Античная нумизматика и история

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Средние века и ренессанс » Пехота и конница на Куликовом поле


Пехота и конница на Куликовом поле

Сообщений 151 страница 168 из 168

151

Там все крестьяне участвовали по нужде, а не по приказу.
А в сентябре урожаю уже каюк был бы. По народному календарю по хорошему до середины августа и убирали урожай.
Тем более и озимые уже в те времена сеяли, которые раньше спели.
Вот пример жатвы ранней:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Жатва
"Та зима была очень теплой, и весь снег стаял еще во вторник до последнего воскресения перед Великим Постом, не осталось снега нигде. А осенью много хлеба ушло под снег, и жали люди хлеб в Великий Пост (!!!), когда сошел снег, в тех местах, где не побывало литовское войско, а весь снег стаял во вторник на Феодоровой неделе".

0

152

Akrosas
Есть такая книжка - Бараш С.И. История неурожаев и погоды в Европе.
Даже в сети когда-то встречал.
Не поленитесь, найдите и прочитайте - может быть, меньше будет "теоретизирования" и больше понимания того, как было устроено сельское хозяйство в Средние века. :)

0

153

Sextus Pompey
Я теории особо не строю. Это Вы тут фантазируете на тему, всё пытаетесь очевидные вещи перевернуть с ног на голову считая всех непонимающими теоретиками.
А как зерновые убираются и в какие сроки вижу каждый год, в т.ч. и что будет если не успеть до сентября в сухое лето и в дождливое лето.
И выше я привел доказательство того, что урожай в те времена собирался еще до середины августа. Так что и мужики успели и хлеб собрать и на Куликово поле попасть. Вопрос закрыт. Если хотите, можете и дальше заниматься фантазированием на тему ледникового периода.

+1

154

Akrosas написал(а):

Sextus Pompey
Я теории особо не строю. Это Вы тут фантазируете на тему, всё пытаетесь очевидные вещи перевернуть с ног на голову считая всех непонимающими теоретиками.
А как зерновые убираются и в какие сроки вижу каждый год, в т.ч. и что будет если не успеть до сентября в сухое лето и в дождливое лето.
И выше я привел доказательство того, что урожай в те времена собирался еще до середины августа. Так что и мужики успели и хлеб собрать и на Куликово поле попасть. Вопрос закрыт. Если хотите, можете и дальше заниматься фантазированием на тему ледникового периода.

Русские народные пословицы и поговорки:
"Борис и Глеб – поспел хлеб"
"Хлебный спас"
"Савва Скирдник"
"Наталья-Овсяница"
Посмотрите даты (и это еще для более позднего, теплого периода. В XIV в. все сельхозработы были еще позже)...

И, кстати, когда начался сбор ратей, по-Вашему?

Отредактировано Sextus Pompey (2020-01-08 18:35:54)

0

155

Рекомендую к прочтению.
Аргументы "пехотинцев" и "конников" в кратком изложении:
https: // mikaelfom.livejournal.com/8245.html

0

156

Sextus Pompey написал(а):

И, кстати, когда начался сбор ратей, по-Вашему?

Везде пишут, что 15-го августа в Коломне собранная часть войск получила благословение, остальные войска подключались в пути. Но не знаю откуда сия дата известна.
Значит народ в Коломну где-то за пару дней до 15-го августа вышел из своих домов, смотря кто-где живет.
https://w.histrf.ru/articles/article/sh … va_1380_gh
Численность русских войск от 15-20 тыс. (а то и 50-60 тыс.) человек оценивают. Столько конницы нереально.
Интервью по этому поводу:

+1

157

Очень интересный и важный, как мне кажется, для нашего обсуждения вопрос - почему сбор ратей происходил в Коломне (с операционным направлением выдвижения дружин на юго-восток - Москва-Коломна), после чего им, вместо переправы непосредственно у Коломны, пришлось идти 80 км на запад к устью Лопасни и переправляться там.
Как мне кажется, проще было организовать сбор войск в Серпухове - это гораздо ближе к месту переправы. Фактически, Московская рать проделала от Москвы до переправы через Оку вдвое больший путь, чем если бы пошла сразу на Серпухов.

У кого-нибудь есть мнение - почему армия проделала такой крюк?

0

158

В этом видео дали ответ на этот вопрос.

0

159

Sextus Pompey написал(а):

В данном случае активная сторона - Дмитрий, а не Сергий. Дмитрий в рассказе о благословении едет в Троицу, а не Сергий в Москву.
Дмитрий же оскорблен бегством Дионисия, несмотря на поручительство Сергия, Дмитрий оскорблен тем, что его ставленника Митяя задерживает Мамай, а Дионисия, которого поддерживал и за которого поручался Сергий, пропускает без помех. Дмитрий разозлен тем, что Митяй умер в Византии. Дмитрий, наперекор партии Дионисия-Сергия ставит нового митрополита - Пимена. Дмитрий с момента разлада отказывается от того, чтобы Сергий крестил его детей (минимум двоих, то есть обида была не кратковременная, а длительная).
И после всего этого Дмитрий едет в Троицу за благословением на войну с Мамаем. а в Троице узнают о походе татар только через месяц после этой поездки?

Мне кажется, это менее вероятный вариант развития событий, чем тот, который подтвержден сторонними источниками - Сергий благословлял Дмитрия перед Вожей, во время подготовки похода против Мамая Сергий в опале (насколько суровой - не могу судить, достаточно того, что ему в Троицу не сообщают специально о походе (а случайное известие - через монаха Исакия из Андроникова монастыря приходит через месяц)) и Дмитрий не обращается к нему (возможно, войска благословлял его собственный мирополит Пимен).
40 лет спустя Епифаний Премудрый в силу старости и забывчивости или в силу желания приписать Сергию вдохновение более важного (по его мнению) события, переносит рассказ о благословении с времени перед Вожей на время перед Куликовым полем.

Отредактировано Sextus Pompey (Вчера 16:50:10)

Вполне возможный вариант.
Только как оно было на самом деле, к сожалению, мы врядли узнаем.

Неопровержимой доказательной базы нет, ну если только со временем изобретем машину времени.

И вот тогда точно придется переписывать учебники истории, а многие исторические или околоисторические труды перейдут в разряд
исторических фэнтази.
Например, они будут называться "Сборник фантазии поздних историков на тему Куликовской битвы" или
"Сборник фантазий историков XIX - XX веков про смерть Александра Македонского".

0

160

манро написал(а):

В этом видео дали ответ на этот вопрос.

Не смотрел... :)
Вечером посмотрю, тогда скажу.

0

161

Вполне возможный вариант.
Только как оно было на самом деле, к сожалению, мы врядли узнаем.

У нас два варианта:

- В Москве узнают о походе Мамая и Ягайла; Дмитрий едет в Троицу; В Троице узнают о походе Мамая и Ягайла; Сергий благословляет Дмитрия.
- В Москве узнают о походе Мамая и Ягайла; Дмитрий едет в Троицу; Сергий благословляет Дмитрия; через месяц в Троице узнают о походе Мамая и Ягайла.

Как Вы думаете, какой из них правильный?

0

162

Sextus Pompey написал(а):

У нас два варианта:

- В Москве узнают о походе Мамая и Ягайла; Дмитрий едет в Троицу; В Троице узнают о походе Мамая и Ягайла; Сергий благословляет Дмитрия.
- В Москве узнают о походе Мамая и Ягайла; Дмитрий едет в Троицу; Сергий благословляет Дмитрия; через месяц в Троице узнают о походе Мамая и Ягайла.

Как Вы думаете, какой из них правильный?

а почему через месяц в Троице узнают о походе Мамая и Ягайла?
Источник мог легко накосячить.

Впрочем, для самой Куликовской битвы и для ее последствий абсолютно не важно когда в Троице узнали о походе Мамая.
Совсем не важно.

0

163

Коллеги, мы тут копья ломаем о благословении Сергия Радонежского и о противоречиях источников, а ведь, как мне кажется, противоречий у Епифания в "дневнике" и "Житии" нет.

Вот полный текст отрывка из "Жития":
О ПОБЕДЕ НАД МАМАЕМ И О МОНАСТЫРЕ НА ДУБЕНКЕ
   
     Известно стало, что божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую эемлю; и были все люди страхом великим охвачены. Князем же великим, скипетр Русской земли державшим, был тогда прославленный и непобедимый великий Дмитрий. Он пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий — муж добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: “Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься”. Великий же князь ответил: “Если мне бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь пречистой Богоматери”. И, сказав это и получив благословение, ушел из монастыря, и быстро отправился в путь.
     Собрав всех воинов своих, выступил он против безбожных татар; увидев же войско татарское весьма многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из них охвачены были, размышляя, что же делать. И вот внезапно в это время появился гонец с посланием от святого, гласящим: “Без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе бог”. Тогда князь великий Дмитрий и все войско его, от этого послания великой решимости исполнившись, пошли против поганых, и промолвил князь: “Боже великий, сотворивший небо и землю! Помощником мне будь в битве с противниками святого твоего имени”. Так началось сражение, и многие пали, но помог бог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары, и полному разгрому подверглись: ведь видели окаянные против себя посланный богом гнев и божье негодование, и все обратились в бегство. Крестоносная хоругвь долго гнала врагов, множество бесчисленное их убивая; и одни ранеными убежали, других же живыми в плен захватили. И было чудесное зрелище и удивительная победа; те, кто прежде блистали оружием, тогда все были окровавлены кровью иноплеменников, и все трофеи победные носили. И тут сбылось пророческое слово: “Один преследовал тысячу, а двое тьму”.
     Святой же, как было сказано, пророческим обладая даром, знал обо всем словно находился поблизости. Он видел издалека, с расстояния во много дней ходьбы, на молитве с братией к богу обращаясь о даровании победы над погаными. Когда немного времени прошло, так что окончательно побеждены были безбожные, все предсказал братьям святой: победу и храбрость великого князя Дмитрия Ивановича, славную победу одержавшего над погаными, и из русского войска убитых по имени назвал Сергий, и службу за них всемилостивому богу совершил.
     Достохвальный же и победоносный великий князь Дмитрий, славную победу над враждебными варварами одержав, возвращается весело в радости большой в свое отечество. И незамедлительно он пришел к старцу святому Сергию, благодарность принеся ему за добрый совет, и всесильного бога славил, и за молитвы благодарил старца и братию, в веселье сердца о случившемся все рассказывал, — как показал господь милость свою к нему; и вклад большой в монастырь дал. Тогда напоминает о своем желании великий князь старцу и то, что он обещал, хочет быстро в жизнь воплотить, — в честь пречистой Богоматери монастырь построить на месте, подходящем для этого. Старец Сергий пошел и, поискав, нашел место подходящее на реке, называемой Дубенка; и с соизволения великого князя на том месте святой Сергий церковь поставил Успения владычицы нашей богородицы, в честь пречистой богоматери. В скором времени, благодаря помощи необходимой великого князя, возник монастырь чудесный, всем необходимым наполненный. Поручил святой игуменство ученику своему, по имени Савва, мужу очень добродетельному; он устроил общежительство на удивление хорошо, как подобает для славы божьей. И многочисленное братство собралось, а необходимое они достаточно по милости пречистой богородицы и до сих пор имеют. Об этом все.

В "Житии" Епифаний пишет о том, что после благословения и победы, Дмитрий поручил Сергию учредить Успенский монастырь на реке Дубна.
Но монастырь то основан ДО Куликовской битвы.
В Троицкой летописи под 1379 г. записано: «Того же лета игумен Сергии, преподобныи старец, постави церковь во имя святыя Богородица, честнаго ея успениа, и украси ю иконами и книгами и манастырь устрои, и кельи възгради на реце на Дубенке, на Стромыне, и мнихи съвъкупи, и единаго презвитера изведе из болшаго манастыря от великиа Лавры, именем Леонтиа, сего и нарече и постави, и быти игуменом в том манастыри; а священа бысть та церкви тое же осени месяца декабря в 1 день, на память святаго пророка Наума. Сии же монастырь въздвиже Сергии повелением князя великаго Дмитрее Ивановичя». Подобные же тексты встречаются и в других летописных сводах, например в Рогожском летописце.
Название монастыря (Успенский) помогает нам утвердиться в верности датировки. Битва на реке Воже произошла 11 августа 1378 г., за 4 дня до праздника Успения Пресвятой Богородицы, Куликовская битва - 8 сентября 1380 г. - в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Логично, что монастырь в честь победы на Воже был назван Успенским. Вот если бы он был Рождественским - тогда возможно было бы говорить об ошибке в датировке летописи.

Таким образом, все противоречия снимаются. Летом 1378 г. отношения Дмитрия и Сергия вполне благополучны. Сергий благословляет Дмитрия перед битвой при Воже. После битвы по поручению князя основывает монастырь. В 1379 г. отношения князя и Святителя резко ухудшаются (из за конфликта Митяя и Дионисия и бегства последнего в нарушение поручительства Сергия в Византию). Сергия не привлекают к крестинад двух детей Дмитрия в этот период. В 1380 г. Троицкий монастырь оказывается в информационной изоляции (специально о походе Мамая туда не сообщают, а случайно (через проходящего монаха) о нем узнают только в конце сентября). Улучшение отношений происходит только в 1381 г., с прибытием в Москву Киприана.

Следовательно, приходится отказаться от патриотической легенды о благословении Сергием Дмитрия перед Куликовской битвой, о призыве Святого всех русских людей на борьбу с Мамаем, на сбор ополчения.
Вернее, не совсем отказаться, а перенести ее историческую основу на события, происходившие двумя годами ранее.

0

164

манро написал(а):

а почему через месяц в Троице узнают о походе Мамая и Ягайла?
Источник мог легко накосячить.

Еще раз напомню полный текст записи Епифания:
"Месяца сентября в 21 день, в пяток на память о агиос апостола Кондрата, по литургии почата бысть татрать 6.
      Во т[ой] же день симоновский приездил.
      Во т[ой] же день келарь поехал на Резань.
      Во т[ой] же день нача (?) чернца увещати...
      Во т[ой] же день Исакий Андроников приехал к нам.
      Во т[ой] же день весть прииде, яко Литва грядуть с агаряны...
      Во т[ой] же день придоша две телезе со мноземь скрипеньемь в 1 час нощи".

Как можно "накосячить" в такой записи?
Епифаний не знал, какой на дворе месяц? Монах не знал, когда празднуется день Апостола Кодрата?

Впрочем, для самой Куликовской битвы и для ее последствий абсолютно не важно когда в Троице узнали о походе Мамая.
Совсем не важно.

Одним из аргументов сторонников сбора всенародного ополчения (=пехотинцев) и в этой дискуссии и вообще является то, что "народ поднялся", потому что его призвал Святой Сергий:

Как я писал выше, конница это – княжьи дружины, полки. Они были. Пехота – ополчение, набранное по «городам и весям». В основном конечно я думаю, Донской делал ставку на Московских ополченцев. Не думаю я, что всё ополчение было на конях.  Это были крестьяне и горожане. Кстати соответственно и подготовка и вооружение там конечно сильно уступали профессиональным княжьим дружинам. Но, оно было. И в этом большая заслуга Сергия Радонежского. Не думаю что Донской смог бы подвигнуть народ, люд сельский и городской уставший от распрей и межусобиц собраться всем кто может, и выступить. Тут фигура Радонежского сработала. Его слово.

Мне кажется, следует отказаться от этого аргумента и  говорить о других...

Отредактировано Sextus Pompey (2020-01-09 14:03:36)

0

165

Sextus Pompey написал(а):

Еще раз напомню полный текст записи Епифания:
"Месяца сентября в 21 день, в пяток на память о агиос апостола Кондрата, по литургии почата бысть татрать 6.
      Во т[ой] же день симоновский приездил.
      Во т[ой] же день келарь поехал на Резань.
      Во т[ой] же день нача (?) чернца увещати...
      Во т[ой] же день Исакий Андроников приехал к нам.
      Во т[ой] же день весть прииде, яко Литва грядуть с агаряны...
      Во т[ой] же день придоша две телезе со мноземь скрипеньемь в 1 час нощи".
Как можно "накосячить" в такой записи?
Епифаний не знал, какой на дворе месяц? Монах не знал, когда празднуется день Апостола Кодрата?

   Епифаний мог и не упомянуть об этом. Смотри мой пост номер 141.

Зачем спрашивать одно и то же?
Вам отвечают, а вы опять повторяете вопрос.

Процитирую себя любимого тогда:

По поводу записей Епифания почему он ничего не написал про благословения Сергия обьяснений может быть огромное количество.
Выбирайте любое.
1. В тот день у него болела голова или живот и он забыл про свой дневник.
2. не любил он Дмитрия или имел к нему личные счеты, поэтому и не упомянул. Епифаний живой человек со своими страстями и слабостями.
3. за день до этого ему рассказали. что мол, Дмитрий и его дружинники плохо о нем отзывались. Или об окружении Сергия. Короче, обиделся он.
4. Или, например, Епифаний принял обет никак не отзываться о своих недругах, смирять гордыню свою он решил, вот и не писал ничего в тот период про Дмитрия в своем дневнике.
4. он присутствовал при благословении, но Сергий ему сказал пока молчать об этом, мол, не время, потом напишешь. Вот он в летописи потом и написал. А что дневник?
Он же не рассчитывал на то, что его дневник уцелеет и станет "историческим документом".

А мы потом об этом ломаем голову.

0

166

Sextus Pompey написал(а):

Еще раз напомню полный текст записи Епифания:

Одним из аргументов сторонников сбора всенародного ополчения (=пехотинцев) и в этой дискуссии и вообще является то, что "народ поднялся", потому что его призвал Святой Сергий:

Мне кажется, следует отказаться от этого аргумента и  говорить о других...

Если вдруг не была блгословения Сергия на Куликовскую битву, то опять эту ну совсем ничего не меняет.

Русская церковь в лице Сергия благославила Дмитрия и русских биться против татар на Воже.
Боялись татар, но послушали церковь и ... победили.

Подьем в народе. И вот через 2 года тот же князь Дмитрий опять собирает войско бить тех же самых татар.
Народ помнит, что церковь православная, и сам Сергий благословили эту борьбу.
Телевизоров и интернетов не было тогда, радио и газет тоже.

Через два года после битвы при Воже прискакал в какое-то село или городок гонец : "Вставайте, православные на битву! Опять татары идут!"
Что думает простой человек? Опять татары, как в прошлый раз по нашим молитвам опять татарву порвем.
Вот и Сергий так говорил. И сейчас поди также говорит. А как проверить?
А чего проверять?
Не может же Сергий не благословить! Потому что с нами Спас и Пресвятая Богородица!"

Вот поэтому встали посадские и пошли в войско Дмитрия.
И вот этого "Не может же Сергий не благословить!" оказалось вполне достаточно , чтобы люди поднялись.

0

167

манро написал(а):

Епифаний мог и не упомянуть об этом. Смотри мой пост номер 141.

Зачем спрашивать одно и то же?
Вам отвечают, а вы опять повторяете вопрос.

Процитирую себя любимого тогда:

По поводу записей Епифания почему он ничего не написал про благословения Сергия обьяснений может быть огромное количество.
Выбирайте любое.
1. В тот день у него болела голова или живот и он забыл про свой дневник.
2. не любил он Дмитрия или имел к нему личные счеты, поэтому и не упомянул. Епифаний живой человек со своими страстями и слабостями.
3. за день до этого ему рассказали. что мол, Дмитрий и его дружинники плохо о нем отзывались. Или об окружении Сергия. Короче, обиделся он.
4. Или, например, Епифаний принял обет никак не отзываться о своих недругах, смирять гордыню свою он решил, вот и не писал ничего в тот период про Дмитрия в своем дневнике.
4. он присутствовал при благословении, но Сергий ему сказал пока молчать об этом, мол, не время, потом напишешь. Вот он в летописи потом и написал. А что дневник?
Он же не рассчитывал на то, что его дневник уцелеет и станет "историческим документом".

А мы потом об этом ломаем голову.

Вы, Роман, видимо, на какой-то другой вопрос отвечаете.
О чем мог не упомянть Епифаний? О благословении? Он о нем и не упоминает. Речь идет о том, что в Троицком монастыре узнали о походе Мамая 21 сентября. Это значит, что ни в августе, ни в начале сентября об этом не знали. Как могло состояться благословение Сергием Дмитрия на войну с Мамаем в Троицком монастыре, если монахи Троицы не знали о том, что эта война началась?

Впрочем, перечитайте сообщение выше (№163). По-моему, из него должно быть понятно, что "благословение перед Куликовской битвой" - это просто миф, возникший из-за неправильно понятного текста "Жития" (каюсь, я сам ранее читал и не вдумывался). "Благословение Сергия" состоялось двумя годами ранее перед битвой на реке Воже.

0

168

манро написал(а):

Если вдруг не была блгословения Сергия на Куликовскую битву, то опять эту ну совсем ничего не меняет.

Русская церковь в лице Сергия благославила Дмитрия и русских биться против татар на Воже.
Боялись татар, но послушали церковь и ... победили.

Подьем в народе. И вот через 2 года тот же князь Дмитрий опять собирает войско бить тех же самых татар.
Народ помнит, что церковь православная, и сам Сергий благословили эту борьбу.
Телевизоров и интернетов не было тогда, радио и газет тоже.

Через два года после битвы при Воже прискакал в какое-то село или городок гонец : "Вставайте, православные на битву! Опять татары идут!"
Что думает простой человек? Опять татары, как в прошлый раз по нашим молитвам опять татарву порвем.
Вот и Сергий так говорил. И сейчас поди также говорит. А как проверить?
А чего проверять?
Не может же Сергий не благословить! Потому что с нами Спас и Пресвятая Богородица!"

Вот поэтому встали посадские и пошли в войско Дмитрия.
И вот этого "Не может же Сергий не благословить!" оказалось вполне достаточно , чтобы люди поднялись.

Красиво! :):):)
Но почему "вдруг"? После всего написанного у Вас еще остаются доводы в пользу того, что оно было?

P.S. Кстати, на Воже тоже всенародное ополчение было?

Отредактировано Sextus Pompey (2020-01-09 14:32:22)

0


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Средние века и ренессанс » Пехота и конница на Куликовом поле