обычай" в канонах свт. Василия Великого... Разница между законами и канонами 4 до Р. Х.+4 после Р. Х. -- восемь веков!

Отредактировано pippp-que (2023-06-21 16:48:00)

0

35

pippp-que написал(а):

... в том-то и дело, что императоры обожествлялись: "божественный Август", divus^ diva и т. д.

На момент чеканки денария Адриан ещё  не был божественным. Кроме того странно бы выглядело заявление о власти императора над небесными телами, ведь не мог он , например , остановить Солнце.

0

36

pippp-que написал(а):

...преемственность, банальная преемственность...
Законы Августа (lex Julia adulteriis) связаны с законами 12-ти таблиц, а потом они же оказались в поправках имп. Константина и его сыновей, и потом как "обычай" в канонах свт. Василия Великого... Разница между законами и канонами 4 до Р. Х.+4 после Р. Х. -- восемь веков!

Ну вот смотрите...
мы видим множество недвусмысленных упоминаний шарообразности Земли у античных авторов  (то, что я здесь цитировал - только часть их). Авторов, совершенно разных по времени и месту жительства, социальному положению и взглядам. Мы видим множество изображений на монетах и в скульптуре...
При этом почему-то должны ориентироваться не на них, а на какой-то современный обзор византийской иконографии. которая отстоит от описанной эпохи на полтысячелетия. При этом обзор не научный, а религиозный (авторы которого, видимо, не знают о взглядах Амвросия Медиоланского или Фомы Аквинского).
Не могли бы Вы объяснить этот парадокс?

0

37

Sextus Pompey написал(а):

или Фомы Аквинского

... дорогой коллега! Фома это не аргумент (средневековье), а вот свт. Амвросий и -- почти бл. Августин, тоже "да", хотя у Гуревича указано на наше ПОЛНОЕ непонимание, что такое "время" (это на пример!)
К слову сказать -- вся Византия, это парадокс! А язычник, грамотный и начитанный язычник, создавший Эли Капитолина, конечно мог знать не только Элиаду Гомера, но и науки тоже... Я про Адриана (для Valery).

Отредактировано pippp-que (2023-06-22 19:13:04)

0

38

Ничего не понял...  :huh:

0

39

Sextus Pompey написал(а):

Ничего не понял...

Наши представления об античном менталитете -- позитивистские. Мы не так понимаем понятийные вещи, такие как "время", "окружающий мир", "космос", увы многое утеряно именно в средневековье. Фома Аквинат как пример потери, хотя как мыслитель еще "живой", но "уже мертвый"..

0


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Обсуждение и определение монет » Земной шар на античных монетах