Античная нумизматика и история

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Обсуждение и определение монет » Интересные денарии Траяна


Интересные денарии Траяна

Сообщений 421 страница 450 из 935

421

xxxcaracallaxxx написал(а):

Так и разделяйте...

Боязно...пошёл против мэтра, самозванец :hobo:

А Септимий приятный, вариант с эгидой на левом плече :cool:

0

422

xxxcaracallaxxx написал(а):

Так и разделяйте...

Полностью с вами согласен! :flag:

0

423

bishep801 написал(а):

Боязно...пошёл против мэтра, самозванец
А Септимий приятный, вариант с эгидой на левом плече

1. С большой долей вероятности этот тип просто не попался на глаза Вашему уважаемому Войтеку... Вам - попался... У Вас более полная картина. Тут даже сомнений нет - надо обязательно включать...  http://s019.radikal.ru/i621/1711/5f/dce98ec67d29.gif
2. Да, на денарии Септимия Севера такое я впервые вижу... Но, состояние - не мое... Если кому интересен будет такой необычный СС, даю ссылочку...

https://www.ma-shops.com/kuenkeramdom/i … e=overview

Может быть, украсит чью-то российскую коллекцию!

0

424

bishep801 написал(а):

Боязно...пошёл против мэтра, самозванец :hobo:

Bond.James Bond написал(а):

Полностью с вами согласен! :flag:

Да все в порядке, Александр!

Вы увидели детали, которые в свое время не увидел мэтр.

И что?

Вы просто дополняете его исследования на материале,
который был ему не доступен, либо он его пропустил в
силу определенных обстоятельств.

И возможно будущий каталог за Вашим именем будет на
момент выпуска самым исчерпывающим по теме - так
что с того?

Меня вот тоже Осмунд Бопераччи може попинает за
исследования на тему серебряных монет Менандра Сотера,
так не застрелиться же мне...

                                   http://i047.radikal.ru/1412/66/5b6f222f5d3c.gif

+1

425

xxxcaracallaxxx написал(а):

1. С большой долей вероятности этот тип просто не попался на глаза Вашему уважаемому Войтеку... Вам - попался... У Вас более полная картина. Тут даже сомнений нет - надо обязательно включать...  
2. Да, на денарии Септимия Севера такое я впервые вижу... Но, состояние - не мое... Если кому интересен будет такой необычный СС, даю ссылочку...
https://www.ma-shops.com/kuenkeramdom/i … e=overview
Может быть, украсит чью-то российскую коллекцию!

Именно представленные варианты есть у Войтека в книге, но под одним видом, мне интереснее вариант с их разделением
Септимий приятный, всё будет зависеть от завтрашнего Nomos, мне по нраву такой Септимий, Алексей спасибо за ссылку! http://s014.radikal.ru/i329/1711/da/6b51eb392b1c.gif

0

426

bishep801 написал(а):

В том то и дело, что Войтек вносит их, как один тип, а у меня желание их разделить. По другим монетам Войтек выделяет в отдельный тип, если присутствует или отсутствует перевязь меча

По моему мнению, тип этого портрета Траяна с "перевязью" - отдельный.

И, если позволите, мелкое крохоборство... А нельзя ли, пока Вы ещё "старте", как-то унифицировать описание аверса?

Просто, без обид, как-то странно звучит "голова увенчана венком". Это тавтология. Выражение "3/4 фронтально вправо" вообще не понял.

Скажу, как я понимаю. Основной монетный тип аверса на монетах Империи определяется двумя определяющими критериями:

- типом портрета (голова, бюст)

- поворотом (вправо, влево, анфас). В очень редких случаях есть поворот в 3/4 - т.е. анфас, но не прямоличный, а с некоторым поворотом от зрителя.

А вот далее идут дополнительные описания портрета (сортирую по их примерной значимости):

- венок (разных видов), диадема, воинский шлем, волчий или львиный скальп, шапка (это для Поздней Империи); отсутствие любых знаков отличия на голове тоже оговаривается

- борода (если есть)

- наличие драпировки, воинской кирасы и пр. на бюсте императора

- наличие вооружения (щит, копье и др.) или иных атрибутов (скипетр, цветок и т.п.); у Константина Великого и Криспа, кажись, даже лошадка уместилась

- детализация одежд (эгида, застёжка, перевязь и т.д.) и вооружения (надписи или рисунки на щите)

- боги, возлагающие венок на голову императора (для Августа)

- внешние предметы на которые может опираться бюст императора (герма, земная сфера и пр.). Поясню кое-что. ЛИЧНО МНЕ не нравится слово "глобус", т.к. звучит оно как-то "не антично". Для меня это всё равно, что сказать не "калиги", а "ботинки". Поэтому пишу не "глобус", "земная сфера". Впрочем, дело вкуса.

Таким образом, приблизительное описание какого-нибудь аверса монеты Империи сделал бы такое:

Драпированный бюст императора в лавровом венке, повёрнутый вправо; на правом плече - эгида, под обрезом плеча - земная сфера. Всё ИМХО.

+2

427

Никто написал(а):

По моему мнению, тип этого портрета Траяна с "перевязью" - отдельный.
И, если позволите, мелкое крохоборство... А нельзя ли, пока Вы ещё "старте", как-то унифицировать описание аверса?
Просто, без обид, как-то странно звучит "голова увенчана венком". Это тавтология. Выражение "3/4 фронтально вправо" вообще не понял.
Скажу, как я понимаю. Основной монетный тип аверса на монетах Империи определяется двумя определяющими критериями:
- типом портрета (голова, бюст)
- поворотом (вправо, влево, анфас). В очень редких случаях есть поворот в 3/4 - т.е. анфас, но не прямоличный, а с некоторым поворотом от зрителя.
А вот далее идут дополнительные описания портрета (сортирую по их примерной значимости):
- венок (разных видов), диадема, воинский шлем, волчий или львиный скальп, шапка (это для Поздней Империи); отсутствие любых знаков отличия на голове тоже оговаривается
- борода (если есть)
- наличие драпировки, воинской кирасы и пр. на бюсте императора
- наличие вооружения (щит, копье и др.) или иных атрибутов (скипетр, цветок и т.п.); у Константина Великого и Криспа, кажись, даже лошадка уместилась
- детализация одежд (эгида, застёжка, перевязь и т.д.) и вооружения (надписи или рисунки на щите)
- боги, возлагающие венок на голову императора (для Августа)
- внешние предметы на которые может опираться бюст императора (герма, земная сфера и пр.). Поясню кое-что. ЛИЧНО МНЕ не нравится слово "глобус", т.к. звучит оно как-то "не антично". Для меня это всё равно, что сказать не "калиги", а "ботинки". Поэтому пишу не "глобус", "земная сфера". Впрочем, дело вкуса.
Таким образом, приблизительное описание какого-нибудь аверса монеты Империи сделал бы такое:
Драпированный бюст императора в лавровом венке, повёрнутый вправо; на правом плече - эгида, под обрезом плеча - земная сфера. Всё ИМХО.

Большое спасибо за совет, Сергей!
С земной сферой- мне понравился вариант, тоже не устраивает глобус, ухо режет!
Я и сам не рад от такой классификации, которую сделал Бернхард Войтек. Мне часто бывает трудно определить где бюст полуфронтально, а где на 3/4. Когда просматриваю старые каталоги по Траяну, трудно угадать с совместимостью вариантов бюстов старых и новых каталогов. Но данную планку, которую задал новый каталог, по разновидностям бюстов императора игнорировать тоже не могу. Голова трещит, как сделать правильно, чтобы понятно всё было и с учётом всех разновидностей
Вот один из примеров:
http://sh.uploads.ru/vXS7A.jpg
http://s3.uploads.ru/xvCQg.jpg
http://sg.uploads.ru/C8URD.jpg
Как то так, ещё раз спасибо за отличный совет, мне понравился! http://s014.radikal.ru/i329/1711/da/6b51eb392b1c.gif

+1

428

bishep801 написал(а):

Просто, без обид, как-то странно звучит "голова увенчана венком". Это тавтология. Выражение "3/4 фронтально вправо" вообще не понял.

Сколько раз я писал, с массой вариантов, но всё не так, нет внутреннего удовлетворения. Специально покупал книгу Римские монеты в собрании ГИМ, но тоже не устраивает описание монет.Просматриваю много различной литературы и сайтов по монетам, но к единой линии описи монет пока не пришёл, выбираю варианты которые меня устраивают. ''Драпированный бюст''  по мне лучше звучит как ''бюст в палудаментуме''.

0

429

bishep801 написал(а):

''Драпированный бюст''  по мне лучше звучит как ''бюст в палудаментуме''.

Кстати мне тоже!

0

430

bishep801 написал(а):

Сколько раз я писал, с массой вариантов, но всё не так, нет внутреннего удовлетворения. Специально покупал книгу Римские монеты в собрании ГИМ, но тоже не устраивает описание монет.Просматриваю много различной литературы и сайтов по монетам, но к единой линии описи монет пока не пришёл, выбираю варианты которые меня устраивают. ''Драпированный бюст''  по мне лучше звучит как ''бюст в палудаментуме''.

Я решил проблему просто - перевел с английского на русский описание, данное в RIC. Оно точно соответствует тому, что в качестве примера привел коллега Никто... Вопрос в другом, у Северов, к примеру, нет такого количества типов бюстов, а вот Ваш период - он конечно "пестрит" вариациями... Я бы не изобретал велосипед, а аккуратно взял бы все типы бюстов, упомянутые в RIC, перевел бы их (не так важно есть язык, нет ли его - Вы уже сто пудов легко разберетесь (нет, коллеги подсобят)), и все будет "путем" :cool:

0

431

xxxcaracallaxxx написал(а):

Я бы не изобретал велосипед, а аккуратно взял бы все типы бюстов, упомянутые в RIC, перевел бы их (не так важно есть язык, нет ли его - Вы уже сто пудов легко разберетесь (нет, коллеги подсобят)), и все будет "путем"

В RIC нет и половины описанных типов, тот перевод который указан у меня в каталоге, это прямой перевод Войтека, но он не очень устраивает меня

0

432

bishep801 написал(а):

Просто, без обид, как-то странно звучит "голова увенчана венком". Это тавтология. Выражение "3/4 фронтально вправо" вообще не понял.

Сколько раз я писал, с массой вариантов, но всё не так, нет внутреннего удовлетворения. Специально покупал книгу Римские монеты в собрании ГИМ, но тоже не устраивает описание монет.Просматриваю много различной литературы и сайтов по монетам, но к единой линии описи монет пока не пришёл, выбираю варианты которые меня устраивают. ''Драпированный бюст''  по мне лучше звучит как ''бюст в палудаментуме''.

Может, в данном случае всё-таки изобрести велосипед??? Я верю в большой авторитет и знания г-на Войтека, но мне кажется, что стоит всё-таки попробовать переписать "по-русски" общий тип портретов, ориентированных в пространстве.

Т.е. тут для меня есть только четыре варианта: вправо, влево, анфас, в 3/4. Никаких "3/4 фронтально вправо". Если честно, как-то вообще очень плохо представляю, что это такое.

Наличие венка я всё же поставил бы в самое начало, а не дублировал вторым предложением описания.  Т.е. "такой-то бюст императора в лавровом венке и т.д.".

"палудаментум" слово красивое, но вот боюсь я таких ТОЧНЫХ атрибуций - слишком мало наглядности на небольшом монетном кружке. Так можно далеко зайти и начинать давать (а то и придумывать) детальные атрибуции во всех монетных изображениях. Типа не в "доспехах" , а в "лорике", не "перевязь", а "подвес для гладия или паразония", императрицы будут не в "драпировке", а в "столе". Потом начнём разбирать лорику по типам, искать отличие "столы" от "туники". Ну, и так далее...

Что же касается описаний RIC, то они нууу очень неровные. Так как каталог выходил в общей сложности лет 70 и силами разных авторских коллективов, там есть тома с очень "подробными" описаниями аверсов и реверсов, но есть и очень ..... "лаконичные" (это если без мата).

Там реверс, к примеру, могут описать "галера влево", а там на корабле и две мачты, и куча человечков, разное количество вёсел, и какая-то фигня в воде плавает.  Или описать "такая-то богиня стоит влево", а там богиня корпусом повернулась влево, но голова повёрнута назад (т.е. вправо), в одной руке держит одну штукенцию, в другой руке - ещё какую-то хреновину, у ног кустик растёт. Так что RIC (при всё моём уважении) - это совсем не истина в последней инстанции.

Для себя нашёл следующий выход. Разумеется, в отличие от уважаемых авторов RIC, у нас нет возможности лет за 10-15 поштемпельно отсмотреть мировые нумизматические коллекции. Поэтому, если в RIC имеется действительно подробное описание сюжета аверса и реверса, то я принимаю его "на веру", хотя проверить "на вшивость" парой-тройкой легконаходимых примеров - обязательно. А вот, если ничего не понятно или описание совсем лаконично, то только один способ - любыми путями искать воспроизведение монетки и смотреть своим глазом.

Мне как раз такое счастье недавно подвалило - расписать по типам все мифологические сюжеты на монетах Империи, основываясь на материале всех томов RIC. Плохо или хорошо не знаю, но полную роспись я сделал - за какие-то жалкие три года. А это только черновой материал, его ещё в таблицы загонять надо, заумные объяснялки по этому вопросу калякать. Если доживу, разумеется....  :D

+2

433

Никто написал(а):

Может, в данном случае всё-таки изобрести велосипед???

Вот и ломаю голову, как это всё правильно выразить. Сделать так, чтобы не стыдно было перед людьми http://s020.radikal.ru/i722/1404/43/05dfbdf2387a.gif
По началу делал по каждому типу вот такую страничку, но думаю терпения не хватит, пока остановился. Всё, что выкладываю - имеет пока черновой вариант
http://s9.uploads.ru/1I7C6.jpg

+1

434

Никто написал(а):

Мне как раз такое счастье недавно подвалило - расписать по типам все мифологические сюжеты на монетах Империи, основываясь на материале всех томов RIC. Плохо или хорошо не знаю, но полную роспись я сделал - за какие-то жалкие три года. А это только черновой материал, его ещё в таблицы загонять надо, заумные объяснялки по этому вопросу калякать. Если доживу, разумеется....

Обязательно бы взял такую книжку

0

435

Хороший пример. У меня этот сюжет реверса имеет аж три варианта описания - отдельно для каждой географической персонификации. При этом я не мог себе позволить каждый раз максимально подробно описывать все персонификации. "Подробность" появлялась для каждой конкретной богиньки.

Могу привести примеры такого "чернового" описания.

Армения:
- лежит в тиаре, повернувшись влево; слева от неё лежит Евфрат, повернувшись вправо, справа от неё – лежит Тигр, повернувшись влево; над ними анфас стоит Траян, голова повёрнута вправо; в правой руке император держит копьё, в левой – паразоний – Траян (II, 289, 642)

Евфрат:
- лежит, повернувшись вправо; локтем правой руки опирается на урну, в левой – держит тростник; справа от него лежат, повернувшись влево, Армения в тиаре и Тигр; над ними анфас стоит Траян, голова повёрнута вправо; в правой руке император держит копьё, в левой – паразоний – Траян (II, 289, 642)

Тигр:
- лежит, повернувшись влево; локтем левой руки опирается на урну, в правой – держит тростник; слева от него лежит Армения в тиаре, повернувшись влево, и Евфрат, повернувшись вправо; над ними анфас стоит Траян, голова повёрнута вправо; в правой руке император держит копьё, в левой – паразоний – Траян (II, 289, 642)

+2

436

Немножко не по теме, извиняюсь. Сто раз пытался разным людям плюсики ставить. Жму в правом углу поста, где нолик, а ничего не получается, фигушки.

Чё я делаю не так? Объясните дураку.

0

437

bishep801 написал(а):

Никто написал(а):

    Мне как раз такое счастье недавно подвалило - расписать по типам все мифологические сюжеты на монетах Империи, основываясь на материале всех томов RIC. Плохо или хорошо не знаю, но полную роспись я сделал - за какие-то жалкие три года. А это только черновой материал, его ещё в таблицы загонять надо, заумные объяснялки по этому вопросу калякать. Если доживу, разумеется....

Обязательно бы взял такую книжку

Спасибо, но это ещё нескоро случится.

Если любопытно, могу для примера какую-нибудь маленькую готовую статейку из будущего словаря  выложить.

Например, про персонификацию Тигра. Таблицы там не готовы, а вот историко-мифологическая часть и нумизматический комментарий вчерне уже написаны. И картинки более-менее подобраны.

0

438

Никто написал(а):

Сто раз пытался разным людям плюсики ставить. Жму в правом углу поста, где нолик, а ничего не получается

С левой стороны под аватаром есть опция (вторая строка),
там плюсик в квадратике, вот на него и жать.

                                   http://s43.radikal.ru/i101/1404/2f/89cd7451d54c.gif

+1

439

Никто написал(а):

Если любопытно, могу для примера какую-нибудь маленькую готовую статейку из будущего словаря  выложить.

С удовольствием бы посмотрел и оценил :yep:

0

440

Вот ещё вариант, но уже с описанием легенды аверса и реверса монеты
http://s3.uploads.ru/GrEhT.jpg
Ещё добавилась проработка ссылок  RSC (Roman Silver Coins) и BMC (The Roman coins in the British Museum)

+1

441

Сегодня у меня, как у белых людей выходной вышел, настроение хорошее, Траяна немного помучаюhttp://s019.radikal.ru/i638/1711/29/d0da20c07c78.gif
http://s9.uploads.ru/0fOuw.jpg
Вот сделал фото ас Траяна с Nauman
http://sg.uploads.ru/Mup64.jpghttp://sg.uploads.ru/li3sS.jpg
У меня сразу возник вопрос, как правильно пишется ас или асс, или вообще ассарий? А то пишут, кто во что горазд :dontknow:

+4

442

Лодочник написал(а):

Никто написал(а):

    Сто раз пытался разным людям плюсики ставить. Жму в правом углу поста, где нолик, а ничего не получается

С левой стороны под аватаром есть опция (вторая строка),
там плюсик в квадратике, вот на него и жать.

Большое спасибо! Наконец-то смогу многим отомстить.  :crazy:

0

443

bishep801 написал(а):

У меня сразу возник вопрос, как правильно пишется ас или асс, или вообще ассарий? А то пишут, кто во что горазд :dontknow:

Если мы говорим про медную монету соответствующего весового стандарта, отчеканенную в Империи, - это асс.

Если про монетку провинциальной чеканки - это ассарий, Где-то так.

+1

444

bishep801 написал(а):

Никто написал(а):

    Если любопытно, могу для примера какую-нибудь маленькую готовую статейку из будущего словаря  выложить.

С удовольствием бы посмотрел и оценил :yep:

Вот, выкладываю - но без таблицы (с описанием монетного типа, ссылками и картинкой самой монетки).

Два предуведомления: цветные картинки при печати будут чёрно-белыми; греческий текст сейчас может не "прописаться". Итак...

ТИГР (Τίγρης, Τίγρις, Tigris) — географическая персонификация, олицетворение Тигра, крупной реки в Передней Азии, протекающей по территории современной Турции, Сирии и Ирака. Общая длина реки — 1850 км.

     ГЕОГРАФИЯ. ИСТОРИЯ
     Тигр берёт начало в пределах Армянского нагорья, далее течёт на юг, огибая с юга долину Месопотамии, соединяется с рекой Евфрат, образуя  новую реку — Шатт-эль-Араб или Арвандруд, и уже после этого впадает несколькими рукавами в Персидский залив Аравийского моря. По сведениям Плиния, Тигр первоначально имел выход в море отдельно от Евфрата (Геродот, I, 180; I, 184–184; I, 193; V, 52; VI, 20; Ксенофонт. Анабасис, I, 7, 15–16; IV, 1, 3; Диодор Сицилийский, II, 11, 1–3; XVIII, 6, 3; Страбон, XI, 12, 3; XI, 14, 1–2; XI, 14, 7–8; XV, 3, 4; XVI, 1, 9; XVI, 1, 13; XVI, 1, 21; Витрувий, VIII, 2, 6; Арриан. Поход Александра, V, 5, 5; Индика, 42; Курций Руф, IV, 5, 4; IV, 9, 6; Птолемей. География, V, 12, 1–3; V, 13, 7; Дионисий Периэгет, 975–995; Помпоний Мела, I, 63; III, 76–78; Плиний, V, 83–90; VI, 127–131; Сенека. О природе, III, 26, 4; VI, 8, 2; Лукан. Фарсалия, III, 256–263; Юстин, XLII, 3, 9; Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского, I, 20; Луций Ампелий, VI, 11; Геродиан, VI, 5, 2; Аммиан Марцеллин, XXIII, 6, 15; Филосторгий. Сокращение Церковной истории, III, 7; Орозий, I, 2, 17; I, 2, 20; Прокопий. Война с персами, I, 17, 5–6; Пасхальная хроника, P. 34).     
     Благоприятные природные условия берегов Тигра привели к тому, что примерно с IV тыс. до н. э. здесь зародились древнейшие цивилизации Шумера и Аккада и первые города Древнего Востока. В плодородной долине Месопотамии, образованной между Тигром и Евфратом, возникли центры более поздних держав — Вавилонии и Ассирии. На берегах Тигра располагалось множество крупных шумерских городов, использовавших его воды для орошения полей (Ниневия, Ктесифон, Селевкия). Город-государство Лагаш, снабжался водой Тигра, поступавшей из канала, выкопанного около 2400 г. до н. э. С древних времён персы почитали священные воды Тигра и Евфрата (Геродот, I, 138; Тацит. Анналы, VI, 37).
     В период Империи Тигр становится символом пограничной реки (Проперций, III, 4, 4; Дион Кассий, LXXVIII, 1, 4; Геродиан, II, 7, 4; II, 8, 8; VI, 2, 1; VI, 4, 7; VI, 5, 2; Лукан. Фарсалия, VI, 51; Жизнеописания августов. Адриан, V, 3; Латинские панегирики, III, 3, 6; IV, 3, 3; V, 21, 1; Аммиан Марцеллин, XX, 6, 1; XX, 8, 1; XXI, 7, 6; XXIII, 3, 1; XXIII, 3, 5; XXVI, 6, 11; Феодорит. Церковная история, III, 25; Орозий, VII, 12, 2; Созомен. Церковная история, VI, 1; Зосим, III, 32, 4; III, 34, 3; Пётр Патрикий. [История], отрывок 13). Вместе с Евфратом Тигр называют «реками-близнецами» (Латинские панегирики, V, 21, 1).
     Берега Тигра стали местом гибели императора Кара, который в июле-августе 283 г., после взятия Ктесифона, встал у реки лагерем, где был поражён молнией (Евтропий, IX, 18, 1; Орозий, VII, 24, 4; Жизнеописания августов. Кар, VIII, 2–7; Фест. Бревиарий римской истории, XXIV, 2; Кассиодор. Хроника, 1007; Мовсес Хоренаци. История Армении, II, 79; Галльская хроника 511 года, 441).

http://sg.uploads.ru/t/j0qUI.jpg

Бог реки Тигр и персонификации городов Ктесифон и Селевкия (?)
Фрагмент Парфянского фриза из Эфеса; мрамор, 160-е гг.
Вена. Музей Эфеса

     ЭТИМОЛОГИЯ
     Считается, что греческое название реки Тигр происходит от древнеперсидского слова «стрела» (tigrā) (Страбон, XI, 14, 8; Курций Руф, IV, 9, 16), которое, в свою очередь, заимствовано от эламского ti-ig-ra и от шумерского i-digna. Либо — саму бурную реку сравнивают со зверем тигром  (Феодорит. Церковная история, III, 21; Феофан. Летопись, 354),
     Оригинальное шумерское название Idigna или Idigina, вероятно, произведено от слова «бегущая вода» (*id (i)gina), и, возможно, означало «быстрая река», что можно связать с представлением о Тигре как о «быстрейшей из рек» (Дионисий Периэгет, 980–990) — в противоположность Евфрату, который, благодаря бóльшему количеству переносимого ила, имел медленное течение.
     По толкованиям позднеантичных мифографов, ранее река называлось Соллаксом (Σόλλαξ), что переводится как «несущийся». Дионис, скитаясь по землям Армении, не смог перейти бурный речной поток и воззвал с мольбой к Зевсу. Бог послал ему тигрицу, на которой Дионис переправился на другой берег, после чего реку, в память о случившемся, назвал Тигром.
     По другому рассказу, Дионис, приняв образ тигра, овладел нимфой Алфесибеей, родившей на берегу реки сына Меда. Возмужав, Мед в память о происшедшем назвал реку Тигром (Псевдо-Плутарх. О реках. XXIV, 1; Исидор. Этимологии, XIII, 21, 9).
   
     МИФОЛОГИЯ
     Создание реки Тигр описывается в древнейших памятниках шумерской, хеттской и хурритской мифологии. По шумерским мифам, Тигр был создан Энки (Эа), богом плодородия, устроителем земного порядка и покровителем подземных пресных вод. В древнем трактате «Энки и Мировой порядок» (не позднее середины I тыс. до н.э.) повествуется о том, как этот бог отправляется в путешествие по земле, оплодотворяет её, а, поднимаясь вверх по течению Тигра и Евфрата, наполняет сухие русла «свежей искристой водой», чтобы обе реки «ели вместе».

http://s8.uploads.ru/t/X37dD.jpg

Бог реки Тигр
Скульптура на римском саркофаге; мрамор, II в.
Рим. Ватиканские музеи, двор Бельведера

     В хеттской и хурритской мифологии олицетворением реки Тигр называют Аранцаха, сына верховного бога Кумарби и брата Тешуба и Ташмиша. В хеттском эпическом сочинении «О царствовании на небесах» (около I тыс. до н.э.) описывается рождение Аранцаха и его братьев из головы Кумарби, с которым братья позднее вступили в борьбу (О царствовании на небесах, 2). Упоминается Тигр и Евфрат также и в вавилонском мифе об Атрахасисе (XIII в. до н.э.), где повествуется о незапамятных временах, когда Аннунаки, верховные боги, заставили младших богов Игигов выкопать русла для обеих рек (Сказание об Атрахасисе, Таблица I, 25–26).
     Согласно ещё одному литературному памятнику, вавилоно-аккадскому космогоническому эпосу «Энума элиш» (около XII в. до н.э.), первоначальным состоянием Вселенной был хаос, когда не существовало ещё ни земли, ни неба и мир представлял собой смешение двух первобытных водных стихий: женской морской Тиамат и мужского пресноводного Апсу, которые впоследствии родили шесть поколений богов. Вскоре между богами завязалась война, закончившаяся тем, что победивший бог Мардук разделил тело поверженной Тиамат на две части, создав из них небеса и землю; после этого реки Тигр и Евфрат излились из глазниц Тиамат (где Тигр — правое её око, Евфрат — левое око) (Энума элиш. Таблица V, 55).

http://s7.uploads.ru/t/mMTqu.jpg

Бог реки Тигр
Византийская мозаика из Восточной базилики в Ольбии, 539–540 гг.
Каср-Ливия (Ливия). Музей замка
     
     Тигр дважды упоминается в Библии: под именем Хиддекель (Hid'-e-kel, Hiddekel) он называется одной из четырёх рек, омывающих сады Эдема (Бытие 2:14; Иосиф Флавий. Иудейские древности, I, 1, 3; Филосторгий. Сокращение церковной истории, III, 9; Полное описание Вселенной и народов, 4); пророк Даниил получил одно из своих видений «на берегу большой реки Тигра» (Даниил 10:4).
     По греческим мифам, речной бог Тигр считался сыном Океана и Тефии (Гигин. Мифы. Введение, 6).

     ИЗОБРАЖЕНИЯ
     Аллегорические изображения реки Тигр «в гриве лазурных волос» проносились в римских триумфальных процессиях (Овидий. Наука любви, I, 224).

    МОНЕТНЫЕ ТИПЫ

ЗДЕСЬ  - ТАБЛИЦА!

     НУМИЗМАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

     В античном мире была особенно распространена греческая традиция персонифицировать водную стихию во всех её проявлениях (Элиан. Пёстрые рассказы, II, 33). При этом аллегории рек, в виде лежащего старца или плывущего юноши, становятся основным иконографическим типом речных персонификаций как в  искусстве (Филострат Старший. Картины, I, 5, 1–2; Плиний, XXXVI, 58; Павсаний, VIII, 24, 12), так и на римских монетах периода Империи.

     Траян:     
     Тип 01

     Изображение Евфрата, Тигра и персонификации Армении на монетах Траяна 114–117 гг., выпущенных с легендой ARMENIA ET MESOPOTAMIA IN POTESTATEM P[opuli] R[omani] REDACTAE (лат. «Армения и Месопотамия вернулись под власть Римского народа»), можно связать с началом кампании и военными успехами императора в Парфии в этот период, после чего была образована римская провинция Армения (Арриан. Парфика, фрагмент 34; Дион Кассий, LXVIII, 17–20; LXVIII, 18, 3b; LXVIII, 21, 1–2; LXVIII, 33, 1; Евтропий, VIII, 3, 1–2; Аврелий Виктор. О цезарях, XIII, 4; Аммиан Марцеллин, XXIV, 6, 1), а сам Траян получил титул «Парфянский» (Дион Кассий, LXVIII, 18, 3b; LXVIII, 28, 2; AE 1936, 97 = 1936, 52).
     Не исключено, что изображение на монетах Тигра и Евфрата были также связаны с планами императора, который, во время своей военной кампании, намеревался соединить общим каналом русла эти двух величайших рек Азии (Дион Кассий, LXVIII, 28, 1–2; Аммиан Марцеллин, XXIV, 6, 1–2; Григорий Богослов. Слово 5; Зосим, III, 16, 1; III, 24, 2; Либаний. Речи, XVIII, 245; Иоанн Малала. Хронография, XIII, P. 330).

+4

445

Никто написал(а):

Вот, выкладываю - но без таблицы (с описанием монетного типа, ссылками и картинкой самой монетки).

Шикарно!!! 100+. Количество ссылок просто поражает! Я впечатлён!!!  o.O

+1

446

Спасибо. Большое количество ссылок - это возможность спрятаться за широкие спины уже умерших историков...  :blush:

+1

447

У сестерция Траяна с персонификацией Армении, Тигра и Евфрата 3 разновидности, с чем это связано не могу сказать
1
http://s5.uploads.ru/vkIO4.jpg
2
http://sd.uploads.ru/wMFW7.jpg
и третий тип,где персонификация Армении сидит слева от императора, а император наступает на неё ( как зеркальное отображение 1 типа)

+2

448

bishep801 написал(а):

У сестерция Траяна с персонификацией Армении, Тигра и Евфрата 3 разновидности, с чем это связано не могу сказать

Это как раз можно попытаться "прочесть", т.к. римская символика достаточно логична и понятна. В римской нумизматике вообще задействованы "наработки" ещё с периода Республики, - когда определённый жест, поворот фигуры и пр. означал что-то конкретное.

В приведённых вариантах сестерция Траяна  лично я вижу такой зрительный акцент - император попирает Армению. Т.е. речь не идёт о мирном присоединении провинции, а именно о военном возврате, завоевании.

Как видим, на варианте нижней монеты Траяна Армения изображена как завоёванная пленница (capta), да ещё и в позе скорби (подпирая рукой голову). Как мы помним в такой позе уже изображались: Иудея (на монетах Веспасиана и Тита) и Германия (на монетах Домициана).

Я бы примерно так определил общий сюжет этого сестерция Траяна: император победоносно вернул в состав Империи провинцию Армению, омываемую Тигром и Евфратом. Армения, попираемая Траяном, скорбит о своей участи, но смиряется под пятой победителя... ИМХО

+2

449

Никто написал(а):

Это как раз можно попытаться "прочесть", т.к. римская символика достаточно логична и понятна. В римской нумизматике вообще задействованы "наработки" ещё с периода Республики, - когда определённый жест, поворот фигуры и пр. означал что-то конкретное.

Поэтому я отношусь к разновидностям императорских монет очень внимательно. Вряд ли это вольности резчика. Поэтому сразу и обратил внимание на эти изменения сюжета монет.

0

450

Слава Богу, что мне не нужно описывать все штемпельные разновидности этого сестерция, т.к. в RIC (за рамки которого я не выхожу) - описывается только один тип!

А вот Вам - придётся все описывать!!!  http://s014.radikal.ru/i329/1711/da/6b51eb392b1c.gif

0


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Обсуждение и определение монет » Интересные денарии Траяна