По-моему на этом штемпеле деки Пора лик АМ на реверсе точно такой же как на Своронос 20 аверсом как мой:
http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8 … ecadrachme
И глазница, и челюсть, и скула, и губы - все идентично.
Таким образом, по-факту имеется однозначное доказательство того, что это сам АМ. И это лишнее доказательство того, что сатрап Своронос 20 аверсом как мой по времени выпуска родственен декам Пора - 326-325 гг до н.э. Еще прижизненные выпуски, как я и предполагал.
И на деке образ АМ с молнией придумал живописец Апеллес в Эфесе - об этой картине упоминается у Плиния:
"Апеллес начинал и другую Венеру, в Косе, собираясь превзойти даже ту свою первую. Помешала завистливая смерть, когда часть работы была уже сделана, и не нашлось никого, кто взялся бы докончить ее по уже набросанным очертаниям1). Написал он и Александра Великого с молнией в руке, в храме Эфесской Дианы, за двадцать талантов золотом. Кажется, будто пальцы выступают, а молния находится вне картины2), — читатели должны помнить, что все это выполнено четырьмя красками3). Плату за эту картину он получил в золотых монетах измерением4), а не отсчитыванием."
В комментарие к Плинию:
Александр с молнией в руке (κεραυνοφόρος — в греческих источниках) был написан, по-видимому, во время вторичного пребывания Апеллеса в Эфесе, т. е. после 334 г. до н.э. (о храме Артемиды (Дианы) Эфесской см.: XXXVI, 95-97 с примеч. 1). Ниже Плиний называет это произведение словом tabula — т. е. картина на доске. Таким образом, Александр был представлен обожествленным (молния — атрибут Зевса). В 331 г. до н.э., когда Александр покорил Египет, он был признан там жрецами сыном бога Аммона, которого греки отождествляли с Зевсом. Другой скульптор-портретист Александра Македонского Лисипп (см. примеч. 1 к XXXIV, 61), по словам Плутарха (Об Исиде и Осирисе, 24), порицал Апеллеса за то, что тот изобразил Александра с молнией в руке (сам Лисипп изобразил Александра — с копьем). Плутарх (Александр, 4) говорит, что Апеллес на этой картине написал кожу Александра темнее, чем она была в действительности (Плутарх отмечает ее белизну). Этот портрет Александра был, судя по античным свидетельствам, самым знаменитым.
Ну и из Плиния многим известное:
"...чтобы его не писал никто другой, кроме Апеллеса, не вырезывал на камне никто, кроме Пирготела, не отливал из меди никто, кроме Лисиппа, — и таких прославленных образцов в этих искусствах было создано много."