Античная нумизматика и история

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Монеты Римской республики » Нумизматические данные в российском антиковедении


Нумизматические данные в российском антиковедении

Сообщений 31 страница 60 из 70

31

Рябенко В.И. Культ Исиды в Риме по данным нумизматики (I в. до н.э. - III в. н.э.)// Проблемы истории, филологии, культуры. Межвузовский сборник. Выпуск IX. Москва–Магнитогорск, 2000. - с.47-54.

Перед нами яркий пример достоинств М.Г.Абрамзона как нумизмата, учителя и научного редактора. Данная статья принадлежит перу его ученика и аспиранта и была опубликована в редактируемом им журнале по любимой им теме античной нумизматики.
Прочтение статьи оставляет удручающее впечатление. Нумизматическая статья писалась с минимальным использованием нумизматической литературы, в связи с чем полна грубейших фактических ошибок.
Уделив полторы страницы в начале статьи краткому пересказу событий, связанных с историей проникновения культа Исиды в Италию, автор наконец обратился к нумизматическим источникам, причем сделал им крайне неудачно. По его мнению, первое появление Исиды на римских монетах относится к чеканке курульного эдила А.Плавтия в 55 г. до н.э. Не говоря о том, что им пропущен денарий М.Плетория Цестиана с изображением богини с атрибутами Исиды (см. дискуссию об этой монете - http://www.coins.msk.ru/forum/index.php … 8&st=0 ), само упоминание о монете Плавтия крайне неудачное. По общепринятому мнению авторитетов в римской нумизматике на монете Плавтия изображена другая восточная богиня - Кибела (Crawford - 431/1, Sydenham 932 etc).
Автор не потрудился обосновать свое мнение, сославшись на статью Э.Хузар (Egyptian Influences on Roman Coinage in the Third Century B.C.//The Classical Journal, p.347). К сожалению, проверить аргументацию невозможно - в статье Хузар вообще ничего не говорится о денариях Плавтия (что неудивительно, так как она посвящена египетскому влиянию на римскую чеканку III в. до н.э.), да и заканчивается статья на странице 346...
Уровень знания автором римского материала ярко проявляется в том, что он не транслитерирует неизвестные ему имена римских политиков, поэтому на одной странице приведены имена консулов Авла Габиния и L.Aemilius Paulus и курульного эдила A.Plautius.
Говоря о чеканке императорского Рима, автор пытается структурировать "исидическую" чеканку, выделяя три группы:
"1) Изображения культовых построек, в определенных случаях сопровождающие изображения того или иного божества.
2) "Имперская" группа. Монеты данной группы носят изображения божеств, представленных в качестве покровителей императора и его семьи.
3) "Атрибутивная" группа, включающая в себя изображения божеств, сопровождаемых определенным набором атрибутов, в типичных для них позах, сценах".
Сам принцип структурирования непонятен. Непонятно по какому признаку автор выделяет "изображения божеств с определенным набором атрибутов, поз, сцен", так как именно эти атрибуты, позы, сцены в большинстве случаев и позволяют нам определить божество. Непонятно почему монеты с изображением храмов выделены в первую (как представляется - основную) группу из монет, посвященных Исиде. В целом кажется, что автор сам не понимает о чем пишет, пытаясь наукообразностью рассуждений скрыть от читателей это непонимание.
На с.49 в двух соседних абзацах автор пишет, что "первые императорские монеты с изображением Исиды и Сераписа появляются в период правления Нерона, Гальбы, Отона, Вителлия", а затем - "Впервые же изображения Исиды на монетах императорского Рима появляются в провинциальной чеканке Египта(Александрия) при Гальбе". Методологически странно отнесение провинциальной чеканки к императорской, не менее странно упоминание правление Нерона при том, что по мнению самого автора первым императором, изобразившим Исиду, был Гальба.
Не являясь специалистом в провинциальной чеканке, могу однако заметить, что Исида изображалась на провинциальных монетах и до Гальбы, например, на перинфской чеканке Клавдия, а ее атрибуты - на фригийских монетах Тиберия и перинфских - Поппеи Сабины.
В продолжении статьи автор перечисляет разнообразные типы чеканки с изображением Исиды, ее храмов и атрибутов императоров династий Флавиев, Антонинов и Северов. Не вдаваясь в подробное рассмотрение каждого типа, отметим следующий пассаж: "Чеканка Марка Аврелия и его жены Фаустины не привносит в наше исследование ничего нового". Данное высказывание странно, если учесть огромное количество типов этого императора и его жены, посвященных Исиде.
Закончив с династией Северов автор быстренько завершает свою статью, говоря, что "последующие императоры не были такими ревностными поклонниками Исиды и Сераписа" и их культ постепенно ослабевает, хотя тут же добавляет, что появление монетных типов с Исидой продолжается до конца IV в. Таким образом, мимо исследования проходят многочисленные типы III-IV вв., в том числе чеканка "языческого реннесанса" Юлиана Апостата.
Отметим для полноты картины удивительно неудачные ссылки на работу учителя - "Монеты как средство официальной пропаганды..." Абрамзона. При прочтении статьи складывается впечатление, что автору было просто необходимо упомянуть работу учителя, как в советское время было обязательно упоминание работ классиков марксизма-ленинизма, действующего генсека и последнего пленума. Автор ссылается на Абрамзона дважды и оба раза в тех случаях, когда ссылку на исследование было бы правильнее заменить ссылкой на источник. Он не ссылается на выводы, рассуждения или гипотезы Абрамзона, но подтверждает его словами исторические факты - доставку в Рим обелиска и преследование Севером римской знати. Разумеется, в данных случаях правильнее было бы поставить ссылку или на источники. или на специализированные исследование, но никак не на нумизматическую монографию.

Разумеется, полная фактических ошибок и лишенная каких-либо свежих идей статья, не опирающаяся на современные нумизматические исследования (автор оперировал единственной работой - каталогом монет Британского музея, изданным в начале XX в.), не может претендовать на научное значение. Ее появление в межвузовском сборнике, очевидно, объясняется близостью автора к научному редактору сборника (как к научному руководителю) и необходимостью для автора набрать требуемое количество статей в рецензируемых журналах.
Отметим, что сам научный редактор пропустил в сборник такую статью, показав или наплевательское отношение к своим обязанностям или. что вероятнее, недостаточное знание темы статьи...

+1

32

Sextus Pompey написал(а):

автор оперировал единственной работой - каталогом монет Британского музея, изданным в начале XX в.

Маловато как-то для сурьезной статьи.    :hobo:

0

33

Я и пытался показать, что это не "серьезная статья", несмотря на то, что она напечатана в серьезном журнале с мегасерьезным научным редактором... :)

0

34

Sextus Pompey написал(а):

Проблемы истории, филологии, культуры. Межвузовский сборник. Выпуск IX. Москва–Магнитогорск, 2000. - с.47-54.

Первые сборники выпускались под редакцией Кошеленко,
а он халтуру не уважал, вот тут книгу Ставиского
можно сказать разнёс на молекулы.

А кто сейчас курирует сборник?    :question:

0

35

Абрамзон... :)

0

36

Абрамзон М.Г. Род Домициев и храм Нептуна в Риме// Проблемы истории, филологии, культуры. Межвузовский сборник. Выпуск IX. Москва–Магнитогорск, 2000. - с.55-59.

Признанный специалист в нумизматике древнего Рима, защитив докторскую диссертацию и издав ее в качестве монографии под названием «Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи», не оставил римскую нумизматическую тематику в пользу издания каталогов музейных коллекций, редакторской и административной деятельности, а продолжил ее изучение.
В 1998 году он выступил на VI Всероссийской нумизматической конференции, а два года спустя опубликовал текст своего доклада в качестве статьи в редактируемом им сборнике.
Чтение статьи, как обычно, пополнило копилку ляпов и ошибок, допускаемых многоуважаемым светилом в публикуемых им работах.
Восхитило самое начало статьи. Уже в первом предложении автор делает весомую заявку на эпохальность своего труда: «Традиция связывает постройку храма Нептуна во Фламиниевом цирке с одним из самых известных древних римских родов – Домициями(1)». В сноске под цифрой 1 он подробно раскрывает, откуда берется эта традиция: «Храм Нептуна на монетах Гнея Домиция Агенобарба – фантом или реальность// Шестая Всероссийская нумизматическая конференция. СПб, 20-25 апреля 1998 г. Тезисы докладов и сообщений. СПб, 1998. – с.12-13». Обосновывать традицию исследования ссылкой на свой же доклад – это конечно сильно, учитывая, что по словам самого М.Г.Абрамзона, «статья представляет собой текст доклада, прочитанного 20 апреля 1998 г.». Таким образом мы видим, что в своей статье автор ссылается на традицию исследования, апеллируя к своему докладу, текст которого и стал статьей. Уроборос — свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост…
Впрочем, обратимся к содержанию статьи. В лучших традициях многих современных отечественных исследователей, автор в своей работе собирается использовать данные, методику работы с которыми и современное состояние исследования которых представляет  довольно слабо. С этим связано большое количество ошибок и устаревших гипотез, представленное в его статье.

В самом начале статьи автор заявляет: «известно, что один храм Нептуна был построен в Риме по обету еще до II Пунической войны, скорее всего, Публием Сципионом», ссылаясь при этом на монографию Е.М.Штаерман «Социальные основы религии древнего Рима» (с.102). Отметим однако, что у Штаерман нет практически ничего из того, что пишет М.Г. Абрамзон. Она просто перечисляет храм Нептуна в списке храмов, построенных в III в., в свою очередь, ссылаясь на классическую работу Г.Виссова «Религия и Культ в Риме».
С.Г.Плаксин и Е.И.Рузаева, не обремененные степенями и должностями Абрамзона и в связи с этим более аккуратные и взвешенные в своих оценках пишут об этом же храме: «Когда и кем был построен этот храм, точно неизвестно, и неясно, какой именно Гней Домиций имеется ввиду». Странно, что «любители» в своей работе пользуются научной методологией, тогда как «профессионал» «растекается мыслию по древу» и допускает в своей статье совершенно недоказанные утверждения. Хотя дело, наверно, не в странности, а в том, что «любители» отнеслись к своей работе серьезно, а «профессионал» попросту схалтурил…
Непонятно, почему автор пишет о том, что Домиций построил «второй храм», так как локализация храма III в. во Фламиниевом цирке подтверждена источниками. Разумно предположить, что Домиций или был строителем храма Нептуна или, что вероятнее, восстановил его позже (подобно тому, как во времена Августа Планк восстановил храм Сатурна, Филипп – храм Геркулеса Мусагета, а Сосий – храм Аполлона, получившие впоследствии имена своих восстановителей).
В следующем абзаце автор показывает свое незнание источников по теме исследования. Он пишет об эпиграфических источниках, упоминающих алтарь Нептуна во Фламиниевом цирке при событиях 206 г. до н.э. Ссылок на эпиграфические источники, положенные в серьезной литературе, автор не делает. Это неудивительно, так как он просто путает эпиграфические и нарративные источники, называя «надписями» сведения, которые дают о событиях 206 г. Ливий и Дион Кассий. У Ливия мы читаем: «во Фламиниевом цирке на алтаре Нептуна выступил обильный пот» (Liv. XXVIII, 11). Дион Кассий добавляет: “Обильным потом потекли двери Посейдона и алтарь» (Dio Cass. XVII, 60).
На неверных источниках автор делает неверные выводы, начиная искать Домиция-строителя во II в. до н.э. Непонятно, однако, почему он делает это только в ветви Агенобарбов. Дело в том, что среди Домициев Кальвинов, другой ветви знатного рода, тоже было немало Гнеев, начиная с консула 332 г. до н.э. и заканчивая соратником Цезаря и Августа, дважды консулом и триумфатором. Последний Гней Домиций Кальвин известен, кстати, своим строительством храмов и общественных зданий – на средства от своего триумфа он, например, восстановил сгоревшую Регию.
Одним из возможных строителей Абрамзон называет консула 192 г. до н.э. Гнея Агенобарба. «В таком случае, - по словам автора, - это строительство было связано с крупными победами римского флота» над Антиохом у Корика и Мионесса. Как представляется, этим пассажем М.Г.Абрамзон показал свое полное незнание римских реалий. Консул 192 г. был легатом Л.Сципиона в войне с Антиохом и в этом статусе не мог посвящать божествам храмы (это была прерогатива полководца). Да и в морских баталиях Агенобарб не участвовал – он сражался на суше и отличился в битве при Магнезии. Римским флотом командовал Л. Эмилий Регилл, действительно обетовавший перед Мионессом построить храм богам – вот только не Нептуну, а ларам… Абрамзон упоминает об этом обете, вот только храм Ларов называет почему-то храмом Морских гениев…
Разумеется, связывать строительство храма Нептуна с битвами при Корике и Мионессе бессмысленно, так как из источников известно о его существовании полутора десятилетиями ранее.
В следующем абзаце Абрамзон указывает еще на одного возможного строителя храма – Гнея Агенобарба, консула 122 г., победителя арвернов, однако сам заключает, что это маловероятно, так как Агенобарб победил арвернов и Битуита в сухопутной битве.
Отметим, что именно здесь М.Г.Абрамзон допускает эпическую ошибку, называя этого Агенобарба возможным строителем «знаменитого алтаря Агенобарба с изображениями Посейдона и Амфитриты». Эпичность ошибки заключается в том, что гипотеза о том, что найденные в XVIII в. барельефы, ныне хранящиеся в Лувре, являются облицовкой алтаря является современной только для того же XVIII, может быть для начала XIX в. В настоящее время от нее давно отказались. Ученые XX в. убедительно доказали, что данные барельефы украшали не алтарь, а базу статуи (или скульптурной группы), к кому-нибудь из Агенобарбов они отношения не имеют, а были созданы или по приказу М.Антония-оратора (после победы над Киликией) по версии Коарелли или, по доминирующей сейчас гипотезе Уайзмена – по приказу Л.Геллия Попликолы, консула 72 г. и цензора 70 г. до н.э.
Отметим, что Т.П.Уайзмен опубликовал свою статью с доказательствами гипотезы о Геллии – заказчике барельефов еще в 1974 г. , однако даже спустя четверть века М.Г.Абрамзон с ней не знаком, оперируя теориями позапрошлого века.
Наконец, рассмотрев и отвергнув Агенобарбов II в. до н.э., М.Г.Абрамзон переходит к основному объекту своей статьи – к Гнею Агенобарбу, консулу 32 г. до н.э. и его чеканке. Описывая монетную чеканку Агенобарба, автор добросовестно перевел краткое описание этих типов, данную М. Кроуфордом в его фундаментальном труде «Roman Republican coinage”. Отметим однако, что пассаж о том, что Агнеобарб воспроизвел на своих монетах портреты «двух неидентифицированных предков» (у Кроуфорда – «two unidentifiable ancestors”), в настоящее время опровергнут. По современной убедительно доказанной гипотезе на монетах изображены сам Гней Агенобарб (на денариях) и его отец Луций (на ауреях).
Целый абзац своей статьи М.Г.Абрамзон посвятил ценам на ауреи Агенобарба, дав читателям интересную, но абсолютно бесполезную для целей, поставленных перед статьей, информацию. Учитывая то, что в силу формата работы автор предельно краток даже в тех случаях, когда от него следовало бы ожидать более подробную информацию, сообщения о продажах ауреев Агенобарба в XIX веке вряд ли достойны упоминания в статье, претендующей на научность…
Отметим также корявый литературный стиль автора. Он постоянно называет ауреи ауреусами, а фраза «Гней Домиций, эмиссировавший данный ауреус» написана на каком-то другом, отличном от русского языке…
Не совсем понятно, что имел ввиду автор при написании фразы «после смерти вождей республиканцев Брута и Кассия Агенобарб вместе с большим количеством последователей, разделявших его планы, оставшись единственным предводителем, захватил корабли и бежал». Почему Агенобарб «захватил» корабли, которые и так находились в его подчинении как префекта флота, почему, по мнению автора, он остался «единственным предводителем» (хотя нам известно, что республиканцы разделились как минимум на четыре фракции – сторонники Стая Мурка отправились к Сексту Помпею, Квинта Лабиена – к парфянам, Валерия Мессаллы – сдались триумвирам и только Агенобарб начал самостоятельные действия) – ответы на эти вопросы оставим на совести автора.
М.Г.Абрамзон пишет, что «во время Перузийской войны Агенобарб передал Антонию… свои суда». Нам, однако, известно, что в Перузийской войне Марк Антоний не участвовал, проводя время в Александрии с Клеопатрой, а его появление в Ионическом море и встреча с Агенобарбом относится к периоду на полгода позже осады Перузии. Напротив, в литературе подчеркивается, что Марк Антоний «не решился вмешаться в Перузинскую войну из-за опасения дискредитировать себя в глазах армии» (Парфенов В.Н. Из предыстории Перузинской войны и Брундизийского мира// АМА, Вып. 5. Саратов, 1983. С. 46-64). Отметим здесь же, что М.Г.Абрамзон употребляет название «Перузийская война» вместо «Перузинской», которое принято в отечественном антиковедении.
Описывая чеканку Агенобарба для М.Антония М.Г.Абрамзон пишет, что «монеты для Антония в этом году чеканил также и проконсул Луций Мунаций Планк, ранее воевавший с триумвиром». Нам, однако, известно, что Планк был последовательным сторонником Антония вплоть до Актийской войны, когда он перебежал к Октавиану.
М.Г.Абрамзон сильно упрощает причины столкновения Октавиана и Антония, закончившегося Брундизийским миром, говоря о том, что «в окружении Октавиана к этому союзу Антония с недавним врагом отнеслись с недоверием, и триумвиры рассорились». Такое видение событий 40 г. подойдет для популярной литературы для детей школьного возраста, но никак не для научной статьи в рецензируемом журнале.
Возвращаясь к храму Нептуна, автор отмечает, что «обнаруженные в районе Фламиниева цирка руины предполагаемого храма Нептуна сохранили остатки большего числа колонн, чем представлено на денарии 41 г. до н.э.». Заметим здесь, что храм Агенобарбом изображался на реверсе ауреев, а не денариев. Что касается храма «с большим числом колонн» то он, как мы уже отмечали выше, к храму Нептуна Гн.Домиция во Фламиниевом цирке отношения не имеет и их связь возникла от ошибочной идентификации луврских барельефов в XVIII в. Найденный археологами храм под церковью Святого Себастиана находился значительно западнее Фламиниевого цирка и храмом Нептуна быть не может.
В завершение М.Г.Абрамзон сделал парадоксальный вывод об изображении Агенобарбом храма, «существование которого вызывает сомнение» и сославшись на К.Дж.Симпсона отнес его к так называемым «храмам-фантомам», наряду с храмами Гермеса Эрия и Марса Ультора, отметив, что последний изображался на монетах не после строительства, а до него. С.Г.Плаксин и Е.И.Рузаева, подробно (в отличие от «профессионала») исследовавшие этот вопрос, говорят о существовании двух храмов Марса Мстителя – малого (временного) на Капитолии (Dio Cass. LV, 10; LX, 5) и большого на форуме Августа.
Подводя итоги, заметим, что в этой статье М.Г.Абрамзон убедительно проявил все свои недостатки, ранее рассмотренные на примере его монографий «Монеты как средство пропаганды…» и «Рим и Киликия». Именно эти недостатки заставляют меня в очередной раз повторить – читать работы М.Г.Абрамзона надо крайне осторожно, постоянно проверяя приводимые им сведения и сделанные им выводы.

0

37

Sextus Pompey написал(а):

По современной убедительно доказанной гипотезе на монетах изображены сам Гней Агенобарб (на денариях) и его отец Луций (на ауреях).

а можно об этом поподробнее? кем доказано? в чем убедительность предложенных аргументов?

0

38

а можно об этом поподробнее? кем доказано? в чем убедительность предложенных аргументов?

Посмотрите у Плаксина-Рузаевой в статье о храме Сатурна.

0

39

Sextus Pompey  написал(а):

По современной убедительно доказанной гипотезе на монетах изображены сам Гней Агенобарб (на денариях) и его отец Луций (на ауреях).

Об этих денариях и ауреусах идет речь?
http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=99743
http://www.acsearch.info/search.html?id=453753
Если да, то на денариях точно Агенобарб. На денариях видимо более молодой, а на ауреусах уже более старый и тучный. Даже прическа с лысиной одинаковые.
Да и четко подписано, что Агенобарб. Интересно, а имя имеет отношение к наличию бороды? На денариях видимо имеет. А вот на аурее что-то нет бороды.
Кстати, а как правильно - Агенобарб или Агенобар?

0

40

Если да, то на денариях точно Агенобарб.

Я-то тоже так думаю, но мне нравится Ваша уверенность. Позвольте узнать - на чем она основана?

На денариях видимо более молодой, а на ауреусах уже более старый и тучный.

Эти денарии и ауреи чеканились одновременно... :)

0

41

С интересом прочел ветку. Sextus Pompey поднял актуальную тему и хорошо её проработал. Хотя, римская нумизматика не моя тема, но вовсе без неё обойтись не может (ИМХО) ни один нумизмат-античник. Серьезный разбор работ некоторых авторов, действительно, указывает, что "читать работы М.Г.Абрамзона надо крайне осторожно, постоянно проверяя приводимые им сведения и сделанные им выводы". Это, замечу, как раз особо важно для меня (и таких, как я, т.е. тех, кто "не глубоко в чужой теме" и доверяется шумно-публичному авторитету http://savepic.net/445517.gif )

+2

42

Спасибо за лестную оценку... :)

0

43

Всегда пытаюсь быть объективным... :)

0

44

Я бы с интересом почитал такой же разбор по греческой нумизматике...

0

45

Ну, я за такой разбор не возьмусь. :nope:
Замечу лишь, что почти каждая статья, в т.ч. по греч. нумизматике, как правило, включает в себя обзор мнений по рассматриваемому вопросу и их критический анализ :smoke:

0

46

Sextus Pompey написал(а):

Я бы с интересом почитал такой же разбор по греческой нумизматике...

Жаль эта тема у наших ученых мало развита, и почти всегда далее Боспорского и Понтийского царства не выходит, а то я бы ознакомился... есть какие-то видные работы по нумизматике греческих городов или царств на русском языке?

0

47

Alex написал(а):

Sextus Pompey написал(а):Я бы с интересом почитал такой же разбор по греческой нумизматике...Жаль эта тема у наших ученых мало развита, и почти всегда далее Боспорского и Понтийского царства не выходит, а то я бы ознакомился... есть какие-то видные работы по нумизматике греческих городов или царств на русском языке?

"Жаль эта тема у наших ученых мало развита, и почти всегда далее Боспорского и Понтийского царства не выходит"

Увы, это так. :'(

"есть какие-то видные работы по нумизматике греческих городов или царств на русском языке?"

Навскидку.  :rolleyes: Несколько слов по публикациям на русском.
В своё время Булатович С.А. защищала диссер по кизикинам (1971), сейчас ими занялся Захаров Е.В. (статьи), плотно занимается греко-бактрийскими и индо-греческими монетами Смирнова Н.М. (статьи), Суриков И.Е. исследует афинскую чеканку, в частности, «сов», Дюков Ю.Л. в рамках своего проекта по греческой мифологии на монетах опубликовал ряд статей, Кошеленко Г.А. писал о монетах Парфии и эллин. Востока, Коваленко С.А. написал ряд высокопрофессиональных статей по греческой нумизматике и т.д. и т.п.  :writing:

0

48

Да. Чаще всего эти публикации проходят в НС ГЭ, НС ГИМ, НС ГМИИ, НЭ, материалах ВНК и нумизматическизх чтений в ГЭ и ГИМ.

Отредактировано DD1380 (2014-12-11 12:11:56)

0

49

DD1380 написал(а):

Чаще всего эти публикации проходят в НС ГЭ, НС ГИМ, НС ГМИИ, НЭ, материалах ВНК и нумизматическизх чтений в ГЭ и ГИМ.

Громко звучит. На деле же это все удивительное умение сведущих говорить ни о чем. http://savepic.net/430157.gif

0

50

Громко звучит. На деле же это все удивительное умение сведущих говорить ни о чем

Все-таки подобные слова хорошо бы подкреплять фактами.
Ничто не мешает Вам взять любую статью и аргументированно покритиковать ее...
Попробуете?

+1

51

Sextus Pompey написал(а):

Все-таки подобные слова хорошо бы подкреплять фактами.
Ничто не мешает Вам взять любую статью и аргументированно покритиковать ее...
Попробуете?

Ересь Попова по Бактрии уже разобрал. Хватит с меня и этого.

0

52

Где можно почитать этот разбор?

0

53

Насколько сильно уважаю за знания Секста, на столько сильно поражает невежество Акросаса.

0

54

Флуд перенесен: То что в темах было не в тему...

0

55

Sextus Pompey написал(а):

Где можно почитать этот разбор?

А Вам как и DD1380 это бесполезно, ибо просто не хватит знаний чтобы понять.
К слову, я уже со времен форапа заметил, какие детсадовские вопросы порой задаете, как будто в нумизматику пришли только вчера. И это факт. Достаточно вспомнить Ваше недавнее удивление наличию храмовой чеканки в античности. А анализ стиля античных монет для Вас вообще нечто за гранью реальности.
Ладно бы хоть знали какие-то принципы (тут советую почитать форумную подпись Лодочника), так ведь нет. Ни принципов, не знаний по теме. Максимум что можете, это полагаться на свои любимые нарративные источники.
Так ответьте мне оба, как Вы можете судить о том, чего вообще не понимаете?
Я Вам очень советую для начала как-нибудь изучить нумизматические анализы Свороноса и Ньюэлла.

Флуд пренесен: То что в темах было не в тему...

0

56

А Вам как и DD1380 это бесполезно, ибо просто не хватит знаний чтобы понять.
К слову, я уже со времен форапа заметил, какие детсадовские вопросы порой задаете, как будто в нумизматику пришли только вчера.

Я никогда не претендовал на наличие у меня фундаментальных знаний по всем вопросам, поэтому не стесняюсь сказать, что что-то не знаю, или задать вопрос... Учиться никогда не поздно! :)
Поэтому повторно прошу дать ссылку на Ваш разбор книги Попова и приглашаю к участию в аргументированной критике других авторов.

Так ответьте мне оба, как Вы можете судить о том, чего вообще не понимаете?

В том-то и дело, что лично я, "не понимая", пытаюсь понять и познакомиться с серьезным разбором работ по мало знакомым мне темам.

Я Вам очень советую для начала как-нибудь изучить нумизматические анализы Свороноса и Ньюэлла.

Это слишком далеко от области моих интересов, поэтому я с удовольствием бы познакомился с популярным изложением их идей.

0

57

Sextus Pompey написал(а):

В том-то и дело, что лично я, "не понимая", пытаюсь понять и познакомиться с серьезным разбором работ по мало знакомым мне темам.

Возможно для начала стоит ознакомиться с самими работами, а потом уже с их критикой, а то я все пытаюсь понять, какой тогда смысл от ознакомления с одной только критикой. Видимо интересуют сами принципы, тогда другое дело. 
А критика работ Попова и Бопераччи по-факту уже целую неделю тут длится в соответствующей ветке.
Ту же антисвороновскую статью Зервоса по "сатрапам" лично я с Алексом критиковали по-полной несколько месяцев назад. Также по "сатрапам" в соответствующей ветке были очень подробно разобраны работы Ладынина, там правда в основном в защиту его работ.

0

58

Sextus Pompey написал(а):

Это слишком далеко от области моих интересов, поэтому я с удовольствием бы познакомился с популярным изложением их идей.

А вот в теме про Полиоркета неоднократно излагалась и мною защищалась идея Ньюэлла по поводу возможного портрета Антигона I Монофтальма.

Думается Вам темы про "сатрапов" и Полиоркета наверняка кажутся запутанными и малопонятными. Я вообще скажу, что там речь идет в первую очередь о двух серьезных проблемах, в которых лично я очень хочу разобраться:
1. Поиск хоть какого-нибудь достоверного портрета Антигона I Монофтальма, ибо его портреты на данный момент просто неизвестны;
2. Поиск подлинных прижизненных изображений Александра Великого, а то пока таковые разве что на монетах Пора имеются, и то не в виде портрета.

Другие же темы античности, в том числе и Бактрия, я уверен помогут мне разобраться в этих проблемах.

0

59

Sextus Pompey написал(а):

Эти денарии и ауреи чеканились одновременно...

И по поводу уверенности, я бы мог также задать Вам ответный вопрос, мол откуда такая уверенность в этой точной датировке.
А то один год может все решать, особенно в проблеме прижизненного портрета АМ.

0

60

И по поводу уверенности, я бы мог также задать Вам ответный вопрос, мол откуда такая уверенность в этой точной датировке.

Датировка основывается на титуле Агенобарба. Называть себя императором он мог только во время самостоятельного командования, то есть от Филипп до присоединения к Антонию. Если "по гамбургскому счету", то датировка чуть шире - с середины осени 42 г. до весны 40 г.

0


Вы здесь » Античная нумизматика и история » Монеты Римской республики » Нумизматические данные в российском антиковедении