Античная нумизматика и история

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Выставки и музеи » Как Диана Светонесущая превратилась в Викторию.


Как Диана Светонесущая превратилась в Викторию.

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Забавная история... Короче, помимо осмотра выставки из Британского музея, стоят потратить немного времени на осмотр этого почти античного памятника...

В Эрмитаже нашлась древнеримская Виктория Кальватоне.

Знаменитая бронзовая статуя, cчитавшаяся утраченной во время Второй мировой войны, с 1946 года хранилась в Эрмитаже. Она представлена после реставрации на выставке, организованной совместно с Государственными музеями Берлина.
https://b.radikal.ru/b29/1912/d6/c7b524d42ff7.png
Древнеримская статуя представлена в Римском дворике на выставке в Эрмитаже «Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра» (до 8 марта 2020 года), организованной совместно с Государственными музеями Берлина.
Двухметровая скульптура была создана во 2-й пол. II в. н.э. Она является редким уцелевшим примером древнеримской бронзы, сохранившим свою позолоту. Разбитая на несколько частей статуя была выкопана крестьянами в 1836 году в итальянском селении Кальватоне в Северной Ломбардии, в честь которого и получила прозвание Виктория Кальватоне. Шар, на котором стоит женская фигура, украшен надписью “CIL V 4089: VICTORIAE AUG / ANTONINI ET VERI / MARCUS SATRIUS MAIOR”. Она рассказывает о победе императоров-соправителей Марка Аврелия и Луция Вера над варварскими племенами, что позволяет уточнить ее датировку периодом их правления — 161–169 годами.
https://b.radikal.ru/b15/1912/c8/1c2b34f465eb.png
С 1840-х годов скульптура находилась в Германии, став одним из заметных шедевров Королевского Прусского музея (ныне — Античное собрание Государственных музеев Берлина). Ее подлинными частями являются торс, голова, правая рука и сфера с надписью. Тогда немецкие реставраторы восполнили недостающие детали статуи в соответствии с тогдашним пониманием иконографии богини победы: они создали левую руку с пальмовой ветвью, левую ногу и крылья.
До 1939 года статуя находилась в Старом музее на Музейном острове в Берлине, затем была в числе прочих произведений искусства перенесена в Имперский монетный двор на площади Молькенмаркт. После войны она долгие годы считалась утраченной, однако в наше время выяснилось, что Виктория Кальватоне была вывезена в СССР в числе других трофейных произведений искусства. В 2000-е годы были обнаружены касающиеся этого документы, после чего началось постепенное изучение и реставрация статуи, которые производились совместно с германским музеем. В советские годы статуя исчезла из внимания исследователей, поскольку при поступлении в Эрмитаж она была внесена в инвентарь музея как французская скульптура XVII века, и, как «произведение классицизма», она не казалась особо интересной и оставалась в спецфонде. В 2010-е она стала доступной для изучения. В 2016 году Эрмитаж и германские коллеги договорились о совместном исследовании статуи: берлинский музей поделился документами из своих архивов.
https://a.radikal.ru/a21/1912/71/38cc54ac81e1.png
«Это пример блестящей реставрации, проведенной в Эрмитаже. Это итог большой работы, которую мы делали вместе с нашими немецкими коллегами. У этой скульптуры драматичная история. Выставка посвящена не только самой скульптуре, она о ее истории, об образе Виктории, о реставрации. Сегодня у нас с вами праздник музейной науки и праздник науки реставрационной», — сказал на открытии выставки директор музея Михаил Пиотровский.
Непосредственная реставрация статуи проходила с 2015 по 2019 год в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа. Российские специалисты тщательно изучили и задокументировали, какие фрагменты статуи являются оригинальными, а какие — воссозданными. Была даже обнаружена дата работ — 1844 — на внутренней стороне крыла богини.
Российские ученые поставили атрибуцию XIX века как богини победы под сомнение. Дело в том, что на подлинных участках Виктории Кальватоне виден фрагмент звериной шкуры, а такой атрибут является нехарактерным для богини победы. «Исследования иконографии образа в Эрмитаже привели к мысли, что статуя в античное время могла изображать другого персонажа — возможно, богиню охоты Диану. Среди многочисленных типов ее изображения нашлись довольно близкие варианты, например Диана Люцифера („несущая свет“). Символизируя смену времени суток, она, как правило, изображалась в длинном одеянии и, что самое главное, — на шаре», — гласит пресс-релиз музея.
https://a.radikal.ru/a26/1912/3a/82f122613ef1.png
Реставраторы убедились, что античная часть статуи не имеет следов крепежа крыльев и даже не была специально усилена, чтобы выдержать их тяжесть. Это является весомым аргументом в пользу версии, что изначально скульптура была бескрылой. Однако специалисты решили не убирать добавления XIX века и сохранить скульптуру именно в том виде, в каком она стала широко известна благодаря многочисленным копиям и репродукциям. Однако тяжелые «немецкие» крылья (около 20 кг каждое) реставраторы заменили более легкими аналогами, чтобы нагрузка на оригинальную бронзу была меньше.
Например, именно такой облик крылатой Виктории Кальватоне хорошо знаком москвичам: со времен профессора Цветаева ее подкрашенный слепок парит над алтарем Домиция Агенобарба в Римском зале Пушкинского музея. На этикетке к статуе указано, что подлинник утрачен во время Второй мировой войны, — теперь ее придется поменять.
Ранее в ГМИИ уже случались аналогичные находки — сейчас в залах представлены слепки с Иоанна Крестителя Донателло и портрета Франческо дель Неро Джулио Маццони, оригиналы которых ранее тоже считались погибшими. Однако их фрагменты были обнаружены в ГМИИ в числе перемещенных трофейных ценностей. Прежде их не изучали, поскольку они представляют собой фрагменты скульптур, сильно пострадавших при пожаре. Сейчас слепки с обеих статуй выставлены в залах Пушкинского музея бок о бок со своими оригиналами, а ГМИИ в сотрудничестве с немецким Музеем Боде продолжает проект по реставрации этой группы трофейных обломков.

+13

2

Интересная история. Уже становится привычным, что число "находок" в музеях начинает приближаться к числу найденных в земле и под водой. Видимо, эта тенденция будет усиливаться.  ;)
Портрет прекрасен!
Всё же, на мой взгляд, нужно было отделить зерна от плевел. Подлинную часть экспонировать отдельно, а "широко известную" композицию с добавлениями изготовить в виде копии. Т.е. наоборот, вместо подлинной части скульптуры приделать к старому новоделу копию подлинного фрагмента.

0

3

xxxcaracallaxxx написал(а):

Российские ученые поставили атрибуцию XIX века как богини победы под сомнение. Дело в том, что на подлинных участках Виктории Кальватоне виден фрагмент звериной шкуры, а такой атрибут является нехарактерным для богини победы. «Исследования иконографии образа в Эрмитаже привели к мысли, что статуя в античное время могла изображать другого персонажа — возможно, богиню охоты Диану. Среди многочисленных типов ее изображения нашлись довольно близкие варианты, например Диана Люцифера („несущая свет“). Символизируя смену времени суток, она, как правило, изображалась в длинном одеянии и, что самое главное, — на шаре», — гласит пресс-релиз музея.

Реставраторы убедились, что античная часть статуи не имеет следов крепежа крыльев и даже не была специально усилена, чтобы выдержать их тяжесть. Это является весомым аргументом в пользу версии, что изначально скульптура была бескрылой.

Интересная статья, спасибо.

Но лично мне не встречалось ни одного изображения Дианы Светоносной, стоящей на земной сфере. Атрибутом этой ипостасти Дианы как помощницы при родах была не сфера, а факел (или факелы), которым она "подсвечивала" путь рождающему младенцу, лезущему из утробы матери.

Т.е. "классические" изображения Дианы Светоносной обычно примерно такие:

http://sd.uploads.ru/t/79GLV.jpg

http://s8.uploads.ru/t/eU7nd.jpg

Как видно на представленной статуе из Эрмитажа, пальцы рук сложено совсем не так, т.е. не "кольцевым" охватом всех пальцев, способным удержать круглое и длинное древко факела, а лёгким касанием всего двух пальцев, - что было бы уместно либо для обозначения какого-то жеста, либо для удержания какого-то лёгкого атрибута (венок, развязанная диадема, стилос и т.п.). Разумеется, все эти контраргументы уместны только, если в ходе реставрации руки богини не были переработаны или изменены.

При этом Нике-Виктория, стоящая на земной сфере (что могло символизировать господство на обитаемым миром после победы) - весьма распространённый тип изображения, восходящий к греческой статуе работы Никерата из Афин (III-II вв. до н.э.). Примеров несть числа.

http://s3.uploads.ru/t/MJyWj.jpg

Да и сама Виктория далеко не всегда изображалась крылатой. По упоминанию в стихах известна «бескрылая статуя Победы в Риме» (Палатинская антология, IX, 647), что, по греческой традиции, видимо, должно означать вечное покровительство Риму  Виктории  (не могущей улететь) (Павсаний, III, 15, 7; Плутарх. Об удаче римлян, 4).

+5

4

Спасибо за интересную информацию!  http://s014.radikal.ru/i329/1711/da/6b51eb392b1c.gif

xxxcaracallaxxx написал(а):

До 1939 года статуя находилась в Старом музее на Музейном острове в Берлине, затем была в числе прочих произведений искусства перенесена в Имперский монетный двор на площади Молькенмаркт. После войны она долгие годы считалась утраченной, однако в наше время выяснилось, что Виктория Кальватоне была вывезена в СССР в числе других трофейных произведений искусства. В 2000-е годы были обнаружены касающиеся этого документы, после чего началось постепенное изучение и реставрация статуи, которые производились совместно с германским музеем.

В связи с этим меня беспокоит, как бы наши идиоты на волне очередного приступа "дружбы" не отдали её назад. Одна только история с возвратом в 50-е годы кучи картин в Дрезденскую Галерею чего стоит... Относительно недавно про т.н. "балдинскую коллекцию" много было разговоров. А то, сколько было похищено и утрачено всяких ценностей из советских музеев во время войны, как-то не учитывается...

+2

5

Ну, независимо от того, Виктория ли это, или Диана Светонесущая, меня в этой истории привлекли два момента:
1. Интересно увидеть как в "объеме" выглядит фигура богини... С "добавлениями" немецких мастеров - сейчас это все же Виктория (независимо от того, кем она была 1800 лет назад)... Когда любуешься отборными денариями с обороткой, где изображена Виктория - здорово!!! Но увидеть эту скульптуру - очень интересно... И, опять же, возникает вопрос - выдумывал ли облик богини мастер-резчик сам, или же брал за образец подобные бронзовые шедевры??? Предположу, что мог "резать" и с бронзовой или мраморной скульптуры...
2. Второй момент, и я уже писал о нем... В Донецке отработаю, и постараюсь обязательно скататься с женой в Санкт-Петербург... Когда, помимо встречи с друзьями, есть еще и два таких вот "жирных" повода для поездки в Северную столицу - (вторая очень интересная экспозиция связана вновь с Эрмитажем - выставка искусства древней Ассирии – ”Я воздвиг там мой царский дворец”) - надо ехать!!!  В конце января-начале февраля - по Любэ http://s019.radikal.ru/i639/1711/79/cdaa116bbbc0.gif

0

6

Gaius Marius написал(а):

В связи с этим меня беспокоит, как бы наши идиоты на волне очередного приступа "дружбы" не отдали её назад. Одна только история с возвратом в 50-е годы кучи картин в Дрезденскую Галерею чего стоит...

Конечно, идиоты...

Вместе с Дрезденской галереей вернули также Пергамский алтарь и собрание Берлинского мюнц-кабинета, которые уже были приняты на баланс Эрмитажа. К 1954 г. Пергамский алтарь уже был выставлен в отдельном зале Малого Эрмитажа, где проводились обзорные экскурсии, вызывавшие огромный интерес у жителей Ленинграда.

+1

7

Всегда интересовал вот этот образ крылатой Афины на статерах Агафокла сицилийского. Узнать бы что за Афина такая, может эпитет есть какой у данной ее ипостаси...
Подозреваю, что с признаками доархаическими, типа Афина сама в образе совы - зооморф. Может и у Дианы крылатый какой-то образ известен...
http://sg.uploads.ru/t/t1YyI.jpg

В Эрмитаж уже второй год собираюсь, все никак не сподоблюсь. Туда наверняка одного дня мало будет, а с ночевкой ехать - больше всего лень организовывать место ночлега.  :D

0

8

Akrosas написал(а):

Всегда интересовал вот этот образ крылатой Афины на статерах Агафокла сицилийского. Узнать бы что за Афина такая, может эпитет есть какой у данной ее ипостаси...
Подозреваю, что с признаками доархаическими, типа Афина сама в образе совы - зооморф. Может и у Дианы крылатый какой-то образ известен...

Да, сюжет с крылатой Афиной известен. Это не доархаический образ (тем более не зооморфный, т.к. рядом с Афиной на статере Агафокла изображена и сама сова). Обычно этот образ относят либо к поздней архаике (сюжет вазописи чёрно-фигурной вазы из Орвието VI в. до н.э.), либо к ранней классике, где в качестве прототипа предполагают одну из статуй Фидия.

Возможной копией с какого-то греческого оригинала (Фидия???) называют статую с крылатой Минервой из храма Юпитера в Остии. Оригинал этой статуи хранится внутри Археологического музея Остии, а уже современная копия выставлена при входе на территорию Остии Антика.

http://sg.uploads.ru/t/moNGa.jpg

Обычно эту статую относят либо ко времени Домициана, либо к правлению Адриана. Но т.к. именно у Домициана есть денарии с крылатой Минервой (RIC II, 176, 194), лично я бы рискнул более чётко датировать статую именно периодом правления Домициана.

http://sg.uploads.ru/t/uiqMp.jpg

Никаких изображений крылатой Артемиды или Дианы мне не попадалось. Было бы любопытно посмотреть на такие, но очень сильно сомневаюсь, что они существуют.

Отредактировано Никто (2019-12-19 02:51:35)

+2

9

Никто написал(а):

Никаких изображений крылатой Артемиды или Дианы мне не попадалось. Было бы любопытно посмотреть на такие, но очень сильно сомневаюсь, что они существуют.
Отредактировано Никто (Сегодня 02:51:35)

Тоже не встречал

0

10

Вроде нашёл, откуда растут ноги у версии с Дианой Светоносной на шаре...

После тырканий по всяким книжкам нашёл не бескрайних просторах Интернета (о спасибо тебе, великий archive.org!) большой талмуд 1690 г., называемый "Римский музей" и посвящённых Людовику XIV. Это что-то вроде мифологического словаря, иллюстрированного различными гравюрками. Сюжеты и иконографические композиции гравюр были как реальными (в основе - существующие статуи и геммы), так и придуманными (когда нужно было хоть как-то изобразить редкого божка или мифологического персонажа). Вторая категория - довольно большая (примеры приводить не буду, но, если надо - могу разобрать гравюрки "по косточкам").

Предполагаю, "Диана на шаре" как раз относится ко второй, "фантазийной" группе гравюр. Уже в XVIII в. эту гравюру неоднократно перепечатывали, что, как я думаю, и сделало её довольно популярной - и, соответственно, "популяризировали" сам тип такой Дианы.

http://sh.uploads.ru/t/Wwi7X.jpg

Можно допустить, что в основе этого типа лежит всё же не античный оригинал (который так и не нашёлся), а гравюра конца XVII в. Кстати, смотрел довольно большой рекламный ролик про выставку Виктории Кальватоне в Эрмитаже и там, в качестве единственного аргумента, что это Диана, приводится всё та же гравюра 1690 г.!

Можно добавить, что в том же издании через несколько страниц даётся гравюра уже с Викторией...

http://s7.uploads.ru/t/BnfIk.jpg

Всё ИМХО.

P.S. И ещё одно соображение. Надпись на сфере указывает на победы Марка Аврелия и Луция Вера. Кто-нибудь сможет объяснить: какого хрена нужно было помещать чисто женское божество (имевшее функции родовспомогательницы) на сферу, прославляющую победы двух императоров-соправителей???

Отредактировано Никто (2019-12-25 03:25:02)

+2

11

nikos_new написал(а):

Никто написал(а):

    Никаких изображений крылатой Артемиды или Дианы мне не попадалось. Было бы любопытно посмотреть на такие, но очень сильно сомневаюсь, что они существуют.
    Отредактировано Никто (Сегодня 02:51:35)

Тоже не встречал

http://sd.uploads.ru/t/lHRFA.jpg

Попалось пара изображений богинь с крыльями, относимых к VII-VI вв. до н.э., которые считают "хозяйками животных" и иногда называют архаичными изображениями Артемиды. Но чё-то как-то не уверен...  o.O

+1

12

Никто написал(а):

P.S. И ещё одно соображение. Надпись на сфере указывает на победы Марка Аврелия и Луция Вера. Кто-нибудь сможет объяснить: какого хрена нужно было помещать чисто женское божество (имевшее функции родовспомогательницы) на сферу, прославляющую победы двух императоров-соправителей???

Предположу лишь, что как и в большинстве случаев, то что обозначало у римлян в республиканский период, уже совсем иначе трактовалось в период уже, например, Северов...  :D
В данном случае, соглашусь, имя императоров на статуе Дианы Светонесущей - странновато смотрится... Если предполагать, что это все же Диана... Больше вопросов, чем ответов...  http://s018.radikal.ru/i505/1711/d5/22d99923554d.gif

0

13

У меня тоже этот шар застревает комом в горле ...  :yep:

О крылышках Артемиды. Наверное, всё же корректнее говорить о многоименной Великой Богине-матери. Иногда это синкретичный образ с какими-то отдельными чертами иных богинь. Я бы не стал называть подобные изображения Артемидой или ... с подходящим эпитетом, скорее, Великой богиней с соответствующим эпитетом.

Процитирую классиков:

«Каждая богиня стремится стать Великой Богиней, взяв на себя все атрибуты и функции, принадлежавшие архетипической Великой Богине» (Eliade 1971: 462).

«Процесс осознания единства землевладельческих судеб шел повсеместно; в каждой крупной области новые представления группировались вокруг того или иного локального женского божества. Поэтому к классическому времени в греческой мифологии появляется большое количество богинь, в той или иной мере облеченных правами Великой Матери. Это и Гея, и Рея, и Деметра. Черты Великой Матери есть и у Артемиды; иногда они проявляются у Афродиты и даже у Афины. К греческим богиням, воплощавшим в той или иной мере идею великого земного материнства, следует добавить малоазийскую Кибелу. Кроме Кибелы, в греческую мифологию вплетались культы других богинь, почитаемых разными народами.
Можно назвать Астарту (Иштарь) и египетскую Изиду. Все это многообразие имен свидетельствует не столько о различии представлений, сколько о повсеместности их, о втягивании локальных божеств в создание образа Великой Матери» (Рыбаков 1981: 367).

0

14

Не хочу ничего плохого сказать о научных сотрудниках Эрмитажа, но, я думаю этот пассаж о Диане на шаре, раздут с целью привлечения внимания к событию. Чистый пиар-ход. Так часто бывает (периодически сталкиваюсь с этим), что на входе в PR-службу музея информация поступает одной, а на выходит оттуда совсем другой. На все претензии к ним, пиарщики отвечают что-то типа "мы делаем свое дело, вы делаете свое" и "мы работаем со СМИ, нам лучше знать". И вот мы уже обсуждаем Нику-Викторию как Диану на шаре. Ну, значит, это работает

0

15

par1972 написал(а):

Не хочу ничего плохого сказать о научных сотрудниках Эрмитажа, но, я думаю этот пассаж о Диане на шаре, раздут с целью привлечения внимания к событию. Чистый пиар-ход. Так часто бывает (периодически сталкиваюсь с этим), что на входе в PR-службу музея информация поступает одной, а на выходит оттуда совсем другой. На все претензии к ним, пиарщики отвечают что-то типа "мы делаем свое дело, вы делаете свое" и "мы работаем со СМИ, нам лучше знать". И вот мы уже обсуждаем Нику-Викторию как Диану на шаре. Ну, значит, это работает

Соглашусь. Работает. История то получилась интересная. И история находки, и вывоза как трофея, и "затерялась", и обнаружили, и выяснили, что "отреставрирована" и идентифицирована - не так! Целая сюжетная линия!!!  :crazyfun: Это правда!!!  http://s014.radikal.ru/i329/1711/da/6b51eb392b1c.gif

0

16

Кстати, к вопросу о интерпретациях. Вот, раз уж рядом совы, так можно и крылатой Афиной величать  :D

https://sun9-72.userapi.com/c857036/v857036159/280c1/YwM6w9Fupms.jpg

0


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Выставки и музеи » Как Диана Светонесущая превратилась в Викторию.