Насчет расшифровки PY как отсыла к жрецу Уннеферу - конкретно это и я считаю маловероятным, хотя, как в случае с Δ, может быть все вместе. Как Δ с той же перекладиной внутри может быть и "Александрия в Дельте (Египте)" и "Александр-Дионис", и "Александр-Диос". Эдакий тройной смысл в одной простейшей монограмме. Так и PY - и могущественный, и благодетель, и отсыл к ответственному жрецу.
Мне нравится версия, что PY - это эпитет Осириса - УР - "могущественный", и вот почему (повторюсь, но все же):
Если типы с PY действительно первые (о чем говорит и то, что практически только на этих сатрапах имеются каты), и сами буквы PY не повторяются больше ни на одной монете впринципе, то думается, что PY - это не монограмма, не дифферент, не просто чье-то имя. То что это не так сказать защита (не монограмма, не дифферент и пр.) монеты говорят опять же тест-каты на них.
Будь PY именем ответственного или монограммой, то народ не делал бы тест-каты.
А так, первый новый тип монет, буквы имеют сакральный смысл - очень даже хорошее начало.
Однако жрецы думается приложили руку в чеканке, особенно если:
1. Это храмовая чеканка - это версия мне больеш всего нравится. Храмовая чеканка в Египте под руководством Клеомена. В храм именно Уннефер привозит прототип образа и начинается действо. И Уннефер вполне мог быть и ответственным за чеканку, аля храмовый монетарий. Кстати, помнится по источникам, храмовые деньги запрещалось использовать вне храма, однако факт использования (откуп Клеомену) все же есть - описан в Экономике Псевдоаристотеля - откупался народ и жрецы и при переселении их Клеоменом в Александрию из порта близ Каноба - в тексте катойкий - похоже на то, что сей порт и есть порт Навкратиды!! - кстати, судя по хронологии источников, это действо датируется примерно 325-324 гг.
2. В память о Гефестионе
Жрец Уннефер к выпуску монет может и абсолютно не причастен, но ему похоже было поручено привезти в Египет сам образ АМ в слонике. Привезти образ в храм Аммона в Сиве, и т.п., доложить Клеомену о введении образа на монетах. Суть в том, что (опять повторюсь): должность Уннефера - ответственный за культовые изображения правителей, и так получается, что именно в год официального обожествления АМ Уннефер направляется к нему в Сузы. В общем, по-моему все очевидно, если этот Уннефер действительно пришел к АМ. На гробнице Уннефера про эту миссию очень хорошо расписано, это был подвиг Уннефера, но к кому и от кого он ходил - эти строки не сохранились, но по работе Ладыника похоже действительно - от Клеомена к АМ.
Alexander написал(а):Но вот отображать себя на монете крупным планом АМ при жизни бы не стал... хоть и честолюбив был, но умен (иногда)... К чему я веду - по данным и кладов, и "неотображения" живого человека крупным планом на монете, выпуск PY уж никак не может быть прижизненным АМ и неегипетским...
Вот тут я абсолютно не согласен. Перечитав многие источники становится ясно, что по возвращение из Индии, у АМ в Сузах на почве обожествления "сорвало крышу", он официально постановляет обожествлять себя любимого в образе Диониса (и наверняка и в образе Аммона, ибо АМ при этом всем ссылался и на то, что еще при посещении храма Аммона жрецы его обожествили).
Ну а в 324 году он попытался обожествить Гефестиона, но посмертно, однако жрецы не разрешили обожествлять Гефестиона, но разрешили воздавать ему почести как великому герою, но все равно АМ поручил Клеомену построить в Александрии огромный храм в честь Гефестиона.
Так что прижизненный лик АМ на монетах - это вообще без проблем.
Насчет выпусков с Пегасом и колоском: при Клеомене, при жизни АМ, в источниках очень хорошо расписан момент проблемы торговли пшеницей (расписано подробнее чем строительство Александрии) - это в Псевдоаристотелевой Экономике - как Клеомен, используя свою финансовую гениальность, "спасал" пшеничную торговлю. Кстати, пшеницей и ячменем торговал в основном город Навкратида. В общем, я к тому, что тетры с колоском - это возможно "пшеничные дела" Клеомена, а сатрапы с Пегасом - это возможно "коринфские дела" Клеомена. Клеомену были до конца жизни (даже при Птолемее) подчинены как минимум два города - Навкратида и Мемфис. Из всех египетских городов по археологическим данным известно, что Навкратида очень плотно торговала с Коринфом - в Навкратиде найдено очень много коринфской керамики и еще много вещей приписываемых к Коринфу. Думается и коринфские монеты там тоже были. Плюс помнится, что какие-то исследователи считают, мол в Навкратисе был единственный мондвор - существовал еще при Нектанебе.
В общем, цепочка и такая: пшеница и ячмень - торговля с Коринфом (наверняка и хлебами) - колосок, Пегас - Навкратида.
Только вот пшеничные дела Клеомена - голодовка датируется 330—326 гг. до н. э. - как раз выпуски АМовских тетр можно приписывать к этому времени, а сатрапов в это время еще не было даже в проекте.
PS: Насчет Пегаса: Птолемей I вроде в 308 году захватил Коринф, но к этому году сатрапов с Зевсом точно не следует приписывать.
В общем, сатрапов с Зевсом (кроме последнего с Δ), вообще не следует приписывать к Александрии и особенно к Птолемею. Птолемей тут скорее всего точно вообще не при делах.
Наверняка мондвор в Александрии появился только при появлении последнего сатрапа с Зевсом - при появлении Δ. А при Клеомене Алексадрия была все же сырая. Думается при жизни АМ и при Клеомене в Египте главным городом была как раз Навкратида - это был главный портовый и торговый город Египта до Александрии. Если Александрию только начали заселять в 325-324 гг, то в это время, а уж тем более раньше там точно не было мондвора. Уж что-что, а мондвор наверняка был перенесен в последнюю очередь, хотя возможно мондвор перенесен в 325-324 гг вместе со жрецами из той самой местности близ Каноба.
PPS: мало того, стоит упомянуть и про тяжелых сатрапов с Афиной: может так оказаться, что с переносом столицы в Александрию, Клеомен отчеканил последний тип с Зевсом с Δ, а потом создал новый тип монет с Афиной - новая александрийская валюта. Клеомен в 323 году кратковременно чеканит самые первые тетры с Афиной - с ΔΙ - потом Птолемей устраняет Клеомена и временно наносит свое имя на эти тетры. А далее Птолемей уже чеканит более массовые типы с ΕΥ и снижает вес.
В общем, слабо верится в то, что Птолемей чеканил малочиследнный выпуск с Афиной с ΔΙ.
Эти все Δ, ΔΙ, ΔΙΟ наверняка имеют сакральный смысл и отсыл к Александрии - это все как раз тоже по части Клеомена (достаточно вспомнить письмо АМ к Клеомену о почтении Гефестиона) - он из денег похоже делал нечто большее, а вояка Птолемей на такие вещи точно был не способен.
Ну как ни крути, какой бы фанатизм и любовь современный народ не испытывал к Птолемею - думается, что последний был лишь вором гениальных идей и не более. Птолемей захватил все то, что создал Клеомен - и это факт. А Клеомен создал ооочень много. К слову, помимо постройки Александрии, Клеомен накопил и немеряно денег. Как минимум 8К талантов денеХ Клеомен сэкономил на з/п воинам и наемникам.
В общем, Клеомен - это ооочень интереснейший всеми забытый правитель, который из простых налоговиков по-факту и против и по воле самого АМ поднялся до звания сатрапа Египта и всех близлежащих земель (по источникам точно Аравия и скорее владел землями в сторону Ливии) и даже выше.
Спорить по поводу всего этого можно бесконечно. Единственный путь к изучению - это поиски новой информации про Клеомена Египетского.
На всякий случай скажу то, что думается в источниках даже частенько путают спартанского и египетского Клеомена - из-за этого стоит на всякий изучать и время спартанского Клеомена.