Gaius Marius написал(а):вахмурка написал(а):Так лет 5 (?)фигачили их для наёмников иностранцев.Около года, или даже меньше. Их чеканили для того, чтобы армия находясь на недавно присоединённых территориях (1654 г. - Переяславская Рада) могла закупаться у местного населения, которое было не привычно к русским копейкам, и очень неохотно брало их в оплату. Можно было платить просто талерами, но важно было показать их принадлежность. С чеканкой рублей Алексея Михайловича со всадником не задалось, они были слишком сложны в производстве для архаичных русских монетных дворов, и придумали такой простой вариант.
Я не знаю,"источники интернетные",да и видные нумизмвты-ученые утверждают,что могли и до 59 года стругать,-дело нехитрое.Этого никто не знает,всё это валютные махинации гос-ва.И как им было и почему выгодно можно только строить догадки.
Вот инфа просто с Вики.
В 1654 году было принято решение построить денежную систему России на весовой основе талера[14]. В Западной Европе сложилась практика, предполагающая оборот неполноценной мелкой разменной монеты наряду с полновесной крупной. В Русском царстве получилась обратная ситуация[15]. Вначале, с закупаемых у иностранцев талеров сбивали изображения и надписи, а затем на полученном кружке ставили собственные клейма[16]. Кроме рублей, на четвертинках разрубленных монет, чеканили полуполтины (25 копеек)[16]. Одновременно была начата чеканка «медных ефимков» — круглых полтинников (50 копеек)[16]. Тезнологии применяемые на Московском монетном дворе того времени не позволили наладить массовый выпуск круглых монет. Чеканка основанная на применении «молотовых снарядов», приводила к быстрому выходу из строя штемпелей[16].
Кроме технической непроработанности выпуска новых монет были допущены и другие просчёты. Распространённый в описываемое время рейхсталер содержал около 29 г серебра 889 пробы[17]. Именно его в ходе реформы 1654 года приравняли к 100 копейкам. В то же время 100 находящихся в обращении серебряных копееек весили 46—47 г[13]. Для населения не было большим секретом, что на монетном дворе из одного ефимка чеканят 64 копейки, в то время, как покупают у иностранцев за 50[13]. Неполноценный рубль-талер был отвергнут рынком. В том же году его выпуск был прекращён[13].
Уже в следующем 1655 году в реформу была внесена первая существенная поправка. Её суть заключалась в отказе от выпуска рубля. Талер «уценённый» до 64 копеек стал полноценной монетой государства. При этом допуск его в оборот per se лишил бы казну существенного источника доходов, а также мог внести разлад во всю систему денежного обращения. Попадаемые на монетный двор талеры снабжали двумя контрамарками. Круглая контрамарка наносилась штемпелями, которые использовали при выпуске серебряных копеек. На ней в бусовом ободке помещалось изображение всадника с копьём со знаком М между ногами коня. Второй надчекан представлял собой прямоугольник с цифрами «1655»[18].
Ещё одним фактором, который вносил разлад в денежное обращение и обусловил провал монетной реформы Алексея Михайловича, стало наличие в обороте множества типов талеров. В течение более сотни дет их чеканили на множестве монетных дворов Европы. Они отличались не только по внешнему виду, но и по весу и диаметру[18]. Наиболее полновесными являлись упомянутые выше рейхсталеры. Альбертусталеры содержали на 1,33 г меньше чистого серебра по сравнению со своими немецкими аналогами[19]. По изображённому косому [en] они получили название «крыжового» ефимка[19]. Некоторое время их старались не принимать на монетном дворе, а затем стали платить не более 48 копеек[18]. Полноценных рейхсталеров не хватало и поэтому официально было дозволено надчеканивать и крыжовые ефимки[18]. Какие-либо данные о различии официального курса ефимков с признаком, несмотря на различное количество в них благородного металла, отсутствуют. Основоположник советской научной нумизматической школы и главный хранитель Отдела нумизматики Государственного Эрмитажа И. Г. Спасский приводит в каталоге ефимков даже контрмаркированный по явному недосмотру левок, который выпускали из низкопробного серебра[18][20].
Контрмаркирование талеров, то есть чеканка «ефимков с признаком», велось довольно интенсивно, хоть и непродолжительное время. Их выпуск начался в мае 1655 года и был завершён в том же году(?). В 1659 (!)году ефимки с признаками перестали являться законным платёжным средством. Их надлежало обменять на медные монеты. Экономический эффект выкупа оказался ничтожным. К примеру, из Пскова отправили серебряных монет для обмена на относительно мизерную сумму в 1461 рубль[21]. В конечном итоге неконтролируемый выпуск медных денег привёл к их значительному обесцениванию и закончился Медным бунтом 1662 года.
Большая часть ефимков с признаков направлялась на территорию Украины и Белоруссии, так как обеспечение войск во время изнурительной русско-польской войны 1654—1667 годов требовало большого количества полноценной монеты[22]. Там ефимки с признаком вливались в местное обращение. Государство не пошло на введение каких-либо ограничений и запретов на присоединённых и неспокойных территориях. К тому же ожидать возвращения ефимков по отзыву взамен обесцененной медной монеты не приходилось. В результате обращение ефимков на территории Украины продолжалось до начала XVIII столетия, в то время как для Великой Руси явилось кратковременным эпизодом[23].
П.С.у Вас ефимок образцово-показательный в плане подлинности.