Рябенко В.И. Культ Исиды в Риме по данным нумизматики (I в. до н.э. - III в. н.э.)// Проблемы истории, филологии, культуры. Межвузовский сборник. Выпуск IX. Москва–Магнитогорск, 2000. - с.47-54.
Перед нами яркий пример достоинств М.Г.Абрамзона как нумизмата, учителя и научного редактора. Данная статья принадлежит перу его ученика и аспиранта и была опубликована в редактируемом им журнале по любимой им теме античной нумизматики.
Прочтение статьи оставляет удручающее впечатление. Нумизматическая статья писалась с минимальным использованием нумизматической литературы, в связи с чем полна грубейших фактических ошибок.
Уделив полторы страницы в начале статьи краткому пересказу событий, связанных с историей проникновения культа Исиды в Италию, автор наконец обратился к нумизматическим источникам, причем сделал им крайне неудачно. По его мнению, первое появление Исиды на римских монетах относится к чеканке курульного эдила А.Плавтия в 55 г. до н.э. Не говоря о том, что им пропущен денарий М.Плетория Цестиана с изображением богини с атрибутами Исиды (см. дискуссию об этой монете - http://www.coins.msk.ru/forum/index.php … 8&st=0 ), само упоминание о монете Плавтия крайне неудачное. По общепринятому мнению авторитетов в римской нумизматике на монете Плавтия изображена другая восточная богиня - Кибела (Crawford - 431/1, Sydenham 932 etc).
Автор не потрудился обосновать свое мнение, сославшись на статью Э.Хузар (Egyptian Influences on Roman Coinage in the Third Century B.C.//The Classical Journal, p.347). К сожалению, проверить аргументацию невозможно - в статье Хузар вообще ничего не говорится о денариях Плавтия (что неудивительно, так как она посвящена египетскому влиянию на римскую чеканку III в. до н.э.), да и заканчивается статья на странице 346...
Уровень знания автором римского материала ярко проявляется в том, что он не транслитерирует неизвестные ему имена римских политиков, поэтому на одной странице приведены имена консулов Авла Габиния и L.Aemilius Paulus и курульного эдила A.Plautius.
Говоря о чеканке императорского Рима, автор пытается структурировать "исидическую" чеканку, выделяя три группы:
"1) Изображения культовых построек, в определенных случаях сопровождающие изображения того или иного божества.
2) "Имперская" группа. Монеты данной группы носят изображения божеств, представленных в качестве покровителей императора и его семьи.
3) "Атрибутивная" группа, включающая в себя изображения божеств, сопровождаемых определенным набором атрибутов, в типичных для них позах, сценах".
Сам принцип структурирования непонятен. Непонятно по какому признаку автор выделяет "изображения божеств с определенным набором атрибутов, поз, сцен", так как именно эти атрибуты, позы, сцены в большинстве случаев и позволяют нам определить божество. Непонятно почему монеты с изображением храмов выделены в первую (как представляется - основную) группу из монет, посвященных Исиде. В целом кажется, что автор сам не понимает о чем пишет, пытаясь наукообразностью рассуждений скрыть от читателей это непонимание.
На с.49 в двух соседних абзацах автор пишет, что "первые императорские монеты с изображением Исиды и Сераписа появляются в период правления Нерона, Гальбы, Отона, Вителлия", а затем - "Впервые же изображения Исиды на монетах императорского Рима появляются в провинциальной чеканке Египта(Александрия) при Гальбе". Методологически странно отнесение провинциальной чеканки к императорской, не менее странно упоминание правление Нерона при том, что по мнению самого автора первым императором, изобразившим Исиду, был Гальба.
Не являясь специалистом в провинциальной чеканке, могу однако заметить, что Исида изображалась на провинциальных монетах и до Гальбы, например, на перинфской чеканке Клавдия, а ее атрибуты - на фригийских монетах Тиберия и перинфских - Поппеи Сабины.
В продолжении статьи автор перечисляет разнообразные типы чеканки с изображением Исиды, ее храмов и атрибутов императоров династий Флавиев, Антонинов и Северов. Не вдаваясь в подробное рассмотрение каждого типа, отметим следующий пассаж: "Чеканка Марка Аврелия и его жены Фаустины не привносит в наше исследование ничего нового". Данное высказывание странно, если учесть огромное количество типов этого императора и его жены, посвященных Исиде.
Закончив с династией Северов автор быстренько завершает свою статью, говоря, что "последующие императоры не были такими ревностными поклонниками Исиды и Сераписа" и их культ постепенно ослабевает, хотя тут же добавляет, что появление монетных типов с Исидой продолжается до конца IV в. Таким образом, мимо исследования проходят многочисленные типы III-IV вв., в том числе чеканка "языческого реннесанса" Юлиана Апостата.
Отметим для полноты картины удивительно неудачные ссылки на работу учителя - "Монеты как средство официальной пропаганды..." Абрамзона. При прочтении статьи складывается впечатление, что автору было просто необходимо упомянуть работу учителя, как в советское время было обязательно упоминание работ классиков марксизма-ленинизма, действующего генсека и последнего пленума. Автор ссылается на Абрамзона дважды и оба раза в тех случаях, когда ссылку на исследование было бы правильнее заменить ссылкой на источник. Он не ссылается на выводы, рассуждения или гипотезы Абрамзона, но подтверждает его словами исторические факты - доставку в Рим обелиска и преследование Севером римской знати. Разумеется, в данных случаях правильнее было бы поставить ссылку или на источники. или на специализированные исследование, но никак не на нумизматическую монографию.
Разумеется, полная фактических ошибок и лишенная каких-либо свежих идей статья, не опирающаяся на современные нумизматические исследования (автор оперировал единственной работой - каталогом монет Британского музея, изданным в начале XX в.), не может претендовать на научное значение. Ее появление в межвузовском сборнике, очевидно, объясняется близостью автора к научному редактору сборника (как к научному руководителю) и необходимостью для автора набрать требуемое количество статей в рецензируемых журналах.
Отметим, что сам научный редактор пропустил в сборник такую статью, показав или наплевательское отношение к своим обязанностям или. что вероятнее, недостаточное знание темы статьи...