Несколько слов о монограммах:
Более 400 монограмм и вариантов их начертания, которые встречаются на греко-бактрийских и индогреческих монетах, пока не нашли удовлетворительного объяснения, несмотря на многочисленные попытки исследователей раскрыть их значение. На монетах КУНДУЗСКОГО клада засвидетельствовано более 80 из них. Как отмечает Ж. Фуссман, кундузская находка впервые позволяет подойти к изучению монограмм, имея в распоряжении монетные ряды, сопоставимые по штемпелям. Объясняя часть начертаний (исходя из рядов по штемпелям) как искажения! (отклонения) в результате ошибки резчиков, Ж. Фуссман затем последовательно рассматривает все существующие гипотезы о значении монограмм и с присущей ему строгой логикой доказывает их
несостоятельность.
Гипотеза о том, что монограммы - это обозначения мастерских или монетных дворов, опровергается тем, что на монетах, битых с лицевой стороны одним и тем же штемпелем, на оборотной стороне присутствуют разные монограммы. Против этой гипотезы, по Ж. Фуссману, свидетельствует и то, что одинаковые монограммы встречаются как на греко-бактрийских монетах (т. е. чеканенных к северу от Гиндукуша), так и на индо-греческих (т. е. чеканенных к югу от Гиндукуша).
По этой же причине монограммы не могут быть и знаками магистратов, надзиравших за чеканкой. Ни монограммы, ни открытые начертания букв, по мнению Ж .Фуссмана, не могут быть ни датами, ни цифровыми обозначениями нумерации эмиссий, так как некоторые монеты явно противоречат этому. Гипотезу о том, что развернутое написание букв представляет собой сигнатуры резчиков, логическими доводами, как признает Ж. Фуссман,-опровергунть невозможно (так же как и доказать), но столь же невозможно ее и принять, так как сигнатуры резчиков крайне редки на греческих 'монетах вообще . .главный итог, к которому приходит автор исследования" - «МЫ 'можем с какой-то определенностью сказать, чем не являются эти монограммы, но чем они являются мы сказать не можем; (Монограммы это загадка, которую мы не в состоянии решить»