С огромным удовольствием выставлю одну монетку, которая будет торговаться на Тритоне XXII... И состоится он 8-9 января... И монетка хоть и не в отличном состоянии, но... Как минимум, заслуживает внимания... Потому, что:
1. известна всего в четырех экземплярах (сравните, например, с несколькими сотнями тысяч "афинских сов").
2. отличный провенанс - из коллекции Приера (известного специалиста по сирийско-финикийским тетрадрахмам, автора самого популярного каталога по этому направлению).
3. ее реверс изображен на "реверсе" каталога Приера.
4. нечастый город в принципе.
5. очень интересен сюжет, изображенный на реверсе... Пожалуй (пусть меня поправят знатоки провинциальных городских выпусков), единственная монета, по которой можно составить представление об одном из местных культов.
Triton XXII, Lot: 540. Estimate $5000.
CYRRHESTICA, Hierapolis. Caracalla. AD 198-217. AR Tetradrachm (25mm, 10.58 g, 12h). Struck AD 215-217. [AVT] K M A ANTΩNЄINOC CЄB, laureate, draped, and cuirassed bust right / [ΔH]MAPX ЄΞ V-ΠATOC TO Δ, cult figures of Haddad, seated on bulls, and Atargatis, seated on lions, between which is a semeion surmounted by a pigeon; all supported by eagle standing facing, head right, with wings spread; between eagle’s legs, lion advancing right. Prieur 925 (this coin illustrated); Bellinger p. 42, fig. 2. Good VF, toned. Extremely rare and important type, only 4 cited by Prieur, 1 in CoinArchives.
From the Michel Prieur Collection. Ex G. Hirsch 154 (13 May 1987), lot 556.
Лукиан Самосатский подробно описывает культовые образы Хаддада и Атаргатиса (которых он называет Зевсом и Герой) в своем “De Dea Syria” (31-33), своего рода "путеводителе" по храму божеств в Иераполисе и происходящим там культовым практикам. Его описание статуй Атаргатиса, Хаддада и таинственного "символа" прекрасно сочетается с фигурами, как они изображены на этом типе монет:
"Великий храм открыт для всех; святыню не тревожат, и не все священники допускаются близко, но только тех допускают, кто считается близким к богам, и кто руководит священными обрядами. В этом святилище размещены статуи, одна из которых Гера, другой Зевс, хотя и называют их по-другому. Оба они золотые, оба сидят; Геру поддерживают Львы, Зевс сидят на быках. Между ними стоит еще одно изображение - "нечто" - сделанное из золота, ни одна его часть не похожа на другие. Оно не обладает никакой специальной формой, а напоминает характеристики других богов. Сами ассирийцы говорят о нем как о символе, но не дали ему определенного названия. Они не могут рассказать нам ни о его происхождении, ни о его форме: одни называют его Дионисом, другие - Деукалионом, третьи - Семирамидой, потому что вершина этого "нечто" увенчана золотым голубем, и поэтому они утверждают, что это изображение Семирамиды".
Если почитать о Хаддаде и Атаргатис - то иногда просто крыша едет от различных трактовок и версий. Различных авторов, и в разные эпохи. Например:
Атаргатис (Атаргатида), также Деркето — греческое искажение арамейского имени Астарты — Атаргата или Тарата. Согласно Страбону, её настоящее имя Афара, хотя Ктесий называет её Деркето. Атаргатис — это сирийская богиня, которую почитают в Месопотамии.
Деркетия (Деркето) — «Дочь Вавилона». Палестинские воды заменили ей чешуей кожу. Оскорбила Афродиту, и та внушила ей любовь к смертному, она родила Семирамиду, от стыда бросилась в озеро и стала рыбой. Лукиан упоминает её как мать Семирамиды, её изображение в Гелиополисе в виде рыбы.
Почиталась в Северной Сирии, отчасти у хананеев и финикиян, но особенно у филистимлян, где она была женской формой Дагона и, подобно ему, изображалась с нижней частью тела рыбы. С этим связывались легенды о превращении её в рыбу в Иераполисе, а также представление о ней, как о божестве плодотворной влаги. Важным центром поклонения ей был Аскалон (ныне Ашкелон).
Вообщем, на самом деле, когда читаешь о любом восточном культе, куча противоречий... И понимаешь, что трактовка, что внешнего вида любого из восточных божеств, качеств ему присущих, даже его имени - значительно трансформировалась на протяжении веков и тысячелетий. Благодаря веротерпимости в Римской империи (в большинстве случаев) происходило слияние богов местных и "общепринятых", и вот Хаддад уже почитается то в роли Зевса, а позднее, при римлянах уже и Юпитера...
Вот Атаргатис (она же Деркетия) - с рыбьим хвостом, как Русалка... А потом трансформируется уже во времена Каракаллы - в статую с двумя человеческими ногами, ее ассоциируют с греческой Герой, и у нее появляются "компаньоны" в виде львов - никакую другую богиню не напоминает???
Уверен, что уважаемый коллега Никто еще много чего добавит по "разным версиям" изображенных на монете Каракаллы персонажей...
Мне интересна эта монетка тем, что во времена Каракаллы - есть изображение храма, о котором мы практически ничего не знаем. А здесь он роскошно изображен. Старт на монетку - от 3000 долларов. Эстимейт - 5000. Думаю, ценник ускачет.