Akrosas
А в Аке и Тире (до ДП) явно подражания. Причем подражания и аверсам и реверсам и Мемфиса и Тарса. Только дифферетны другие. Сами посудите, что там за стиль в Аке и Тире, и сравните их с обсуждаемыми городами. Аке и Тиру явно не достались крутые АМовские резчики, и вообще непонятно, как АМ мог разрешить чеканку в таком стиле. Другое дело, что Тир для АМ - это помнится не особо и дружественный центр. Сколько АМ времени потратил на взятие Тира. Насчет Аке не в курсе...
Ну явное подражание, то ли Тарсу, то ли вообще стандартному Дамаску.
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=182164
И вообще не стоит забывать полисную систему эллинизма. Вот отрывок из одной довольно известной книги:
"В борьбе за наследство Александра практически не выступают как самостоятельная сила многочисленные общины с полисным устройством, основанные или заново обустроенные его преемниками – Селевк будто бы основал 70 городов (известны названия 60), Птолемей и его наследники – 34, Лисимах – 5, Кассандр – 31.
Эти города, в отличие от большинства подвластных прежде Ахеменидам и, по всей видимости, в отличие от основанных самим Александром, обладали чертами полисного устройства, выработанными в классической Элладе. Им был присущ институт гражданства, дающего право на владение землей в городской округе, собственные законоустановления, ополчение, выборные органы самоуправления (избираемые агораномы и демархи существовали даже в столице Селевкидов – Антиохии на Оронте, и прослывший чудаковатым Антиох Эпифан "на агоре..., давая руку одним, обнимая других, ... просил отдать ему голоса, чтобы стать то агораномом, то демархом"2). В таких городах как правило отсутствовала постоянная царская администрация, сношения с центральной властью осуществлялись через посольства, царские предписания облекались в форму рекомендательных писем, рассмотрев которые города принимали соответствующие решения (письмо Антиоха III городу Магнесии прямо указывает: "Мы написали нашим делопроизводителям, чтобы города также приняли соответствующие решения"3; даже для того, чтобы поставить в Селевкии Пиерийской статую своего приближенного Аристолоха, Селевк обращается к ее народному собранию с письмом, и те принимают необходимый декрет4. Для эпохи диадохов подобная практика засвидетельствована письмами Антигона теосцам, Лисимаха приенянам и самосцам5. Многие из городов с полисным устройством пользуются не общепринятой царской эрой, а собственным летоисчислением (например, Антиохия Персидская, Эвропос, Лаодикея на Лике, Стратоникея Карийская и др.6). Однако, автономные законоустановления оказываются дарованными или подтвержденными царем либо как завоевателем, либо как основателем7 и могут быть в любое время изменены по его усмотрению (так, Лебедос и Колофон были принудительно слиты с Эфесом, самостоятельный ранее Марат отдан в подчинение Араду, Аккарон и Птолемаида-Акко – иудеям, Гераклея Понтийская сделана владением жены Лисимаха Арсинои, Миласы – стратега Селевка ІІ Олимпиха, а Тарс и Малл – наложницы Антиоха Эпифана Антиохиды8); исключение составляли, вероятно, города, получившие статус "священных", который нельзя было самовольно изменить9. Царь сохранял права верховного собственника земли, "уступленной" городам, а те были обязаны ему военной службой своих граждан10. Большинство эллинистических полисов (кроме освобожденных от этого в особых случаях) уплачивали царям форос. "Внутренние" полисы в птолемеевском Египте форос не платили, зато их граждане каждый индивидуально подвергались обложению в пользу центральной власти11. Наконец, включенные в состав эллинистических государств города не могли выступать как субъекты международного права: Антиох ІІІ предпочел начать войну с римлянами, нежели включить в договор с ними в качестве сторон Смирну, Лампсак и Александрию Троаду12."
1 App. Syr., 57; Гафуров Б.Г., Цибукидис Д.И. Александр Македонский и Восток. М., 1980. С.581.
2 Polyb.XXVI,1.
3 Welles Ch. B. Royal Correspondence in the Hellenistic Period. A Study in Greek Epigraphy. New Heawen, 1934. Р.31.
4 OGIS, 220.
5 SYG3, 344; OGIS: 12; 13.
6 Бикерман Э. Ук. соч. С.148.
7 Там же. Сс. 124-131, 147-148; Шофман А.С. Ук. соч. Сс. 175-177.
8 Paus.I,9,7; Diod.XXXIII,5,1; I Macch. 10,39;89; Memn.6; Bulletin épigraphique // Revue des études greques. 1970. Р.549; II Macch. 4,30.
9 См.: Бикерман Э. Ук. соч. С.144.
10 Там же. Сс.151-152; Кошеленко Г.А. Эллинистическая эпоха в современной науке (некоторые проблемы) // Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов советского Востока (сборник статей). М., 1978. С.50.
11 Бикерман Э. Ук. соч. Сс.100-104; Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.-Л.,1956. Сс.205-206.
12 Liv.XXXIII, 38,3.