Античная нумизматика и история

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Средние века и ренессанс » Пехота и конница на Куликовом поле


Пехота и конница на Куликовом поле

Сообщений 121 страница 150 из 168

121

Пардон. Поздно зашёл и не видел, с чего все началось.

0

122

Землянин написал(а):

Это о Борисове.

Н.С.Борисов (род.1952) - современный российский историк, доктор исторических наук, профессор, крупнейший специалист по политической и церковной истории Руси XIV-XV вв., ученик Б.А.Рыбакова. Заведующий кафедрой истории России до начала XIX в. Исторического факультета МГУ. Классик современной историографии. Создал фундаментальную галерею портретов выдающихся политических и церковных деятелей XIV-XV вв. Работы Н.С.Борисова отличаются фундированностью подборки привлекаемых источников и литературы, ярким литературным языком и исследовательской новизной. Является биографом Ивана Калиты, Михаила Тверского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского и Ивана III. Исследовал проблему возвышения Москвы. Написал ряд популярных работ о русских полководцах, краеведческих книг по истории Ярославского края, а также прочитал цикл исторических лекций на телевидении. Автор школьного учебника по истории России.

Собственно работ, книг у него достаточно. Всё, или почти всё можно найти. Если есть желание.
А вот штудировать тут страницы из его книг, у меня желания нет.
Да и ни к чему это.
Кому интересно, тот сам найдёт книги, и прочтёт.
Могу сказать только одно. Многое из того что писал в этой теме, я приводил из труда Борисова о Дмитрии Донском. Не дословно конечно, но верно.
Эту книгу тоже можно найти, прочесть и перепроверить.
Но уже без меня.
Мне наскучило "толочь воду в ступе".

Удачного изучения темы.
Вышел.

Спасибо, ознакомился я с творчеством автора.
Что в сухом остатке. Н.С.Борисов является специалистом по истории культуры и духовной жизни Московской Руси, но не является специалистом в истории военного дела ни этого, ни других периодов истории. Как я понимаю, Ваше знакомство с его работами по теме заключается в прочтении одной из книг - "Дмитрий Донской" или "Русские полководцы ХIII-ХVI веков". Обе являются популярными изданиями, не претендуя на какую-то научную ценность. Даже те сведения, которые он приводит в них о предмете своих научных интересов, не являются каким-то свежим взглядом в науке, представляя собой патриотические мифы. Скажем, в главе о Дмитрии Донском книги "Русские полководцы..." он полностью игнорирует борьбу церковных партий за митрополичий престол, игнорирует хорошо известный разлад между Дмитрием и Сергием Радонежским по вопросу избрания митрополита после смерти Алексия, заменяя его поздними патриотическими и агиографическими выдумками о "благословении Дмитрия Сергием на войну с Мамаем", о схимниках Пересвете и Ослябе (в научных своих работах он эти сюжеты критически рассматривает).
Это, разумеется, не говорит о его качестве, как историка, но следует разделять научную деятельность автора и его популярные издания для широких масс, мало знакомых с историографией проблемы, но имеющих запрос на патриотическую литературу, и не основывать какие-то теории на прочтении популярных книг, тем более в вопросе, в котором автор не является специалистом.
Желающим могу порекомендовать сравнить нарисованную им благолепную картину отношений Сергия и Дмитрия в "Русских полководцах..." и его же научную статью "Московские князья и русские митрополиты XIV века" (есть в сети).
Приведу только одну цитату из последней: "Слащавую и насквозь фальшивую характеристику деятельности церкви в эпоху Московской Руси дает С. Масье в книге по истории русской культуры. Оказывается, именно монахи побуждали князей и простой народ бороться против иноземного ига. "Строитель Москвы" Сергий Радонежский чуть ли не силой заставил князя Дмитрия Ивановича повести войска на Куликово поле и даже лично расхаживал перед полками "с самой святой иконой Руси".
В популярных же своих книгах Борисов сам употребляет ту самую "слащавую и насквозь фальшивую характеристику деятельности церкви в эпоху Московской Руси", с которой борется в своих научных работах.
Разумеется, "любители истории" могут основывать свое представление об истории на этих самых популярных изданиях Борисова, отвергая научную работу профессионалов в военной истории и археологии Куликовской битвы (уже упоминавшиеся мной в дискуссии Двуреченский, Гоняный и др.), потому что читать полухудожественную литературу гораздо проще и требует значительно меньше усилий, чем изучать специализированные труды. Но это ведет никак не к познанию истории, а лишь к собственному утверждению в популярных и широко распространенных исторических мифах.
"Но уже без меня.
Мне наскучило "толочь воду в ступе".

Удачного изучения темы".

+1

123

Akrosas написал(а):

А Вы видимо считаете, будто ДД не был главнокомандующим в Куликовской битве?
Очевидно, что Андрей и Дмитрий ему подчинялись.

Каким образом то, что Дмитрий Московский командовал в Куликовской битве, а Ольгердовичи были его подручниками, свидетельствует в пользу выдуманной Вами теории о том, что "на Куликовом поле ДД применил ту же стратегию, что и Ольгерд на Синих Водах"?

+1

124

Теперь о "Повести о Куликовской битве", цитаты из которой привел вчера Андрей.
Как я вчера кратко отметил, данное произведение является очень поздним. В связи с этим оно содержит огромное количество фактических ошибок, которое тем чаще увеличивается, чем чаще автор пытается вставить в свое произведение конкретные детали.
Приведу примеры:
л. 14 "В тот же год был большой мятеж в Литве. Учинили они междоусобье, убили великого князя Кестутия Гедиминовича и его бояр и слуг".
Автор пишет о 1379 г., хотя хорошо известно, что Кейстут прожил еще три года и был убит только в августе 1382 г.

л.64 Тогда, в тот год, митрополит Киприан только что прибыл из Киева в Москву, а до этого он пребывал в Киеве, будучи поставлен за много лет до этого в Царьграде митрополитом на Русь, еще при жизни митрополита Алексия. В то время еще он написал великому князю Дмитрию Ивановичу в Москву, сообщая: „Патриарх меня поставил митрополитом на Русь"
Автор пишет о 1380 г. Здесь и далее подробно говорит о роли митрополита Киприана в духовном воодушевлении Дмитрия на войну с татарами. Вот только в остальных источниках говорится о прибытии Киприана в Москву только весной 1381 г., а духовное напутствие давал "в Литве" Ольгердовичам еще до их прибытия на Русь.

л.85 "Великий князь Дмитрий Иванович послушался отца своего митрополита Киприана и по его совету послал избранного для таковых дел, по имени Захария Тютчев, дав ему двух переводчиков, знающих татарский язык, и много золота и серебра отправил с ним к царю Мамаю".
Целая россыпь ошибок и неточностей. Киприан, как уже выше говорилось, летом 1380 г. не был в Москве, он не мог советовать мириться с Мамаем, так как был ярым его противником, Дмитрий не посылал Мамаю дань - сама война началась из-за того, что Москва перестала платить дань Мамаю, считая его незаконным в противовес Тохтамышу. Тютчевы появляются в Москве (и разрядных книгах) только во второй половине XV в., причем числящимися "по Суздалю" и "по Рязани" (оба княжества в 1380 г. - независимы и враждебны Дмитрию).  Включение Захария Тютчева в данное повествование (наряду с множеством других имен) - попытка удревнить свой род в целях местничества.

л.103 "А великий князь захотел посетить монастырь Живоначальной Троицы и преподобного игумена Сергия. Он попросил благословения у отца своего Киприана, митрополита всея Руси, и прибыл в монастырь месяца августа в восемнадцатый день, на память святых мучеников Флора и Лавра".
Сохранилась документальная запись о том, что в Троице узнали о походе Мамая и Ягайло только 21 сентября (через две недели после битвы).

л.115 "И послал многих священников и диаконов с честными крестами и со святой водой к Никольским, Флоровским и Константино-Еленинским воротам благословлять всех, чтобы каждый воин получил его благословение и был окроплен святой водой".
Константино-Еленинская башня построена в 1490 г., через 110 лет после битвы. Фроловская (Спасская) и Никольская - в 1491 г.

Хронология похода:
л. 120  Прибытие Дмитрия в Коломну 28 августа. "И прибыл великий князь в Коломну в субботу, месяца августа в двадцать восьмой день, на память преподобного отца нашего Моисея Мурина. Многие воеводы сошлись там еще прежде великого князя".
л.122 Смотр в Коломне 29 августа. "И велел великий князь всем князьям, и боярам, и воеводам на другой день в воскресенье пораньше выехать в поле, и назначил для каждого полка воеводу".
л. 126. Переход из Коломны в Лопасню (странное направление - сначала Дмитрий идет из Москвы на юго-восток, затем из Коломны на запад. Впрочем, объяснить такие маневры можно, так что не придираемся). 30-31 августа. Маршрут по прямой составляет более 60 км, так что я беру по минимуму 2 два на переход. "И пошел великий князь из Коломны со многими силами, и, дойдя до впадения реки Лопасны в Оку, там остановился. Здесь к ним присоединился великий его воевода Тимофей Васильевич, сын тысяцкого, внук Васильев, правнук Вениаминов, с большим войском, а также те войска, которые оставались в Москве".
Какое-то время Дмитрий находится в Лопасне, после чего переправляется через Оку.
л. 127 Теперь великий князь, разузнав вести, приказал переправляться через Оку.
л. 129 Все войско перешло через Оку в воскресенье, а на другой день, в понедельник, переправился сам великий князь.
Судя по хронологии, переправа происходит через неделю после смотра в Коломне, то есть 5-6 сентября.

Для похода от Лопасни к устью Непрядвы хронологических указаний нет, но на л.140 сказано: "великий князь перемещался оттуда к Дону и двигался медленно, собирая известия".

л.148-149. Переход через Дон. После переправы: л.151 "И настала праздничная ночь Рождества пречистой Богородицы". - то есть ночь с 7 на 8 сентября.

Итак. Путь от Лопасни до Непрядвы составил по данным источника 1 день. Около 160 км. Коннице столько не пройти, не говоря о пехоте...

Далее. После битвы русские преследуют татар до Красивой Мечи, после чего возвращаются обратно и начинают собирать раненых. Все это в один день. От устья Непрядвы до ближайшей излучины Красивой Мечи - 40 км. В одну сторону. До устья Мечи - около 60км.

Затем восемь дней (9-16сентября) рать стоит на Куликовом поле и хоронит убитых. л. 219 "И оставался великий князь за Доном на том месте восемь дней, до тех пор, пока не смогли (насколько это было возможно) отделить христиан от нечестивых татар: кого смогли, схоронили, а о прочих знает Бог, ведь совершилось это Божьим судом".

Потом собирается в обратный путь. И здесь снова ускорение. От Куликова поля до Коломны, с учетом двух переправ через Дон и Оку, армия добралась за 4 дня. 200км. 50км в день. С ранеными на руках.
л. 229 "Пришел великий князь в Коломну с Дона месяца сентября в двадцать первый день, на память апостола Кондрата".

С учетом всего вышеизложенного, доверять источнику возможно только в тех случаях, когда его данные подтверждаются другими, надежными сведениями. К прочему (особенно к деталям) следует относится с очень большим недоверием.

+1

125

И о Сергии Радонежском и его благословении.
После смерти митрополита Алексия в Московской Руси разворачивается борьба за митрополитский престол. Претендентов трое.
Митяй, архимандрит московского Спасского монастыря, духовник Дмитрия. Дмитрий всячески поддерживает его притязания.
Дионисий, епископ Суздальский. Его поддерживают нижегородские князья (Суздаль - х вотчина).
Киприан, византиец. На его стороне - князья Западной Руси (Андрей и Дмитрий Ольгердовичи из тех, кто нам интересен касаемо Куликовской битвы).

Кого же поддерживает Сергий? Он полностью на стороне Дионисия. После заключения последнего в темницу, он поручается за него перед Дмитрием: «ослаби мя и отпусти мя, да живу по воле (твоей); а уж къ Царюграду не иду без твоего слова; а на том на всем се поручаю тобе по собе поручника старца игумена Сергия». Дмитрий выпускает Дионисия из темницы, после чего тот в нарушение поручительства бежит из Москвы и отправляется в Константинополь.
При том, если Митяй по дороге туда пленяется Мамаем и некоторое время проводит в заточении в Орде, Дионисий проезжает через Орду беспрепятственно.
Такое нарушение княжьей воли и лжепоручительство на некоторое время приводит к охлаждению отношений Дмитрия и Сергия. Мы знаем, что Сергий крестил всех детей Дмитрия вплоть до 1378 г., и начиная с 1382 г. Родившиеся в 1379-1382 гг. - исключение.

Думаю, такое охлаждение никак не свидетельствует о том, что Дмитрий обращался к Сергию за благословением перед Куликовской битвой, тем более, что я уже отмечал выше - в Троице узнали о походе Мамая и Ягайло только 21 сентября, через две недели после состоявшейся битвы. Об этом свидетельствуют записи, оставленные Епифанием Премудрым на полях переписываемого им Стихираря в сентябре 1380 г:
Месяца сентября в 21 день, в пяток на память о агиос апостола Кондрата, по литургии почата бысть татрать 6.
      Во т[ой] же день симоновский приездил.
      Во т[ой] же день келарь поехал на Резань.
      Во т[ой] же день нача (?) чернца увещати...
      Во т[ой] же день Исакий Андроников приехал к нам.
      Во т[ой] же день весть прииде, яко Литва грядуть с агаряны...
      Во т[ой] же день придоша две телезе со мноземь скрипеньемь в 1 час нощи.

Это фактически дневниковые записи, "для себя".
А вот о "благословении Сергия" тот же Епифаний пишет в Житии Сергия (почти через 40 лет": "Божьим попущением за наши грехи пришла весть, что ордынский князь Мамай собрал великое войско, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю. И всех людей охватил великий страх. А великодержавный князь, что тогда держал скипетр Русских земель, достохвальный и победоносный великий Дмитрий пришел к святому Сергию, ибо большую веру имел к старцу, чтобы спросить его, повелит ли ему выступить против безбожных, так как знал, что Сергий добродетелен и обладает даром пророчества. И святой, выслушав великого князя, благословил его, вооружил молитвой и сказал: "Подобает тебе, господин, заботиться о врученном тебе от бога христоименитом стаде. Иди против безбожных и, с божьей помощью, победишь и с великой славой живым возвратишься в свое отечество". И великий князь сказал: "Если бог мне поможет, отче, поставлю монастырь во имя Пречистой Богоматери". И сказав это, принял благословение и быстро отправился в путь".

Чему же нам верить? Современной дневниковой записи или позднему панегирику? Для меня (учитывая исторический контекст) ответ очевиден...

+1

126

Напоследок, о том, почему я дважды спрашивал о голоде в Московской Руси 1381 г. (и не получил ответа).
По мнению оппонентов, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский собрали с земель Русских огромное ополчение - ту самую пехоту, которая является предметом спора в этой дискуссии.
Проблема в том, что сбор войск, поход и сражение происходили в августе-сентябре, когда в Северо-Восточной Руси происходил сбор урожая. Уход крестьян в ополчение привел бы к тому, что урожай остался на полях и 1381 г. должен был быть отмечен голодом. Но этому свидетельств нет. Голода не было. Следовательно, урожай был собран, следовательно, крестьяне занимались своим прямым делом, а не войной, следовательно ополчения не было.
"Разворотливым хозяевам день короток". "Идёт работа – спать неохота" - это из народных примет августовских дней. "День год кормит"...
И отвлекаться (или, если говорить о Дмитрии - отвлекать крестьян) на два месяца от земледельческих работ в пользу ополчения было не только не полезно, но прямо вредило государству.
Да и не нужно это ополчение было... Дмитрий впервые на Руси собрал огромное (по местным меркам) войско - до 10 000 профессиональных воинов, латных конников, дружинников. Тех, кто в это время был основной военной единицей на полях сражений феодальной Европы. До тех пор, пока швейцарские пикинеры и немецкие ландскнехты не поколебали представления о доминировании тяжелой конницы на поле боя.

+2

127

Резюмируя итоги оппонентов-кавалеристов, можно сказать следующее. Точнее вывести следующую схему действия оных.

1. Те историки, что выдвигают версии идущие в разрез с нашими, признаются нами - несостоятельными и непрофессиональными трепачами. Только версии историков, придерживающихся наших взглядов - верны !
2. Те источники, что идут вразрез с нашей версией событий, признаются нами - не заслуживающими доверия. Хотя, наши версии тоже не имеют сто процентного подтверждения источниками. Но, это не так важно.
3. Ополчения не могло бы быть лишь потому, что тогда некому было бы собрать урожай ! Крестьянин в поле должен был быть, а то - голод ! Это вообще - мегааргумент ! "Вишенка на торте". Вот только, как быть с городским ополчением ? А оно и было, костяком всего ополчения. Но, опустим этот момент, так как он тоже пойдёт вразрез с нашими версиями.

Шикарная линия аргументации ! Занавес.  :D  :D  :D

Не-а ребята, такая аргументация ваших версий может прокатить лишь среди полных болванов. А тут, таких мало.  :D Так что кавалерия, не вырулила.  :D Для меня, так точно. Не переубедили. Совсем. Вообще.

P.S. Не хотел больше ничего тут писать, но, вынудили.
P.P.S. Огромная просьба, не отвечать на моё сообщение. Просто потому, что наверное, хватит.

+4

128

Прекратите биться в истерике! Вам не идет...

"Оппоненты-кавалеристы", по крайней мере, приводили какие-то доводы и аргументы, которые можно принять или отвергнуть.
А вот от большинства "пехотинцев" кроме "я это прочитал в какой-то книжке для детей среднего школьного возраста поэтому вывсеврети!" я не услышал ничего. Впрочем, от людей, которые прочитали пару подобных книжек и считают себя "любителями истории", не зная ни основ исторической методологии, ни основ критики источника, ожидать чего-либо иного глупо.
Я и не рассчитывал... Мое вступление в дискуссию было связано с тем, чтобы показать подобным "любителям", что фразы в их исполнении, подобные нижеприведенным и выглядят глупо и являются глупыми...
Теперь несколько цитат с комментариями:

Это интересно, какие историки утверждают что, на Куликовом поле не было пехоты, и что воины времён кн. Владимира и до, бились "в рубахах не имея доспехов" ?   :D  :D  :D
С чего автор сего видео это взял  ? И работы каких тогда историков он изучал ?  :D
Дальше и глядеть не стал.  :D

Я наивно надеялся, что автор поста действительно "изучал историков"... Оказывается, он прочел когда-то популярную полухудожественную книжку по теме...

Тогда советую, вместо смотрин видеороликов в сети, взять в руки книжку. Историков. Да и почитать.  :flag:

Вот-вот. Историков. Почитать. Научную работу, а не популярную книжку.
Но это сложно... Я понимаю.

Речь идёт о том, что книжки читать надо, а не глупости по сети глядеть.

Конечно же, коньюнктурная популярная книжка гораздо серьезнее, что видеолекция крупнейшего отечественного профессионала в вопросах военной истории Московской Руси и археологии Куликова поля (я о Двуреченском). Впрочем, автор поста прочел книжку, поэтому может себе позволить свысока критиковать тех, кто считает, что после напечатания этой книжки наука не стояла на месте. Хотя где популярная книжка и где наука... В данном случае - это абсолютно несовместимые понятия...

Так что будьте проще, господа, и не критикуйте других только потому, что они прочитали (посмотрели) и узнали что-то, чего нет в вашей картине мира. Возможно, что та "книжка", на основании которой вы эту картину сложили, не совсем верна!

Отдельное спасибо за аргументы представителю "оппозиционного" лагеря Андрэ - с Вашим появлением дискуссия стала интересной. Всегда приятно спорить с достойными аргументами, а не со слепой верой в единственную прочитанную популярную книжку. Жаль, что Ваше участие было таким кратковременным...

P.S. "Огромная просьба, не отвечать на моё сообщение. Просто потому, что наверное, хватит".

+1

129

Sextus Pompey написал(а):

Прекратите биться в истерике! Вам не идет...

Где ?
Это скорее Вы забились в истерике, выдёргивая некие сообщения мои в этой теме.

Sextus Pompey написал(а):

"Оппоненты-кавалеристы", по крайней мере, приводили какие-то доводы и аргументы, которые можно принять или отвергнуть.
А вот от большинства "пехотинцев" кроме "я это прочитал в какой-то книжке для детей среднего школьного возраста поэтому вывсеврети!" я не услышал ничего.

А вот тут, Вы банальнейше перевираете.
Всё было, и выше всё есть.
И версии, и аргументы и выдержки из источников.
Только Вам они не нужны. Вы их видеть и принимать не хотите.
Теперь несколько цитат с комментариями:

Sextus Pompey написал(а):

Я наивно надеялся, что автор поста действительно "изучал историков"... Оказывается, он прочел когда-то популярную полухудожественную книжку по теме...

Вот-вот. Историков. Почитать. Научную работу, а не популярную книжку.
Но это сложно... Я понимаю.

И снова Вы, видно в приступе нервозности, передёргиваете. От незнания, я понимаю. Пытаясь выставить всех, кроме Вас - дураками, невеждами.
Не стоит считать себя умнее других, мня своё мнение - истиной в последней инстанции. Это не так.

Sextus Pompey написал(а):

Конечно же, коньюнктурная популярная книжка гораздо серьезнее, что видеолекция крупнейшего отечественного профессионала в вопросах военной истории Московской Руси и археологии Куликова поля (я о Двуреченском). Впрочем, автор поста прочел книжку, поэтому может себе позволить свысока критиковать тех, кто считает, что после напечатания этой книжки наука не стояла на месте. Хотя где популярная книжка и где наука... В данном случае - это абсолютно несовместимые понятия...

После того, как Вы назвали Борисова - не профессионалом, дальнейшее рассуждения Ваши по теме "кто настоящий учёный, а кто - нет", не имеют смысла.
А уж то, что я предпочитаю книгу, видеоролику, вовсе не имеет отношения к делу.

Sextus Pompey написал(а):

Так что будьте проще, господа, и не критикуйте других только потому, что они прочитали (посмотрели) и узнали что-то, чего нет в вашей картине мира. Возможно, что та "книжка", на основании которой вы эту картину сложили, не совсем верна!

Вот это, для Вас Вячеслав, абсолютно верно ! Не критикуйте тех, чьё мнение идёт вразрез с Вашим, частным и не профессиональным мнением. Так как мир, не таков как именно Вам кажется.

Sextus Pompey написал(а):

Отдельное спасибо за аргументы представителю "оппозиционного" лагеря Андрэ - с Вашим появлением дискуссия стала интересной. Всегда приятно спорить с достойными аргументами, а не со слепой верой в единственную прочитанную популярную книжку. Жаль, что Ваше участие было таким кратковременным...

Да уж, тут Вам источник привели. Но, для Вас он - не заслуживает доверия. По другому и быть не могло.

Sextus Pompey написал(а):

P.S. "Огромная просьба, не отвечать на моё сообщение. Просто потому, что наверное, хватит".

Не уверен. Вот теперь, не уверен ....

P.S.  Так как там насчёт ГОРОДСКОГО ополчения ? Версия с "колхозниками" не прокатила. Не заметили ? Пока не нашлись чем ответить ? Нового "истинно верного" не придумали ?
Ну, ещё не вечер ....

+1

130

Вы же прекратить хотели?
Передумали?

Если да, то давайте начнем с того, что Вы назовете номера своих сообщений в этой теме, где Вы приводили "версии, и аргументы и выдержки из источников". А то я как-то не заметил... После этого я продолжу с Вами дискуссию.

Если же Вы предпочитаете общаться с помощью аргументов типа "я какую-то книжку прочитал, в которой все сказано, но Вам не скажу какую, сами найдите!" - то мне такой способ ведения дискуссии не интересен. В историческом обществе принято приводить конкретные цитаты, сопровождая их указанием, откуда они взяты (у историков, хочу Вам поведать, это называется справочный аппарат).

Так что решайте - продолжать или нет. Мяч на Вашей стороне.

P.S. Как-то неприлично замечать на 5 странице обсуждения, но меня все-таки не Вячеслав зовут... :)

+1

131

Sextus Pompey написал(а):

После этого я продолжу с Вами дискуссию.

Если честно, то не вижу в этом ровным счётом никакого смысла. Так как вижу бестолку.

Вот тут, вся суть подобных "дискуссий" с Вами:

Землянин написал(а):

1. Те историки, что выдвигают версии идущие в разрез с нашими, признаются нами - несостоятельными и непрофессиональными трепачами. Только версии историков, придерживающихся наших взглядов - верны !
2. Те источники, что идут вразрез с нашей версией событий, признаются нами - не заслуживающими доверия. Хотя, наши версии тоже не имеют сто процентного подтверждения источниками. Но, это не так важно.
3. Ополчения не могло бы быть лишь потому, что тогда некому было бы собрать урожай ! Крестьянин в поле должен был быть, а то - голод ! Это вообще - мегааргумент ! "Вишенка на торте". Вот только, как быть с городским ополчением ? А оно и было, костяком всего ополчения. Но, опустим этот момент, так как он тоже пойдёт вразрез с нашими версиями.

Шикарная линия аргументации ! Занавес.     

Так что продолжать далее, пустая трата времени.  :dontknow:

+1

132

Я не сомневался, ибо ни "версий", ни "аргументов", ни "выдержек из источников" в Ваших постах в этой теме не было. Ибо для того, чтобы предлагать версии, приводить к ним аргументы, цитировать источники, - необходимо быть в теме. А прочтение (даже внимательное) полухудожественной популярной книжки  этому не способствует.
На этом заканчиваю, так как дел много...
:)

+1

133

Мы все так привыкли верить "очевидцам"  или отдавать предпочтение более ранее написанному тексту, чем более позднему.
Я думаю, что это в корне ошибочно.

Все источники были и есть очень тенденциозны и одни и те же события трактуют и описывают с диаметральных точек зрения.
Посмотрите что пишут в интернете наши с вами современники, например, про современную политику России или ее экономику.
Или как трактуют события на Украине или в Сирии.
А как многочисленные мемуаристы трактуют события с своим участием, по сути придумывая новую историю?

При этом все они "очевидцы". И какой в этом прок?
Вы попросите написать мемуары про БОЛОТНУЮ ПЛОЩАДЬ Путина, Лимонова, Навального и Кудрина.
Уверен, что у этих очевидцев все будет написано по-разному.
Ну и кому из них верить?
А через 1000 лет из этих 4 мемуаров "очевидцев" останется мемуары кого-то одного и по нему нам надо будет изучать историю?

Я предпочитаю верить фактом, своему разуму и самому делать логические выводы.
Например, письменные источники мне говорят, о том, что персы Ксеркса пошли в Грецию в составе миллионной армии.
А я понимаю, что это просто технически невозможно, эта миллионная армия - логистика, да и просто запасы продовольствия, воды не позволяют.

Я призываю критически относиться к письменным источникам "очевидцев".

Отредактировано манро (2020-01-08 10:28:27)

0

134

манро написал(а):

Мы все так привыкли верить "очевидцам"  или отдавать предпочтение более ранее написанному тексту, чем более позднему.
Я призываю критически относиться к письменным источникам "очевидцев".
(Сегодня 10:28:27)

Методика исторического исследования именно это и предусматривает.
Но здесь надо различать два момента - изложение факта очевидцем и оценка факта очевидцем.
Например, две записи очевидца:
- Вчера я ехал на такси.
- Таксист, с которым я ехал, - плохой водитель.
Первая запись - это факт. Его нужно воспринимать как есть.
Вторая запись - это оценка. Она может зависеть от настроения писавшего, от сравнения "таксиста" с другими, с которыми очевидец ранее ездил и т.п.
Выводы. Мы практически можем быть уверены, что очевидец вчера ехал на такси, но в оценке "хорошести" водителя не можем быть уверены и должны проверять это по другим источникам (отзывам других пассажиров и т.д.).

0

135

Очень часто "очевидцы" не трактуют факты, а просто их не упоминают в своих мемуарах. Был факт, а про него не написали и вот вуаля и нету факта.
Или придумывают несуществующие факты, которые их обеляют и позволяют выглядеть в выгодном свете.
Вот в этом проблема.
Не в трактовке фактов, а в их подтасовке.
Вы не дооцениваете человеческую натуру и слишком хорошо думаете о пишущих летописи. Мол, все они очевидцы и правдорубы.

Например, полководец струсил и со своим войском опоздал на сражение, но можно написать в летописи, о несуществующей болезни лошадей, о дожде и распутице, о том, что поздно прискакал гонец и прочая, и прочая и прочая. И красиво все это написать в летописи. А как написать?
Да проще простого - монах-летописец монашествует в том монастыре, где игуменом служит младший брат того самого полководца.

Или, например, можно написать про выдающуюся роли конницы, в которой служили преимущественно знатные и было этой конницы всего-то 10% войска, а летописец по заказу напишет, что из было 60% и что только благодаря коннице мы это сражение и выиграли, а через 50 лет боярские внуки при переписке этой летописи внесут еще корректировки и уже по их заказу напишут, что вообще конницы было 90%, а то и что пехота и вовсе не успела совсем на поле боя. Вот такие мы бояре герои, а все эти простолюдины с рогатинами не на что не способны.
Поэтому нам, боярам, полагается почет и уважение, а этим черномазым посадским фиг с маслом, ибо они все мужичье немытое.

И будет вам "письменный источник с фактами".
Только вранье там будет одно написано, а не правда. И факты там будут все кривые.

Отредактировано манро (2020-01-08 11:58:34)

+3

136

Владислав, я не люблю вмешиваться в дискуссии на темы, которыми я не интересовался "плотно".
Согласен с Романом . Повесть о Куликовской битве - такой же исторический источник как и все остальные. Каждый из них имеет свои недостатки и любой можно назвать художественным произведением. Илиада тоже записана позже Троянской войны. Роман на эту тему - Бородина... ладно хоть комиксом не назвали.
По поводу несовпадения дат и событий. Известия не по интернету получали...
Несколько замечаний. Я не стою конкретно на какой то из сторон, но считаю что "пехота" - т.е. пешие воины, участие в битве принимали. Или генуэзцев тоже не было?
То, что у битве принимали участие не профессионалы -  «мнози же небывалцы видѣвше то и устрашишася, и живота отчаявшеся». И вряд ли это - княжеские дружины.

Sextus Pompey написал(а):

в августе-сентябре, когда в Северо-Восточной Руси происходил сбор урожая. Уход крестьян в ополчение привел бы к тому, что урожай остался на
полях и 1381 г. должен был быть отмечен голодом. Но этому свидетельств нет. Голода не было. Следовательно, урожай был собран, следовательно, крестьяне занимались
своим прямым делом, а не войной, следовательно ополчения не было.

Крестьяне не понимали, что с приходом Мамая они урожая лишаться полностью? Или это Мамай велел "...пусть никто не смеет ничего трогать. Ничего ни у кого не брать, не коснуться ни единого волоса ни у кого..." Кроме того, например в 1812 году сбор урожая не помешал, или нет?
Я не буду разбирать всю критику указанного мной источника, только то, что бросилось в глаза.

Sextus Pompey написал(а):

л.115 "И послал многих священников и диаконов с честными крестами и со святой водой к Никольским, Флоровским и Константино-Еленинским воротам благословлять всех, чтобы каждый воин получил его благословение и был окроплен святой водой".
Константино-Еленинская башня построена в 1490 г., через 110 лет после битвы. Фроловская (Спасская) и Никольская - в 1491 г.

Константино-Еленинская башня построена на месте Тимофеевских ворот, согласно Википедии ( с сылкой на Гончаровоу А. А. Стены и башни Кремля. 1980) "В правление Дмитрия Донского в восточной части крепости располагалась белокаменная Фроловская башня с железными воротами"
По поводу Никольской башни нужно у знатоков Москвы спрашивать. Но в тексте говорится не о башнях, а о воротах.Почему так - это только автор текста знает.

Sextus Pompey написал(а):

Путь от Лопасни до Непрядвы составил по данным источника 1 день. Около 160 км. Коннице столько не пройти, не говоря о пехоте...

Речь идет о князе. Часть войск могла выйти ранее, часть - позднее.

Sextus Pompey написал(а):

После битвы русские преследуют татар до Красивой Мечи, после чего возвращаются обратно и начинают собирать раненых. Все это в один день.
От устья Непрядвы до ближайшей излучины Красивой Мечи - 40 км. В одну сторону. До устья Мечи - около 60км.

То есть Вы считаете что на поле боя не осталось никого, чтобы собирать павших и раненых и "пока не смогли (насколько это было возможно) отделить христиан от нечестивых татар: кого смогли, схоронили, а о прочих знает Бог, ведь совершилось это Божьим судом". Обозные не справились бы. А пешие не могли приследовать остатка мамаева воинства.

Sextus Pompey написал(а):

От Куликова поля до Коломны, с учетом двух переправ через Дон и Оку, армия добралась за 4 дня. 200км. 50км в день. С ранеными на руках.
л. 229 "Пришел великий князь в Коломну с Дона месяца сентября в двадцать первый день, на память апостола Кондрата".

Опять же - речь о князе. Он же не делал перевязки раненым.
Может несколько сумбурно, но как то так. Глубоко погружаться в тему и дискуссию я не буду, т.к. тема не моя, да и тоже

Sextus Pompey написал(а):

так как дел много...

:)

0

137

манро написал(а):

Очень часто "очевидцы" не трактуют факты, а просто их не упоминают в своих мемуарах. Был факт, а про него не написали и вот вуаля и нету факта.
Или придумывают несуществующие факты, которые их обеляют и позволяют выглядеть в выгодном свете.
Вот в этом проблема.
Не в трактовке фактов, а в их подтасовке.
Вы не дооцениваете человеческую натуру и слишком хорошо думаете о пишущих летописи. Мол, все они очевидцы и правдорубы.

Например, полководец струсил и со своим войском опоздал на сражение, но можно написать в летописи, о несуществующей болезни лошадей, о дожде и распутице, о том, что поздно прискакал гонец и прочая, и прочая и прочая. И красиво все это написать в летописи. А как написать?
Да проще простого - монах-летописец монашествует в том монастыре, где игуменом служит младший брат того самого полководца.

Или, например, можно написать про выдающуюся роли конницы, в которой служили преимущественно знатные и было этой конницы всего-то 10% войска, а летописец по заказу напишет, что из было 60% и что только благодаря коннице мы это сражение и выиграли, а через 50 лет боярские внуки при переписке этой летописи внесут еще корректировки и уже по их заказу напишут, что вообще конницы было 90%, а то и что пехота и вовсе не успела совсем на поле боя. Вот такие мы бояре герои, а все эти простолюдины с рогатинами не на что не способны.
Поэтому нам, боярам, полагается почет и уважение, а этим черномазым посадским фиг с маслом, ибо они все мужичье немытое.

И будет вам "письменный источник с фактами".
Только вранье там будет одно написано, а не правда. И факты там будут все кривые.

В принципе, согласен.
Именно это и называется критикой источника.

Возьмем к примеру вопрос о благословении Сергием Дмитрия.
Первое упоминание об этом - в "Житии Сергия Радонежского", написанном Епифанием Премудрым около 1418 г. В принципе, автор надежный. Он лично жил в 1380 г. в Троицком монастыре и должен был свидетелем данного благословения.
Но возникают вопросы, при сравнении с другими данными:
1) Почему тот же Епифаний в 1380 г. в фактически дневниковой (то есть для себя) записи, которая в отличие от "Жития" не предполагает опубликования и, соответственно, не требует умалчивания о случившемся или, наоборот, упоминания того, чего не было, пишет, что в Троице узнали о походе Мамая и Ягайла 21 сентября?
2) Какие в это время (летом 1380 г.) были отношения между Дмитрием и Сергием? Мог ли Дмитрий, учитывая эти отношения и его характер, обратиться к Сергию?
3) Мог ли Епифаний в "Житии" (сам жанр предполагает панегирическое описание достоинств Святого) сочинить данный факт или перенести известный факт благословения перед битвой на Воже (подтверждаемый другими источниками) на более значимое событие - Куликовскую битву?

Теперь о пехоте. Также зададим несколько вопросов.
1) Являлся ли способ боя пехотой против конницы распространенным в этот период?
2) Есть ли твердо установленные факты использования такого способа русскими князьями в Поле против кочевников?
3)Какой могла быть эта пехота - обученной или нет, доспешной и оружной или нет?
4) Исходя из третьего вопроса - каковы были источники формирования данной пехоты?
5) Каково могло быть количество пехоты в армии Дмитрия?
6) Был ли практический смысл (то есть польза в тактическом отношении, соответствие условиям логистики, влияние на экономику страны (тот самый сбор урожая)) в использовании пехоты в конкретных условиях похода на Куликово поле (учитывая ответы на предыдущие вопросы)?
7) Был ли вариант похода в степь с пехотой оптимальным в сравнении с другими (оборона на рубеже Оки, оборона в крепостях), учитывая время года (преддверие осенней распутицы)?

Попробуете ответить непредвзято (то есть не принимая заранее ту или иную сторону в дискуссии) на эти вопросы?
И, если желаете, можете сформулировать свои вопросы, относительно использования преимущественно конницы Дмитрием в своем походе на Куликово поле. А я попробую на них ответить...

0

138

Я не стою конкретно на какой то из сторон, но считаю что "пехота" - т.е. пешие воины, участие в битве принимали. Или генуэзцев тоже не было?

Как Вы думаете, Андрей, сколько пехотинцев могло принимать участие в битве с обеих сторон? Особенно меня интересует количество генуэзцев.

Крестьяне не понимали, что с приходом Мамая они урожая лишаться полностью? Или это Мамай велел "...пусть никто не смеет ничего трогать. Ничего ни у кого не брать, не коснуться ни единого волоса ни у кого..."

Говоря о сборе урожая я имел ввиду другое. Разумеется, между сбором урожая и защитой жизни нормальный человек выберет второе.
Но вопрос в другом. Хлеб сам себя не соберет. Если крестьяне оставались на полях - хлеб был собран. Если в массе своей ушли в ополчение - он остался на полях. В первом варианте - в 1381 г. страна нормально живет благодаря прошлогоднему урожаю. Во втором - в 1381 г. страну ожидал голод. Насколько мне известно - голода не было. При этом нет известий о больших закупках зерна на стороне (хотя в источниках есть достаточно примеров, когда в голодные и неурожайные (по разным причинам) годы хлеб закупался в других местностях.
Следовательно, урожай был собран теми, кто и должен был этим заниматься. Следовательно - крестьяне в каком-то значительном количестве от своих основных обязанностей не отвлекались. Следовательно - по крайней мере крестьянского ополчения не было.

Вы можете опровергнуть данные факты и выводы?

Константино-Еленинская башня построена на месте Тимофеевских ворот, согласно Википедии ( с сылкой на Гончаровоу А. А. Стены и башни Кремля. 1980) "В правление Дмитрия Донского в восточной части крепости располагалась белокаменная Фроловская башня с железными воротами"
По поводу Никольской башни нужно у знатоков Москвы спрашивать. Но в тексте говорится не о башнях, а о воротах.Почему так - это только автор текста знает.

В принципе, возможно. Башни 1490-1491 гг. могли быть построены на месте ранее существующих.
Возражения снимаю.
P.S. Ворота в "Повести" - это, разумеется, ворота в крепостных башнях. Иных не было...

Речь идет о князе. Часть войск могла выйти ранее, часть - позднее.

Считаете, это разумно - отправляться в поход в непосредственной близости от мобильного противника разрозненными подразделениями? Калка показала, что это не самый лучший вариант...
Впрочем, даже если и так - это противоречит источнику:
л. 127 Теперь великий князь, разузнав вести, приказал переправляться через Оку.
л. 129 Все войско перешло через Оку в воскресенье, а на другой день, в понедельник, переправился сам великий князь.

То есть Вы считаете что на поле боя не осталось никого, чтобы собирать павших и раненых и "пока не смогли (насколько это было возможно) отделить христиан от нечестивых татар: кого смогли, схоронили, а о прочих знает Бог, ведь совершилось это Божьим судом". Обозные не справились бы. А пешие не могли приследовать остатка мамаева воинства.

Я имел ввиду не то, что те же, кто преследовал татар, занялся сбором раненых, а то, что преследование до Мечи и возвращение обратно заняло полдня (битва закончилась к полудню, преследователи вернулись к вечеру). Проделать 80км в обе стороны, с учетом неизбежных схваток и вероятного сбора трофеев за полдня - невозможно.

Опять же - речь о князе. Он же не делал перевязки раненым.

Здесь согласен. Видимо, Дмитрий отправлял войска частями, а сам оставался на поле до конца похорон (с арьергардом). Тем более, что по  пути через Рязанскую землю он получает известия: л. 225 "Ему сообщили, что князь Олег Рязанский послал Мамаю на помощь свое войско, а сам на реках мосты разрушил, а кто из бояр и слуг поехал с Донского побоища домой через его вотчину, Рязанскую землю, тех он велел хватать и грабить и отпускать нагими".
Для арьергарда же 4 дня скорым маршем от Куликова поля до Коломны - в принципе, реально.

+1

139

История знает такие примеры.

Например, можно спросить каким образом под Москвой в 1941 году формировались дивизии народного ополчения?
Зачем их формировали? А как же работа на заводах?
Как они были вооружены? Формировались из добровольцев?
  Какой практический смысл выставлять эти слабовооруженные и необученные дивизии против немецких танковых и мотопехотных клиньев?
  Ведь у них по всем военным выкладкам не было никаких шансов выстоять.

Но дивизии народного ополчения под Москвой осенью 1941 года были.
Они свою задачу выполнили - понесли огромные потери, но своим героизмом они замедлили немецкое наступление и сбили темп.
И тем самым дали возможность потом погнать немцев из-под Москвы.

Это факт.

То же самое с пехотой из необученных и слабровооруженных ополченцев Дмитрия, фрагментально усиленных малым количеством обученной пехоты из княжеских дружин Дмитрия и других князей.
Они тоже были добровольцами, тоже были вооружены кое как и тоже были почти не обучены.
Пехота из ополченцев Большого полка тоже понесли огромные потери, но своим героизмом они замедлили наступление, сбили темп татарского удара.

Ну а дальше свежие конные княжеские дружины Засадного полка решили исход битвы.
Как свежие сибирские дивизии разбили немцев под Москвой в 1941 году.
Конники и преследовали татар, они же потом отправились скорым маршем в Москву, никто не знал куда двинется войско Ягайлы, надо было прикрывать столицу.
Оставшиеся в живых пешие ополченцы приходили в себя, лечились, хоронили убитых, собирали трофеи и потом неспешно с раненными двинулись назад в Москву.

По-моему, все логично и понятно.

+1

140

Роман, я задал конкретные вопросы по двум сюжетам из обсуждения. Вы можете на них ответить с примерами из XIV в., а не из XX?
Если хотите, можно поговорить о том, почему народное ополчение не привело к голоду в XX в., а в XIV - неизбежно бы привело. Но это совсем другая тема.

Отредактировано Sextus Pompey (2020-01-08 15:08:11)

+1

141

Sextus Pompey написал(а):

Роман, я задал конкретные вопросы по двум сюжетам из обсуждения. Вы можете на них ответить с примерами из XIV в., а не из XX?
Если хотите, можно поговорить о том, почему народное ополчение не привело к голоду в XX в., а в XIV - неизбежно бы привело. Но это совсем другая тема.

Отредактировано Sextus Pompey (Сегодня 15:08:11)

Я обьяснил, что когда речь идет о войне, то принимается много глупых и необоснованных решений с точки зрения логично мыслящего нашего современника.
Многое кажется не понятным и не логичным, то это не значит, что этого не было.
В истории было много и ошибочных решений.
Не стоит отрицать события, что этого не могло быть потому, что это глупо и нелогично.

По поводу записей Епифания почему он ничего не написал про благословения Сергия обьяснений может быть огромное количество.
Выбирайте любое.
1. В тот день у него болела голова или живот и он забыл про свой дневник.
2. не любил он Дмитрия или имел к нему личные счеты, поэтому и не упомянул. Епифаний живой человек со своими страстями и слабостями.
3. за день до этого ему рассказали. что мол, Дмитрий и его дружинники плохо о нем отзывались. Или об окружении Сергия. Короче, обиделся он.
4. Или, например, Епифаний принял обет никак не отзываться о своих недругах, смирять гордыню свою он решил, вот и не писал ничего в тот период про Дмитрия в своем дневнике.
4. он присутствовал при благословении, но Сергий ему сказал пока молчать об этом, мол, не время, потом напишешь. Вот он в летописи потом и написал. А что дневник?
Он же не рассчитывал на то, что его дневник уцелеет и станет "историческим документом". 

А мы потом об этом ломаем голову.

Отредактировано манро (2020-01-08 15:30:54)

0

142

По поводу записей Епифания почему он ничего не написал про благословения Сергия обьяснений может быть огромное количество.

Это понятно. Непонятно, почему он узнает о походе Мамая через месяц после "благословения". Это (поход) было такое малозначащее событие, что о нем никто не говорил в Троице в течение месяца? Или Сергий благословлял Дмитрия не на битву с Мамаем?

Или, все-таки, реальное благословение перед битвой при Воже через 40 лет в силу возраста летописца (перепутал события), или в силу большей значимости Куликовской битвы (умышленно подчеркнул причастность Святого к эпохальному событию) превратилось в благословение перед Куликовской битвой?

Учитывая сложные отношения (если не сказать, разлад) между Дмитрием и Сергием в 1379-1381 гг. это более вероятная версия.

0

143

ANDRE написал(а):

Крестьяне не понимали, что с приходом Мамая они урожая лишаться полностью? Или это Мамай велел "...пусть никто не смеет ничего трогать. Ничего ни у кого не брать, не коснуться ни единого волоса ни у кого..." Кроме того, например в 1812 году сбор урожая не помешал, или нет?

Во все времена при всеобщей мобилизации способные держать оружие шли в поход. Женщины, дети и старики оставались - они и собирали урожай. Так всегда было. Обычная практика.

0

144

Sextus Pompey написал(а):

Это понятно. Непонятно, почему он узнает о походе Мамая через месяц после "благословения". Это (поход) было такое малозначащее событие, что о нем никто не говорил в Троице в течение месяца? Или Сергий благословлял Дмитрия не на битву с Мамаем?

Или, все-таки, реальное благословение перед битвой при Воже через 40 лет в силу возраста летописца (перепутал события), или в силу большей значимости Куликовской битвы (умышленно подчеркнул причастность Святого к эпохальному событию) превратилось в благословение перед Куликовской битвой?

Учитывая сложные отношения (если не сказать, разлад) между Дмитрием и Сергием в 1379-1381 гг. это более вероятная версия.

Благославлял Сергий Дмитрия Донского или это более поздний вымысел сейчас достоверно сказать невозможно.
Возможны оба варианта.

Сергий мог благословить Дмитрия на поход несмотря на их внутренние разногласия.
В серьезные моменты истории многие великие люди забывали о своих разногласиях.

0

145

манро написал(а):

Благославлял Сергий Дмитрия Донского или это более поздний вымысел сейчас достоверно сказать невозможно.
Возможны оба варианта.

Сергий мог благословить Дмитрия на поход несмотря на их внутренние разногласия.

Мог, конечно... Вот только как он это сделал, если в Троице не знали о походе Мамая до середины сентября.
По-моему, ход событий мог быть только таким:
- В Москве узнают о походе Мамая и Ягайла; Дмитрий едет в Троицу; В Троице узнают о походе Мамая и Ягайла; Сергий благословляет Дмитрия.

А у нас получается такой вариант:
- В Москве узнают о походе Мамая и Ягайла; Дмитрий едет в Троицу; Сергий благословляет Дмитрия; через месяц в Троице узнают о походе Мамая и Ягайла.

По-моему, это невероятно.

Сергий мог благословить Дмитрия на поход несмотря на их внутренние разногласия.
В серьезные моменты истории многие великие люди забывали о своих разногласиях.

В данном случае активная сторона - Дмитрий, а не Сергий. Дмитрий в рассказе о благословении едет в Троицу, а не Сергий в Москву.
Дмитрий же оскорблен бегством Дионисия, несмотря на поручительство Сергия, Дмитрий оскорблен тем, что его ставленника Митяя задерживает Мамай, а Дионисия, которого поддерживал и за которого поручался Сергий, пропускает без помех. Дмитрий разозлен тем, что Митяй умер в Византии. Дмитрий, наперекор партии Дионисия-Сергия ставит нового митрополита - Пимена. Дмитрий с момента разлада отказывается от того, чтобы Сергий крестил его детей (минимум двоих, то есть обида была не кратковременная, а длительная).
И после всего этого Дмитрий едет в Троицу за благословением на войну с Мамаем. а в Троице узнают о походе татар только через месяц после этой поездки?

Мне кажется, это менее вероятный вариант развития событий, чем тот, который подтвержден сторонними источниками - Сергий благословлял Дмитрия перед Вожей, во время подготовки похода против Мамая Сергий в опале (насколько суровой - не могу судить, достаточно того, что ему в Троицу не сообщают специально о походе (а случайное известие - через монаха Исакия из Андроникова монастыря приходит через месяц)) и Дмитрий не обращается к нему (возможно, войска благословлял его собственный мирополит Пимен).
40 лет спустя Епифаний Премудрый в силу старости и забывчивости или в силу желания приписать Сергию вдохновение более важного (по его мнению) события, переносит рассказ о благословении с времени перед Вожей на время перед Куликовым полем.

Отредактировано Sextus Pompey (2020-01-08 16:50:10)

0

146

Akrosas написал(а):

Во все времена при всеобщей мобилизации способные держать оружие шли в поход. Женщины, дети и старики оставались - они и собирали урожай. Так всегда было. Обычная практика.

Обычная практика...
Зачем тогда вообще мужики нужны были, если "женщины, дети и старики" сами с уборкой урожая справлялись.
Но эта "обычная практика" приведет только к одному - урожай останется на полях и страну будет ждать голод.
Подчеркну, что речь идет не о плодородных землях Центрального Черноземья, Дона и Кубани, а о территории, которая в научных работах называется "зоной рискованного земледелия" и где урожайность и в оптимальных условиях не так высока. Напомню также, что конец XIV в. - это пик "малого ледникового периода". С урожайностью на Руси и так не очень хорошо.
В 1378 г. зима была суровой, лето засушливым. Неурожай. 1379 г. - голод на Руси.
Зима 1380 г. была неустойчивой, мягкой, малоснежной, весна — маловодной, лето — умеренно засушливым. Вы предлагаете "забрать" мужиков из сельского хозяйства на период уборки урожая. Если бы так произошло, по меньшей мере половина урожая (Вы же "забираете" сильнейшую и более умелую половину сельского населения) осталась бы на полях и в 1381 году на Руси был бы голод. Но у нас таких сведений нет (хотя летописцы очень подробно пишут о погоде и урожайности - это важно для выживания страны в том климате и в той эпохе).

+1

147

Sextus Pompey написал(а):

Обычная практика...
Зачем тогда вообще мужики нужны были, если "женщины, дети и старики" сами с уборкой урожая справлялись.
Но эта "обычная практика" приведет только к одному - урожай останется на полях и страну будет ждать голод.
Подчеркну, что речь идет не о плодородных землях Центрального Черноземья, Дона и Кубани, а о территории, которая в научных работах называется "зоной рискованного земледелия" и где урожайность и в оптимальных условиях не так высока. Напомню также, что конец XIV в. - это пик "малого ледникового периода". С урожайностью на Руси и так не очень хорошо.
В 1378 г. зима была суровой, лето засушливым. Неурожай. 1379 г. - голод на Руси.
Зима 1380 г. была неустойчивой, мягкой, малоснежной, весна — маловодной, лето — умеренно засушливым. Вы предлагаете "забрать" мужиков из сельского хозяйства на период уборки урожая. Если бы так произошло, по меньшей мере половина урожая (Вы же "забираете" сильнейшую и более умелую половину сельского населения) осталась бы на полях и в 1381 году на Руси был бы голод. Но у нас таких сведений нет (хотя летописцы очень подробно пишут о погоде и урожайности - это важно для выживания страны в том климате и в той эпохе).

Да нет, женщины этим и занимались в такие времена, сутками напролет, прыгая выше своей головы. Так и в ВОВ было.
Если очень нужно, урожай соберется за очень короткий срок. Сутками не спали. В советское время на эту тему целые героические эпосы писались...
Сейчас бы не смогли. А в те времена женщины по Бутикам не шатались и в Одноклассниках не сидели.
Более чем уверен в средневековье и городских подключали "на картошку" как в СССР.

Отредактировано Akrosas (2020-01-08 17:35:24)

0

148

Да и вообще зерновые в наших широтах убираются вроде как со второй половины июля до сентября. До Куликовской битвы и мужики вполне могли и собрать что-то. Особенно если засушливое лето, то раньше нужно убрать. Теоретически.
Если сбор русских войск начался в середине августа, то вполне.

Отредактировано Akrosas (2020-01-08 17:49:45)

0

149

Akrosas написал(а):

Да нет, женщины этим и занимались в такие времена, сутками напролет, прыгая выше своей головы. Так и в ВОВ было.
Если очень нужно, урожай соберется за очень короткий срок. Сутками не спали. В советское время на эту тему целые героические эпосы писались...
Сейчас бы не смогли. А в те времена женщины по Бутикам не шатались и в Одноклассниках не сидели.

Перед ВОВ была такой призыв "100 000 подруг - на трактор!". Эти 100 000  трактористок и спасли страну от большого голода (плюс, конечно, 4,5 миллиона тонн продовольствия по ленд-лизу, плюс сверхусилия тех, о ком Вы говорили - женщин, детей, стариков). Не забываем о том, что в это время в стране сверхцентрализованное государство с огромным количеством запасов, распределяемых по приказу сверху.
А в 1380 г. нет тракторов. Нет лендлиза. Нет централизованных запасов. Точнее они есть - в монастырях, княжеских и боярских закромах, но мы ничего не слышим об их распределении (хотя это тоже - одна из излюбленных тем летописания - как князь или царь заставляет делиться зерном с народом).
Остаются сверхусилия. Это, конечно, хорошо, но "кольт и доброе слово помогают убедить оппонента лучше, чем одно доброе слово". Один сверхусилия женщин, детей и стариков урожай не соберут - в сельском хозяйстве мужик нужен. И без мужика на полях в уборочную страду 1380 года годом спустя был бы в стране голод. А его не было.
Следовательно - мужики тем августом и тем сентябрем убирали урожай, а не шли на Куликово поля без оружия и доспехов, чтобы умереть там. Потому что в то время было четкое разделение труда - воин воевал, а крестьянин пахал землю.

+1

150

Akrosas написал(а):

Да и вообще зерновые в наших широтах убираются вроде как со второй половины июля до сентября. До Куликовской битвы и мужики вполне могли и собрать что-то. Особенно если засушливое лето, то раньше нужно убрать. Теоретически.
Если сбор русских войск начался в середине августа, то вполне.

Напоминаю, что мы говорим не о "сейчас", когда во всю глобальное потепление, а о "тогда", когда на дворе - пик малого ледникового периода.
"Теоретически" - понравилось! :)

0


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Средние века и ренессанс » Пехота и конница на Куликовом поле