Античная нумизматика и история

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Обсуждение и определение монет » Интересные денарии Траяна


Интересные денарии Траяна

Сообщений 601 страница 630 из 935

601

bishep801 написал(а):

Ещё один редкий денарий Траяна,примерно весна 113 - лето 114 года,Рим. Последнее по датировке изображение Виктории на денариях Траяна.

Траян после лета 114 года прожил еще три года.

Чем ему Виктория не угодила.    http://i019.radikal.ru/1404/04/2be9fce9912c.gif

0

602

Лодочник написал(а):

Чем ему Виктория не угодила

Виктория остаётся на золотых,серебряных квинариях и ассах. На денариях укореняется военизированная пропаганда Марс Мститель и Виртус (Виртута).

+1

603

Сегодня разбирал ассы Траяна и меня привлёк вот такой тип с редким божеством
http://sd.uploads.ru/DiHsN.jpg
СИЛЬВАН (Silvanus, от silva, «лес»), в римской мифологии первоначально бог лесов и дикой природы. В период империи самый популярный бог плебеев и рабов. Он стал покровителем и даже инициатором культурного земледелия (Serv. Verg. Georg. I 20), хранителем дома, усадьбы, имения и его границ, где ему посвящалась роща (Horat. Ep. II 21), защитником земельных владений от покушений захватчиков, божеством растительности, животных, гор, скал, металлов и вместе с тем могучим верховным богом — «спасителем, борцом, непобедимым, небесным, пантеем», а также человеком (по одной версии, сыном раба и козы, по другой — сыном тускуланки Валерии от кровосмесительной связи с отцом), подобно Гераклу заслужившим апофеоз за труд на благо людей. Чрезвычайно многочисленны были культовые коллегии Сильвана, имевшие своих жрецов, справлявшие в его честь весенние праздники растительности, воздвигавшие ему святилища, не только за свой счет, но и своим трудом, приносившие ему в дар лесные и садовые участки, фонтаны, сосуды, колонны, статуи бога, изображавшегося в крестьянской одежде, с серпом, плодами, деревом, собакой, козой, змеей — хранительницей дома.

Асс датирован примерно 112/113-114 годы,время когда Траян стягивает на Восток массу войск и сам отправляется на театр военных действий. Вполне возможно чеканкой этой монеты,император просит Сильвана в защите своего дома и границ Римской империи, пока он покоряет Парфию и Армению. Известно всего 4 монеты данного типа, с двумя типами бюстов.

Отредактировано bishep801 (2019-01-03 03:34:28)

+5

604

bishep801 написал(а):

Сегодня разбирал ассы Траяна и меня привлёк вот такой тип с редким божеством.
СИЛЬВАН (Silvanus, от silva, «лес»), в римской мифологии первоначально бог лесов и дикой природы.
Асс датирован примерно 112/113-114 годы,время когда Траян стягивает на Восток массу войск и сам отправляется на театр военных действий. Вполне возможно чеканкой этой монеты,император просит Сильвана в защите своего дома- Римской империи, пока он покоряет Парфию и Армению. Известно всего 4 монеты данного типа, с двумя типами бюстов.

Да, интересный реверс. Не слышал о подобном божестве... Здорово было бы заиметь монетку с таким реверсом!!!  :cool:

0

605

bishep801 написал(а):

Сегодня разбирал ассы Траяна и меня привлёк вот такой тип с редким божеством

СИЛЬВАН (Silvanus, от silva, «лес»)

Очень интересно! Спасибо!

А что у товарища Сильвана на лодыжках? :question:

Погремушки из ракушек(как у индейцев?), утяжелители для наращивания мышечной массы(как у спортсменов?), деталь крестьянской одежды(какая, зачем?)?
:dontknow:

И ножик кривой. Сучки у деревьев обрезать?

http://s012.radikal.ru/i320/1412/ac/f1e69e85a994.gif

0

606

bishep801 написал(а):

Сегодня разбирал ассы Траяна и меня привлёк вот такой тип с редким божеством

Нууу, очень любопытная монетка, спасибо!  :cool:

Я правильно понимаю, что этот асс Траяна — вариант RIC 491? Только в варианте RIC изображённый на реверсе бог вместо кривого ножа держит в правой руке скипетр, символ власти.

Тогда это не Сильван, покровитель лесов, охоты и растительности, а  Сатурн, бог подземного мира и земледелия.

Со времён Империи Сильван был довольно популярным, но «низовым» божеством. Хотя только в Риме ему и было посвящено не менее 11 небольших эдикул и алтарей (но не общественных, а частных), он имел культ лишь среди плебса и рабов и назывался «отбросом», «чернью земных богов» (Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия, VIII, 601; Марциан Капелла, II, 167) и «полускотом-полубогом» (Стаций. Фиваида, VI, 111).

Короткий период официального почитания Сильвана относят к правлению Адриана и Антонина Пия, которые даже изобразили его на нескольких своих медальонах. Это можно связать с большой, всепоглощающей страстью обоих императоров к охоте и рыбной ловле, — что считалось «низкой привычкой». Кроме того, следует добавить, что Сильван и молитвы к нему были связаны со смертью и загробным миром, что также не позволяло считать его «добрым» богом.

Хотя для Адриана и Пия это всё, конечно, было пофиг (а Адриан даже изображался у алтаря Сильвана на одном из своих барельефов, который после переработки был перенесён на Арку Константина в Риме), но сразу после их смерти всё опять вернулось на круги своя и знатные римляне вновь стали считать охоту «западлом», т.е. не достойным времяпрепровождением, а, скорее, развлечением для подростков. Да и сам культ Сильвана так и остался чисто «народным», связанным с частными погребальными коллегиями.

Если довериться определению мужика с серпом как Сатурна, то тут, вроде, всё сходится. Сатурн как бог земледелия и садоводства обычно изображался держащим в руке серп или садовый кривой нож (falx), «как какой-нибудь подрезыватель разросшихся ветвей» (Арнобий, VI, 12), поэтому он получил эпитет Вооружённый Серпом (Falcifer), где серп называли «знаком жатвы», «сатурновым зубом», так как «этому богу приписывают прививки черенков и выращивание плодов» (Вергилий. Георгики, II, 406–407; Макробий. Сатурналии, I, 7, 24–25; Ювенал, V, 13, 39).

Глазастый puppyen (спасибо, Дима, за зоркий глаз!  :glasses: ) разглядел на лодыжках изображаемого бога какие-то «погремушки». На самом деле, это шерстяные повязки, связывающие ноги культовой статуи Сатурна, стоящей в его главном храме в Риме.

В течение целого года, за исключением праздника Сатурналий (проходившего в конце декабря),  подножие статуи было увито шерстяными лентами (шерсть — символ очищения и отвращения бед) и как бы заковано (nexus), — чтобы исходящая от бога благодать вечно была связана с Городом и народом.

В канун Сатурналий статуя Сатурна освобождалась от шерстяных пут и от этого события производят римскую поговорку: «У богов шерстяные ноги» (Di irati laneos pedes habent). Иногда этот обряд развязывания считают как общим символом неразрывного покровительства Сатурна земледелию римлян, так и символом «освобождения»  помещённого в «темницу» зерна (Цицерон. О природе богов, III, 62; Плиний, XVI, 32; Макробий. Сатурналии, I, 8, 5; I, 22, 8; Арнобий, IV, 24).

Как известно, одним из главных составляющих Сатурналий был не только праздничное карнавальное действо и общественные увеселения.  К концу праздника (в период зимнего солнцестояния, когда Солнце входит в знак Козерога), все должники и их долги должны быть учтены, а все налоги собраны. Освобождение от долгов (nexum absolvere) рассматривалось как обряд очищения общества перед лицом богов (Иоанн Лид. О месяцах, IV, 92).

Если исходить из примерной датировки этих ассов Траяна (112/113 – 114 гг.), то их можно отнести к празднованию первого 5-летия власти императора. Тогда, весьма приблизительно, этот нумизматический сюжет можно истолковать следующим образом: вступление Траяна в новое 5-летие власти обещает народу Рима праздник, изобилие и процветание, а также продолжение уже начавшегося прощения долгов и алиментарной политики императора, направленной на благо римлян, — что подтверждают  нумизматические легенды и сюжеты на других монетах Траяна этого периода.

+6

607

Спасибо bishep801 за любопытную монетку, а Сергею Георгиевичу за исчерпывающий комментарий! Было очень интересно!

0

608

Никто написал(а):

Нууу, очень любопытная монетка, спасибо! 
Я правильно понимаю, что этот асс Траяна — вариант RIC 491? Только в варианте RIC изображённый на реверсе бог вместо кривого ножа держит в правой руке скипетр, символ власти.
Тогда это не Сильван, покровитель лесов, охоты и растительности, а  Сатурн, бог подземного мира и земледелия.

В каталоге чёткое описание,что это Сильван - в козьей шкуре, с сосновой ветвью,с серпом или кривым ножом. Есть указание на RIC II 491, но каталог не относит эту монету к этому типу - Wоytek 462, RIC II -. Почему тогда они отнесли данное божество к Сильвану, мне не ясно, уж очень серьёзная работа. Не могли же они божества перепутать. Перед тем,как выставить монетку, я почитал разный материал, меня единственное,что смутило в Сильване - так это серп или изогнутый нож.
http://s7.uploads.ru/bCAJO.jpg
http://s9.uploads.ru/O5P7z.jpg
а первое попавшее изображение показывает его в таком виде
http://s3.uploads.ru/t/YVcpb.jpg
Чем привлекла меня эта монетка - тем,что она совсем не характерна для чеканки такого императора,как Траян.И почему чеканка именно 6 консульства, во время развёртывания и начала боевых действий на Востоке.

Отредактировано bishep801 (2019-01-03 03:32:19)

+2

609

bishep801 написал(а):

В каталоге чёткое описание,что это Сильван - в козьей шкуре, с сосновой ветвью,с серпом или кривым ножом. Есть указание на RIC II 491, но каталог не относит эту монету к этому типу - Wоytek 462, RIC II -. Почему тогда они отнесли данное божество к Сильвану, мне не ясно, уж очень серьёзная работа. Не могли же они божества перепутать. Перед тем,как выставить монетку, я почитал разный материал, меня единственное,что смутило в Сильване - так это серп или изогнутый нож.
а первое попавшее изображение показывает его в таком виде

Я в своё время просмотрел некоторое количество изображений Сильвана. Очень много фрагментарных, с утратами, но, как я в итоге понял, Сильван практически всегда изображался с животными (чаще всего - с собакой, иногда с бараном).

Приведённая Вами скульптура хранится в Термах Диоклетиана и относится к времени Адриана. В руках Сильван держит не фалькс, а педум, изогнутый пастуший посох (тока у него нижний кусок обломан). Впрочем, известны и изображение Сильвана с фальксом в руке: Антиной в образе Сильвана из Палаццо Массимо в Риме (период Адриана) и Сильван с алтаря II-III вв. из Капитолийских музеев.

В любом случае, это никак не повышает уровень "низового", рабского культа Сильвана, поэтому лично мне крайне трудно объяснить любой интерес Траяна к подобному божку, да ещё связанному со смертью и загробным миром. На мой взгляд, он бы побрезговал...

Почему Адриан и Антонин Пий ввели (очень краткое по времени) почитание Сильвана я уже чуть-чуть пояснил. Если нужно более развёрнуто, могу выложить целую статейку на эту тему.

P.S. Наверное, это очень нагло, но всё же скажу: не исключаю, что г-н Войтек не очень представляет смысл и статус культа Сильвана, поэтому с его атрибуцией согласиться не могу. Всё ИМХА ИМХАвая.  :blush:

Отредактировано Никто (2019-01-03 04:45:39)

+6

610

Никто написал(а):

P.S. Наверное, это очень нагло, но всё же скажу: не исключаю, что г-н Войтек не очень представляет смысл и статус культа Сильвана, поэтому с его атрибуцией согласиться не могу. Всё ИМХА ИМХАвая.

У меня тоже закралось абсолютно такая же мысль, учитывая, что изображение на монете больше подходит под ваше описание Сатурна.Собачка у ног божества развеяла бы мои сомнения. Но тогда, какую ветвь держит он в левой руке на монете?

0

611

bishep801 написал(а):

Но тогда, какую ветвь держит он в левой руке на монете?

В принципе, - как "подрезыватель разросшихся ветвей" (Арнобий, VI, 12) и бог произрастания и урожая, - Сатурн может держать в руках ЛЮБУЮ ветку.

0

612

Никто написал(а):

Почему Адриан и Антонин Пий ввели (очень краткое по времени) почитание Сильвана я уже чуть-чуть пояснил. Если нужно более развёрнуто, могу выложить целую статейку на эту тему.

Сергей Георгиевич, пожалуйста если есть возможность выложите эту статью. Пока не могу прийти к однозначному выводу по типу божества на представленном ассе Траяна, есть желание досконально разобраться в этом вопросе. Woytek  и команда по косточкам разобрали практически все каталоги и может быть у них были веские основания причислить данное божество к Сильвану ( хотя они очень подробно разобрали каталог RIC со всеми нюансами, где божество на ассе было Сатурном,но они его исключили).
Спасибо вам за развёрнутые комментарии http://s009.radikal.ru/i308/1711/33/196cce03247d.gif

0

613

Статейка старая, сейчас я бы написал её немножко по-другому. Но, в любом случае, она показывает, что на медальонах эпохи, очень близкой к правлению Траяна, Сильван всегда изображался с животинкой - бараном или собакой.

http://s8.uploads.ru/t/L2mbI.jpg

+2

614

http://s5.uploads.ru/t/WabPK.jpg

+1

615

http://s8.uploads.ru/t/rjs00.jpg

+1

616

http://s7.uploads.ru/t/NMUHk.jpg

+1

617

http://s5.uploads.ru/t/htNpI.jpg

+1

618

http://sh.uploads.ru/t/MKbwy.jpg

+1

619

http://sg.uploads.ru/t/bYwIV.jpg

+1

620

http://sd.uploads.ru/t/FaDl7.jpg

Где-то так...

+2

621

...Сергей Георгиевич спасибо, как будто снова в Риме побывал...  :flag:

0

622

Сергей Георгиевич спасибо, буду изучать :flag:  :writing:

0

623

Редчайший аурей Траяна с Немезидой (Возмездие), примерно 108-110 годы,Рим.
Известна в единственном экземпляре, если память не изменяет в Национальной библиотеке Франции.
Woytek 293f, RIC II -
http://s7.uploads.ru/MmXe7.jpg

+4

624

Никто написал(а):

Римская нумизматика в своих сюжетах - штука весьма рациональная и наполнена внутренней логикой. В ней, по моему мнению, всё довольно неплохо расписано и "язык тела" является важным аргументом для тех или иных определений.

А есть ли какие-либо специализированные труды по этой теме?    :question:

То есть определенный разворот (объемное расположение) персонификации - есть
ли какие-то объективные трактовки мэтров от антики именно по сути темы?

                                                 :question:

0

625

Лодочник написал(а):

А есть ли какие-либо специализированные труды по этой теме?    :question:

То есть определенный разворот (объемное расположение) персонификации - есть
ли какие-то объективные трактовки мэтров от антики именно по сути темы?

Скажу честно, - "мэтрам от антики" на всё это глубоко наплевать, хотя какие-то, совсем мелкие работы, по очень узким вопросам, читать приходилось.

На мой взгляд, чтобы сделать некий набор примеров "языка тела", необходимо проработать практически весь репертуар римских монет. На данный момент таковым итоговым трудом является 13-томный каталог RIC. Плохой он или хороший, с ошибками, очепятками, но он ЗАКОНЧЕН и даёт большой предварительный материал для изучения. К примеру, чтобы просто расписать только мифологические сюжеты по RIC, мне понадобилось более двух лет. И это только черновая и, наверняка, не самая совершенная работа, которая постоянно уточняется.

Если совсем серьёзно, чтобы написать хоть какую-то работу, реально обобщающую и объясняющую сюжеты в римской нумизматике, нужно, чтобы, условно говоря, "в одной комнате" собралось сразу несколько специалистов высокого уровня: нумизмат-исследователь, историк, религиовед, знаток античного быта и материальной эпохи и искусствовед (не обязательно античник). Тока это - идеал, сферический конь в вакууме.

+3

626

Лодочник написал(а):

А есть ли какие-либо специализированные труды по этой теме?

Есть труд Беллинджера "Victory as a coin type" 1962 года. Но я не читал, увы. В свободном доступе нет. Мне кажется, что-то близкое должно быть тому, о чем говорим

+1

627

Лодочник написал(а):

А есть ли какие-либо специализированные труды по этой теме?   
То есть определенный разворот (объемное расположение) персонификации - есть
ли какие-то объективные трактовки мэтров от антики именно по сути темы?

Разбирая монеты часто натыкаюсь на одинаковые персонажи реверса, но с разным положением фигур,которое объяснить пока никак не получается,но интерес и любопыство подталкивают к дальнейшему изучению.
Покажу для примера несколько монет Траяна, которые пока объяснить не могу, с чем связано различие положения персонажей.
http://s5.uploads.ru/U0Owc.jpg

http://sd.uploads.ru/Ht6jW.jpg
Аурей Траяна с Абунданцией. Фигуры повёрнуты и влево и вправо.
http://s3.uploads.ru/NxJdi.jpg
http://s8.uploads.ru/WBZqS.jpg
Отец Траяна и Нерва.Положение бюстов меняются местами.
http://s8.uploads.ru/2CFYA.jpg
http://s7.uploads.ru/GRacw.jpg
Гений.Положение фигуры тоже меняется
http://s7.uploads.ru/2qCxk.jpg
http://s5.uploads.ru/iR9Yh.jpg
Траян и Юпитер. На первой монете Траян стоит повернувшись лицом к божеству, а на второй голову повернул от Юпитера и держит ветвь. Как это интрепетировать, ума не приложу.  Много вопросов, может вольности резчика,но я пока меньше всего поддерживаю эту версию.

0

628

bishep801 написал(а):

может вольности резчика,но я пока меньше всего поддерживаю эту версию.

Резчиков, а не резчика! Он же не один был на весь Рим! Цехов то по производству монет скорее всего не мало было! :flag:

0

629

Bond.James Bond написал(а):

Резчиков, а не резчика!

Я имел в виду по каждому монетному кружку, они же не вдесятером резали один реверс одного штемпеля :hobo:

0

630

Насколько я вижу , то у вас все разноштемпельные. И аверсы и реверсы.

0


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Обсуждение и определение монет » Интересные денарии Траяна