ПРЕДВЫБОРНЫЕ СТРАСТИ ПОМПЕЙЦЕВ - II
Вернусь к посту № 584. Там фото по теме. "Дьявол скрыт в деталях". Безумно интересны какие-то детали, по которым можно очень приблизительно, но все же понять, как жили наши предки. Еще раз хочу дать ссылку на сайт этой замечательной девушки. Читать ее посты - безумно интересно. Казалось бы, ну, отрыли новые стены в Помпеях, ну, оказались они с тремя предвыборными надписями. Но, вот проведен анализ этих надписей, и сколько я нового узнал. Фантастика...
Смотрите, это небольшая цитата из этого материала (дабы не утомить тех, кому эта тема не близка, и кто просто пробежит глазами), а в начале я даю ссылку на более полный материал.
Сайт Юлли Улетовой. Выборы в Помпеях
Цитата: "Номен (родовое имя) Альбуций встречается в открытых уже надписях более полусотни раз. Один раз рядом с ним стоит преномен (личное имя) Марк, один раз! Поэтому не будем учитывать эту надпись в нашем «расследовании». В половине из остальных надписей Альбуций фигурирует без преномена вообще, а в другой половине — с преноменом Луций, что совпадает с именем в новых надписях. Более того, из трех надписей мы можем узнать и когномен (личное прозвище) нашего Альбуция — Цельс.
Однако эдилов в городе должно быть два, поэтому некоторые призывы предлагают сразу полный комплект, рекомендуя на эти должности вместе с Альбуцием Марцелла (четыре упоминания) или Марка Казеллия (14 упоминаний). Возникший вопрос, почему на две должности баллотировались вместе три кандидата, снимают несколько (из 70 с лишним) надписей с указанием полного имени Казеллия — Марк Казеллий Марцелл. Это, вероятно, значит, что несмотря на отсутствие партий, как на современных выборах, кандидаты на городские должности могли объединяться для достижения результата и сторонники одного включали в свои «афиши» имя дружественного кандидата.
В объявлениях, посвященных Альбуцию, используются только две-три самые распространенные формулы-аббревиатуры рекомендаций и характеристик и всего несколько имен его сторонников: Тит Гениалис, Прим, Парис и неназвавшиеся vicini («соседи»). Одна из надписей оплачена, судя по именам, женщинами, скорее всего, вольноотпущенницами — Стацией и Петронией. Можно пофантазировать и с некоторой долей вероятности предположить, что такие имена им дал их бывший хозяин, поклонник творчества двух римских авторов I века нашей эры — Петрония Арбитра и Публия Папиния Стация. Последний сам был неаполитанцем, а Петроний буквально за лет 13 до извержения Везувия по приказу императора Нерона умертвил себя в Кумах, в 50 километрах от Помпей.
Другое дело — Гельвий Сабин! Надписей, посвященных ему, открыто почти полторы сотни. Из них мы узнаём его преномен — Гней, а в одной надписи упоминается даже агномен (второе после когномена прозвище), к сожалению, фрагментированный из-за обрушения штукатурки — Ariph… («Ариф…»).
Часть надписей кратка — «Гельвия Сабина», и все. В более чем сотне надписей указана должность, на которую выдвигают Сабина его сторонники — эдил, а в одной — дуумвир. Большинство объявлений содержит стандартные формулы — от d.r.p. до v.p. Но все же надписи в честь Сабина даже с аббревиатурами гораздо длиннее посвященных Альбуцию.
Как и Альбуция, Сабина в нескольких дипинти предлагают в эдилы вместе с единомышленниками. В одном случае это некий Руф, в других — Марк Самеллий Модест. Есть надписи, где к эдилу Гельвию Сабину выдвигают в дуумвиры Кальвенция или Луция Цейя Секунда. Это снова намекает нам на социальные связи среди чиновников, только уже вертикальные: в городской иерархии дуумвир стоял выше эдила, но, несомненно, «свой» эдил нужен был любому дуумвиру.
Четверть призывов имеет подписантов: это и безымянные соседи, и мужчины (Бальб, Попидий, Кресценс, Везоний Прим и другие), и женщины (Юния, Мария, Капрасия и так далее), и даже целые семьи. Последние обозначались главой семьи по имени с добавлением уточнения cum suis: Прим с семьей, Инфантион с семьей, Эпидий с семьей. Помимо соседей, за Гельвия Сабина выступали также и группы горожан: «урбуланцы» (объединение по району проживания), «последователи Исиды» (объединение по религиозному принципу) и «пекари с соседями» (cum vicinis). Можно предположить, что Сабин и сам был приверженцем культа Исиды в Помпеях, работал с мукой или готовыми хлебными изделиями, а также жил, скорее всего, в Урбуланском округе (около Ноланских ворот Помпей).
Помимо прочего, такая избирательная активность говорит о том, что Гельвий Сабин был в Помпеях довольно известным человеком, уважаемым как в быту, так и в профессии и удобным магистратом для разных групп населения.
Таким образом, всего три новых надписи могут рассказать довольно много о традициях выборов и особенно о социальных связях в городе".